Тема 12. Антиглобализм

1.      Антиглобализм как социально-политическое движение

Антиглобализм - социально-политическое движе­ние, возникшее в конце XX в. Сторонники антиглоба­лизма, как правило, не используют это название для самоидентификации (или используют его в кавычках), т. к. движение считает необходимым не противостоять процессам интеграции, а изменить господствующую ныне либеральную капиталистическую форму глоба­лизации. Основной целью движения является разви­тие процессов интеграции экономик, народов и куль­тур на основах демократии, социальной справедливо­сти, уважения самостоятельности и самобытности на­ционально-культурных образований.

Антиглобализм - идейные воззрения общественных организа­ций, движений и инициативных групп, ведущих борьбу с соци­альными, экономическими, политическими и экологическими по­следствиями глобализации в ее нынешней форме.

Антиглобалистское движение (другое название - «новый антикапитализм») - новейшая форма ради­кального протеста против политики глобализации, установления нового мирового порядка, проводимой транснациональными корпорациями (ТНК) и объеди­нениями ведущих мировых держав. Олицетворением данной политики для антиглоба­листов выступают: Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ), Всемирная торговая организация (ВТО), а также корпорации McDonalds и Microsoft.

В идеологической сфере противостоит неолиберализму с его концепцией всеобщей маркетизации. Неолиберальная политика рыночного диктата, по мнению антиглобалистов, при­водит к упадку многих национальных отраслей произ­водства, уничтожению традиционных народных про­мыслов и ремесел, национальных сельскохозяйствен­ных культур, подрывает продовольственный сувере­нитет стран. Глобализм и неолиберализм рассматри­ваются как две тесно связанные концепции современ­ной идеологии капитализма.

Участники антиглобалистских акций придерживаются различ­ных, нередко противоположных представлений о глобализации, альтернативах этому процессу и тактике практических действий. В целях самоидентификации ими используются названия «антигло­балистское движение» и «альтерглобалистское движение» («движе­ние за альтернативную глобализацию», «движение за глобальную справедливость», «движение движений» и т. д.). Мировоззренче­ской основой большинства антиглобалистских групп служит фило­софия постмодернизма с характерной для нее эклектичностью и способностью соединять в единое целое разнородные субъекты и явления.

Массовое протестное движение против негативных последствий глобализации заявило о себе на рубеже XXXXI вв. интернацио­нальными акциями в Лондоне, Сиэтле, Вашингтоне, Праге, Генуе, Давосе и других городах. Участники движения за альтернативную глобализацию стремятся приурочить свои выступления к встречам глав государств «Большой восьмерки», саммитам организаций глобалистского направления (МВФ, ВТО), ежегодным экономическим форумам в Давосе, проводимым влиятельными финансистами, биз­несменами и политиками. С каждым годом демонстрации приобре­тали все больший размах и носили ярко выраженный антиамери­канский характер.

Многие представители этого направления предпочитают называть себя альтерглобалистами, подчеркивая, что они предлагают свою альтернативу миру, а не только отрицание сложившегося миропорядка. Глобализация – процесс объективный, но антиглобалисты выступают против глобализации, осуществляемыми транснациональными корпорациями и правительствами небольшой группы западных стран, преследующих узкокорыстные цели.

Впервые об антиглобализме заговорили в 1994 году, когда в мексиканском штате Чьяпас началось партизанское движение под руководством субкоманданте Маркоса[1]. В отличие от всех прочих повстанческих движений, партизаны Маркоса не стремились брать власть. Требования чьяпасских повстанцев правительству заключались в защите тропических лесов и сохранении традиционного быта местных индейцев. Одновременно Маркос одним из самых первых политических деятелей стал использовать Интернет с пропагандистскими целями.

