© Н.А.Баранов

Баранов Н.А. Демократия в России: поиск национальной модели // Российское общество и власть: проблемы взаимодействия. Тезисы научно-теоретич. конференции. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. С.23-25.

Демократия в России: поиск национальной модели

Политическая практика последнего десятилетия свидетельствует о том, что демократия в России необратима. Политические силы приняли сложившиеся правила игры и соглашаются с ее результатами независимо от результатов – победы или поражения. Такое положение возможно в том случае, когда политические силы надеются на демократическую борьбу, которая поможет им одержать победу в будущем. Основные правила игры устанавливаются конституцией и соответствующими законами.

Новейшая история России демонстрирует неоспоримые свидетельства ключевой роли института свободных выборов. Многие позитивные перемены в нашей стране произошли именно потому, что качественное и регулярное проведение выборов становится одним из базисных условий обеспечения прав и свобод граждан Российской Федерации.

Вопрос об отношении к выборам является также вопросом об отношении к демократии. Как показывает политическая практика, в условиях политических кризисов, противостояния в обществе выборы являются важнейшим инструментом восстановления гражданского мира. Только они позволяют установить истинную расстановку политических сил, их фактическое, а не декларируемое влияние на общественные процессы. Отступление от этой демократической формулы, пренебрежение ею порождает кризисные процессы.

Периодичность избирательных кампаний всех уровней, напряженность борьбы на выборах, порой с применением грязных приемов, немалые расходы государственных и местных бюджетов на обеспечение выборов подчас вызывают у граждан и политиков сомнения в необходимости такого волеизъявления граждан. Однако, мировой опыт, в том числе российский, свидетельствует о том, что несменяемая, назначаемая власть – это власть, в наибольшей степени подверженная коррупции.

Критическим моментом при любом переходе от авторитарного правления к демократическому является преодоление порога, за которым никто не сможет вмешаться и повернуть вспять политический процесс, протекавший по установленным правилам. Специалисты склоняются к тому, что выборы в нашей стране свободные, но несправедливые. Несправедливость заключается в активном использовании практически безграничного в российских условиях административного ресурса, недостаточном контроле за финансовыми средствами, используемыми при проведении предвыборных кампаний, в прямом подкупе избирателей и других нарушениях, ставшими для российской политической действительности обычным явлением. Эти нарушения являются последствиями неокрепшей российской демократии, низкого уровня жизни большинства россиян, что позволяет приходить к власти на популистской волне политикам, которые не собираются эффективно решать назревшие проблемы в регионах, а в первую очередь укрепляют свое влияние за счет авторитарных методов руководства, преследования оппозиции, административного давления на средства массовой информации, отстаивающих альтернативную точку зрения. Российская демократия очень молода, поэтому издержки ее вполне объяснимы неопытностью масс в политической жизни. Однако, политическая социализация граждан от выборов к выборам совершенствуется, популистам все сложнее добиваться поддержки у избирателей, а появляющийся политический опыт у населения является гарантом демократического развития страны.

Президент, учитывая неспособность власти эффективно решать стоящие перед регионами и страной задачи, предлагает укрепить властную вертикаль за счет отказа от всенародных выборов региональных руководителей исполнительных органов власти, делегируя эти полномочия представителям народа – депутатам законодательных собраний субъектов федерации. В странах с развитой демократией люди, выбирая руководителей, могут ошибиться, но на следующих выборах они свою ошибку непременно исправят, если избранный кандидат не оправдал доверия. Система, предлагаемая России, практически не зависит от выбора народа.

Другим предложением Президента является переход на пропорциональную избирательную систему выборов законодательных органов власти всех уровней. В каждой стране, перешедшей к демократизации, складывается своя система, которая основывается как на международном опыте, так и на национальных особенностях. Демократия в России тоже ищет свой путь, который сможет привести к созданию эффективной системы власти, заботящейся о людях и поддерживаемой обществом.

Пропорциональная система голосования станет толчком к дифференциации региональных лидеров по принципу политической идентификации. Соотносить результаты деятельности главы исполнительной власти субъекта федерации с конкретной политической партией можно только в том случае, когда победившая на выборах в региональный парламент политическая сила сама формирует исполнительную власть.

Предложения Президента являются попыткой политизировать общество, заставить его активно влиять на своих руководителей через законодателей, сохранив при этом в своих руках механизмы формирования и влияния, прежде всего, на исполнительные структуры власти как на федеральном уровне, так и в регионах. Если исходить из характерной особенности демократии, заключающейся в неопределенности результатов для всех ее участников, то предварительно можно сделать вывод о демократическом характере политических преобразований в России. 

К другим статьям

На первую страницу