В 1999 году антиглобализм стал особенно знаменит. В этот год состоялись такие значительные акции, как разрушение французским крестьянином (и одновременно одним из лидеров антиглобализма) Жозе Бове[2] строящегося Макдональдса ради защиты французских сыров (производство которых было признано «нерентабельным» чиновниками Евросоюза), в Лондоне прошел «Антикапиталистический марш» (Антикап), а в американском городе Сиэтле демонстрации протеста против проводимых здесь мероприятий министерской конференции ВТО привели к значительным уличным столкновениям. Подобные столкновения сопровождали почти все мероприятия, проводимые лидерами транснациональных корпораций и международных наднациональных структур. Особенно значительные беспорядки произошли в 2001 году, во время встречи «большой восьмерки» в Генуе, когда не менее 300 тысяч антиглобалистов участвовали в баррикадных столкновениях. 

Антиглобализм — это международное движение за глобализацию «снизу» в интересах граждан. Он объ­единяет представителей различных социальных слоев и групп от безработных до представителей высшего класса. Стихийно возникшее движение, не имеющее общего руководящего органа, представляет новую, всемирную форму общественной организации. Представляет собой широкий спектр коалиций раз­личных общественных движений и организаций, а так­же политических организаций левой ориентации. Включает в себя профсоюзные, женские, молодеж­ные, экологические, пацифистские и другие неправи­тельственные организации и политические партии (традиционно коммунисты, троцкисты и т.п). Поддер­живает неформальные связи через Интернет.

Роль «мозговых центров» антиглобализма играют Всемирные социальные форумы. Первый такой Форум состоялся в бразильском городе Порту-Аллегри в январе 2001 года. В дальнейшем подобные Форумы, как всемирные, так и региональные (состоялись уже четыре европейских форума) стали регулярными.

Программа анти­глобализма обсуждалась на Всемирных социальных форумах в Порту-Алегри (2001 и 2002). Во Всемир­ном социальном форуме в Порту-Алегри в Бразилии в 2002 г. приняло участие более 70 000 человек, пред­ставлявших 4900 организаций и движений из 123 стран мира. Основные лозунги форума — «Мир не то­вар», «Иной мир возможен».

Основной причиной создания антиглобалистского движения является глобальное утверждение товарно-денежных отношений и глобального рынка с его крайне жестокими правилами регулирования, подрывом моральных норм поведения человека, редукцией человека к экономическому животному. Причиной создания движения явилось также создание социального, экономического и политического пространства, и подавляющая часть человечества лишилась своих демократических прав, свобод, возможности участия в принятии решений и права на нормальную человеческую жизнь. В результате создания этих глобальных пространств резко увеличивается разрыв между богатыми и бедными, а мировое разделение труда подрывает возможности получения современного образования, знания и, за исключением небольшой доли интеллектуалов из этих стран, лишает их возможности рaвноправного доступа к благам всемирной цивилизации.

Участники движения полагают, что предлагаемый миру «сверху» нынешний путь развития носит тупиковый характер, резко усиливает зло и несправедливость в современном мире, подавляет личность, и поэтому они предлагают свой, альтернативный, гораздо более гуманный путь развития. Этот более социально справедливый, более прогрессивный в техническом экономическом отношении, но прежде всего в человеческом измерении мир предлагается создать путем диалога, совместного поиска, путем теоретических исследований и практической деятельности всех стран мира.

Антиглобализм строится не как бюрократическая пирамида с единым центром, а как подвижная совокупность взаимопересекающихся сетей и включая лиц, борющихся за сохранение окружающей среды, прав иммигрантов, сохранение рабочих мест, обуздание финансовых спекуляций, прекращение войн, развитие местного самоуправления и т.п.

Организационными принципами деятельности стали:

Ø  объединение на основе мобилизации и практической деятельности, а не формального членства жестко заданной программы;

Ø  сетевой принцип организации, открытость, гибкость, подвижность форм;

Ø  самоуправление, «сетевая» («консенсусная демократия, демократия участия как механизмы самоорганизации;

Ø  межклассовый, кросс-идеологический характер при общей ориентации на достижение практических результатов по созданию более свободного, гуманного, социально-справедливого мира.

Антиглобализм тесно сотрудничает со старыми социальными движениями, прежде всего профсоюзами, и левыми партиями. В работе антиглобалистов господствуют принципы толерантности, плюрализма, открытости, мобилизации и совместной работы. В на­стоящее время создан международный комитет, пред­ставляющий сотни организаций и движений, который открыт для приема новых организаций.

Таким образом, движение антиглобализм можно рассматривать как движение против механизма гло­бальной власти — огромной сложности механизма, которому подчинены важнейшие ресурсы власти: не имеющие аналогов в мире военно-политические ма­шины, контролирующие оружие массового уничтоже­ния, средства массовой информации, основные меж­дународные политические институты. Этот механизм власти устанавливает правила игры, в которой субъ­екты глобализации организованы в единую (хотя и внутренне противоречивую) силу. Эта глобальная но­менклатура определяет основные решения мировой политики и экономики, провозглашая все это демо­кратией. Рыночный фундаментализм решающим фак­тором общественной жизни делает деньги и редуциру­ет человека и человеческую жизнь к животному состо­янию. Основное социальное противоречие состоит в том, что выступает, с одной стороны, чрезвычайно мощный международный капитал, а с другой наем­ные работники, по сути дела, лишающиеся последней социальной защиты в лице профсоюзов (куда проник­ли мафиозные структуры) и государства, роль которых резко ослабла в функциональной защите земли, капи­тала и труда.

Возникновение антиглобализма также связано с ослаблением антисистемного противодействия нега­тивным моментам глобализации. Весьма важным, су­щественным моментом движения антиглобализации является имперское навязывание ценностей западно­го мира всем другим странам и народам. В движении антиглобализм ярко проявляется стремление к сохра­нению самобытности, уникальности своих культур, возможности выбора самостоятельного пути разви­тия, которых их лишает глобализм.

Позитивная программа действий антиглобализма предполагает:

Ø  укрепление солидарности национальных, дейст­вующих в различных странах сил, борющихся против неолиберальной экспансии, массового наступления на социальные права граждан;

Ø  переход к другой интеграции «игроков», т.е. ин­теграции народов, граждан и их демократически сфор­мированных представительств, а не закрытых корпоративных структур типа ТНК, ВТО, НАТО и т.п.;

Ø  реформирование и радикальную демократиза­цию всех уровней принятия решений; приоритет демо­кратически сформированных органов управления над корпоративными на всех уровнях - от местного само­управления до ООН;

Ø  демократический контроль над финансовыми и др. рынками, введение специального налогообложе­ния финансовых спекуляций, т.н. «налога Тобина»[3], который дал бы миру средства, достаточные для реше­ния в течение 10 лет целого ряда проблем наиболее бедных стран;

Ø  отмену долгов «третьего мира»;

Ø  демократическое решение проблем финансовой поддержки беднейших регионов мира (демократичес­кий контроль над деятельностью МВФ, Мирового банка и т.п.);

Ø  демократическое регулирование всех сторон международных экономических отношений («правил» торговли, движения капиталов, рабочей силы), в част­ности разработка и внедрение имеющих обязательную юридическую силу правил контроля над деятельнос­тью ТНК, обеспечивающих соблюдение международ­ных стандартов в области труда, природопользования, соблюдения социальных и иных прав человека, уста­новленных ООН и ее соответствующими специализи­рованными учреждениями; включающих участие тру­дящихся и граждан в управлении деятельностью ТНК по кругу вопросов, затрагивающих интересы работни­ков и жителей;

Ø  введение единых (или хотя бы согласованных) норм организации и оплаты труда, социальной защиты (с целью постепенного выравнивания уровней доходов трудящихся в разных странах и регионах); значительная часть антиглобалистов ведет борьбу за открытость границ и свободу перемещения людей, против ограни­чений на иммиграцию и прием беженцев;

Ø  запрет принудительного труда, дискриминации работников по национальному и иным признакам, двойной эксплуатации иммигрантов и т. п.;

Ø  введение единых экологических норм, равно­мерное распределение бремени загрязнения окружа­ющей среды между различными странами; гуманизация взаимоотношений между людьми, обществом и природой;

Ø  альтернативную интеграцию, предполагающую как минимум развитие принципов социальной рыночной экономики и как максимум посткапиталистическую модель интеграции;

Ø  создание системы стабильного гарантированно­го перераспределения части мирового богатства (в первую очередь доходов ТНК и других крупнейших корпоративных структур) в пользу беднейших слоев населения Земли, чему может способствовать про­грессивный налог на финансовые спекуляции;

Ø   ликвидацию монополии «глобальных игроков» на «ноу-хау» и современное образование;

Ø   безвозмездную помощь развитию современных форм образования, высоких технологий, фундаментальной и прикладной науки, национальной культуры в развивающихся странах с последующим использова­нием их достижений всеми народами, в том числе гражданами развитых государств;

Ø   в перспективе - развитие принципов общедоступности, свободного распространения знаний и ин­формации, отказ от частной собственности на знания, преодоление сложной системы международных и на­циональных правил, приводящих к монополии «гло­бальных игроков» на современные технологии, «ноу-хау» и т.п.;

Ø   добровольную и справедливую интеграцию на­родов «снизу»;

Ø   признание и законодательное закрепление права коренных народов на самоопределение, свой язык, систему образования, культуру и т.п.;

Ø   поддержку многообразия культур, традиций, ценностей и т.п.;

Ø   уважение и использование в международном общении достижений и ценностей каждого сколь угодно малого народа;

Ø   позитивную альтернативу глобализации, развитие существующих форм современного, высокоэф­фективного производства, способствующего преодо­лению гипертрофированного (искусственно перераз­витого) международного разделения труда.

Для антиглобалистского движения характерно расширение социального и политико-идеологического состава. В нем участвуют «зеленые» разных стран и оттенков, сторонники оказания помощи развиваю­щимся странам, многочисленные ассоциации защиты гражданских прав (феминистские, молодежные, борьбы против расизма, отстаи­вания прав иммигрантов и меньшинств), профсоюзные активисты, политизированные течения и клубы преимущественно левого толка (антивоенные, антиавторитарные, анархистские и т. д.). В основе этой коалиции лежит осознание взаимосвязи глобальных проблем, их обусловленности иррациональностью и антигуманностью суще­ствующего общественного устройства, основу которого составляет доминирование транснациональных корпораций.

Большинство групп антиглобалистов принадлежит к левому и левоцентристскому спектру. Однако против глобализации выступают и многие националистические и ультраправые движения (напри­мер, французский «Национальный фронт»)

В антиглобалистском движении существуют два течения - уме­ренное и радикальное. Представители умеренного движения выступают за:

Ø  ис­пользование структур гражданского общества в решении наиболее острых глобальных проблем;

Ø  усиление контроля над деятельностью корпораций;

Ø  проведение дискуссий по наиболее актуальным вопро­сам современности;

Ø  поиск альтернатив гегемонии транснациональ­ного капитала.

Их деятельность концентрируется на проведении со­циальных форумов с целью противопоставить саммитам мировой политической и экономической элиты максимально широкий спектр мнений гражданского общества.

Радикалы придерживаются такти­ки прямого действия - разрушения корпоративной собственности, жестких столкновений с полицией, практикуемых анархистами.

Самоорганизующееся антиглобалистское движение, противо­стоящее наднациональным центрам финансово-экономической власти, можно рассматривать как одну из зачаточных форм гло­бального гражданского общества. Такого мнения, в частности, придерживаются авторитетные исследователи Лондонской школы экономики, возглавляемой известным социологом и признанным идеологом лейборизма Э. Гидденсом. Эта позиция отражена ими в ежегоднике «Глобальное гражданское общество» (GlobalCivilSociety / Eds. H. Anheier, MGlasius, M.Kaldor. Oxford. 2001-2006).

Сегодня антиглобалистское движение объединяет самые разнообразные общественные организации - студенческие, профсоюзные, правозащитные, эколо­гические, фермерские союзы, общества защиты прав потребителя, ассоциации ученых и др. из Европы, США, Канады, Латинской Америки, Азии, Австралии. Оно имеет широкую сеть информационно-координа­ционных центров, многие из которых осуществляют свою деятельность через Internet. Среди них «DestroyIMF» — международная организация, выступающая за ликвидацию МВФ, «FriendsoftheEarth» — сетевое экологическое сообщество, «Transnational» — меж­дународная организация, ведущая борьбу с ТНК путем распространения сведений о пагубности их деятельнос­ти, «PeoplesGlobalAction» — международная организа­ция, выступающая против либерализации торговли в рамках ВТО, «Inpeg» — оргкомитет антиглобализма, объединяющий активистов из разных организаций, за­нимающихся подготовкой акций протестов и др.

2.      Идейно-теоретические основы антиглобализма

Идеология антиглобализма начала складываться в начале 1990-х гг. в Латинской Америке, где противоречия глобализации проявились особенно остро. Одним из первых критиков глобализации в ее ны­нешней американоцентричной форме был кубинский президент Ф. Кастро, который в 1993 г. говорил об опасности создаваемых мощных экономических блоков, в которых транснациональные ком­пании осуществляют диктат по отношению к национальным прави­тельствам. Теоретические постулаты альтернативного движения находятся в стадии становления и изменения, в их разработке принимает участие ряд лауреатов Hобелевской премии, а также такие известные ученые как И.Валлерстайн, С.Амин и др. Разра­боткой идейно-теоретической базы занимаются многие научные центры, универ­ситетские профессора, эксперты и аналитики непра­вительственных организаций, нацеленные на поиск альтернативных моделей развития современного ми­ра. Среди идеологов антиглобализма - П. Бурдье, С. Джордж, Н. Клейн, Д. Бэкон, В. Шива, К. Ллойд, К. Харман, Л. Ларуш, Т. Кларк и др. Видную роль в развитии идейной и политической базы движения иг­рают приверженцы анархизма и анархо-синдикализ­ма — Н. Хомский, Ж. Бове.

На взгляды антиглобалистов значительное влияние оказали раз­личные демократические, левые и альтернативистские идеи XX в., начиная с концепций прав человека, гражданского участия в само­управлении и кончая анархизмом, воззрения участников новых со­циальных движений - антивоенного, экологического, феминистско­го, сторонников культурного разнообразия и т. д.

Существенное воздействие на антиглобалистов оказали:

Ø  книга канадской писатель­ницы Наоми Клейн «Нет Лого» (NoLogo: NoSpace, NoChoice, NoJobs. 2001), в которой подверглись критике про­изводственная политика транснациональных корпораций, вызы­вающая обострение проблемы занятости в развитых странах и появ­ление по существу рабских форм эксплуатации в третьем мире, вездесущая реклама, разрушающая национальную культуру;

Ø  работа известного индийского эколога Ванданы Шивы «Биопиратство, грабеж природы и знания» (Biopiracy: ThePlunderofNatureandKnowledge. 1997), обвинившей колониализм в созда­нии монокультуры и хищническом использовании окружающей сре­ды в развивающихся странах;

Ø  труд лауреата Нобелевской премии по экономике Амартия Сена «Развитие как свобо­да» (DevelopmentasFreedom. 1999), предложившего новую денеж­ную систему с валютой, стоимость которой будет основываться на расчете свободного времени;

Ø  труды известных ученых и обществен­ных деятелей Зигмунта Баумана, Иммануила Валлерстайна, Ноама Хомского, Славоя Жижека, Антонио Негри.

Естественно, что на такой разнородной основе не могла сфор­мироваться цельная и устойчивая идеология. Политические, эконо­мические, социальные взгляды участников антиглобалистского дви­жения весьма различны и нередко полярны. В общем и целом в русле антиглобалистского движения прослеживаются две тенденции:

1) отрицание неолиберального варианта капитализма и «край­ностей» свободы торговли;

2) поиск альтернативы существующему строю.

Среди основных идей, разделяемых многими антиглобалиста­ми, -

Ø  критика транснациональных корпораций как источника «все­ленской власти»;

Ø  призывы к укреплению суверенитета и власти национальных государств в противовес «транснациональному конт­ролю»;

Ø  защита национальных культур от разлагающего воздействия массовой поп-культуры и «стандартизации умов»;

Ø  укрепление и «поощрение национального производства» в противовес «трансна­циональному»;

Ø  протест против потребительского и хищнического отношения к природе, растущего разрыва в уровне доходов и по­требления в странах «золотого миллиарда» и третьего мира.

Идею укрепления суверенитета национальных государств актив­но отстаивают, с одной стороны, многие движения и организации антиглобалистов из стран третьего мира, а с другой - умеренное крыло антиглобалистских движений из индустриально развитых стран. Первые видят в нем средство защиты своих народов от угне­тения со стороны транснациональных корпораций и сохранения на­циональных сообществ, вторые с кейнсианских позиций противопо­ставляют нынешнему неолиберальному капитализму регулируемый, рассматривая национальное государство как орудие обеспечения интересов населения, предотвращения духовной деградации об­щества.

Участвующие в антиглобалистском движении экологисты-радикалы настаивают на безусловном признании самоценности приро­ды, необходимости во имя ее сохранения коренным образом изме­нить стиль жизни людей и их хозяйственную деятельность. Чтобы предотвратить разрушение природы, они требуют отказа от эко­номической выгоды, установления строжайшего контроля за прак­тическим применением многих научных достижений и полного запрета на использование некоторых из них. Для изменения эколо­гической ситуации первостепенное значение придается совершен­ствованию законодательства, увеличению финансирования приро­доохранных мероприятий, обеспечению экологического воспитания и пропаганды.

На идею антиглобализма работают многие моло­дежные марксистские и социалистические организа­ции. Например, в августе 2001 г. в Сиднее состоялась конференция молодых социалистов-антиглобалистов «Марксизм-2001. От антикапитализма к революции», на которой обсуждался вопрос о соединении марксиз­ма с движением антиглобализма. Участниками конфе­ренции отмечалось, что марксистские традиции могут укрепить идейно-теоретическую базу и политический дух нового движения в сторону усиления борьбы про­тив современных ТНК и неолиберализма. В ходе кон­ференции обсуждались вопросы о роли ленинизма в XXI в., о демократическом централизме, о сущности ультралевизны, о создании объединенного фронта ан­тиглобалистов и др.

В рамках антиглобалистского движения проблемы окружающей среды ставятся в широком социальном контексте - во взаимосвязи с проблемами развития местного самоуправления и инициатив ло­кальных обществ, сохранения рабочих мест, борьбы против господ­ства ТНК, финансовых спекуляций и диктата транснациональных институтов, защиты прав иммигрантов, обуздания гонки вооруже­ний и т. д.

В выступлениях антиглобалистов против «транснационального контроля» существенную роль играют антиамериканские настрое­ния многих групп и организаций, обвиняющих США и американ­ские корпорации в навязывании своей власти остальному миру. Эти настроения усилились после военных акций, предпринятых США в бывшей Югославии, Афганистане и Ираке, в связи с расширением НАТО и распространением американского военного присутствия в других странах. Острие критики имперского курса США часто об­ращено и против тех государств, которые воспринимаются как их «сателлиты» (например, Израиль). Одновременно выражаются сим­патии в адрес национально-освободительных движений, игнори­руя акты насилия с их стороны против гражданского населения, ре­лигиозных и этнических меньшинств.

Обеспокоенность по поводу растущего влияния антиглобализма как идеологии и политической практики для нынешнего статуса Соединенных Штатов высказывает один из ведущих американских политологов 3б. Бжезинский: «В период, когда стало модно считать, что век идеологий закончился, антиглобализация, сплавляя в единое целое марксистский экономический детерминизм, христианский гу­манизм и тревогу о состоянии окружающей среды, подогреваемая сознанием глобального неравенства и обыкновенной завистью, име­ет шансы стать цельной и глобально привлекательной антиамери­канской доктриной.

Если это случится, то контркредо может превратиться в мощное орудие для всемирной мобилизации масс. В какой-то момент оно может стать объединяющей идеологической платформой для созда­ния коалиции не только различных политических течений, но и го­сударств, которые объединятся для противодействия американской гегемонии».

Некоторые левые участники антиглобалистского движения раз­деляют идеи Михаэла Хардта и Антонио Негри. Согласно их точке зрения, система противоборствующих национальных империалис­тических государств прекратила существование, границы между «первым» и «третьим» мирами стираются процессами глобализа­ции. В результате возникает новый глобальный имперский сувере­нитет, связывающий воедино всемирную систему угнетения и эксп­луатации, в которую включены правящие круги как центра, так и периферии глобального хозяйства. Возражая против антиамерика­низма, создатели теории «империи» полагают, что возникающая Империя - это политически единый мир и глобальный рынок с до­минированием наднационального права и универсальных ценнос­тей, привилегированным положением Соединенных Штатов в гло­бальных иерархиях. Поскольку Империя через глобальные сети «снимает» колониальные, расовые и межимпериалистические про­тиворечия, носителями протестных настроений против транснацио­нальных корпораций становятся массы, а целью - освобождение человечества.

Однако эти взгляды оспариваются многими участниками анти­глобалистских движений. Они ссылаются на такие реалии, как взрыв национализма, распространенность антиамериканизма, кор­розия мультикультурности, обострение противоречий между США и Великобританией, с одной стороны, и Францией и Германией - с другой.

Одним из влиятельных противников глобализации и оппонентов МВФ и ВБ является Л. Ларуш[4], основа­тель т.н. Шиллеровского института, стоящий на ради­кальных позициях. Согласно Ларушу, после объеди­нения Германии и распада СССР миру фактически бы­ла навязана идея новой Римской империивсемир­ного англоязычного государства, управляемого из лондонского и нью-йоркского Сити. Задача идеологов глобализации — создание единого государства, кон­тролируемого из одного центра банкирами, которые по своему произволу решают, кому умереть, а кому жить и развиваться. «Иначе говоря, олигархи стре­мятся захватить безраздельную власть над миром». Олигархи больше всего заинтересованы в изобрете­нии различных средств оглупления населения, во вне­дрении низкопробной массовой культуры, так как не­образованными людьми легче управлять. Они заинте­ресованы также в сокращении с помощью экономиче­ских рычагов и программ планирования семьи населе­ния бедных стран, дабы ослабить их сопротивление глобализации, которая, по Ларушу, является полити­кой геноцида. «Политика МВФ и Всемирного банка, - отмечает он, — так же преступна, как политика наци­стов, она ведет к гибели населения». Путь сопротив­ления глобализации Ларуш видит в координации дей­ствий правительств суверенных государств, выступа­ющих за равноправие на международной арене и про­тив неоколониальной системы мировых олигархов.

Одной из ведущих теоретических разработок анти­глобалистов является концепция сущности деятель­ности ТНК как racetobottom («вверх по лестнице, ве­дущей вниз»). Ее сторонники считают, что глобализа­ция позволяет ТНК разворачивать свою деятельность в экономически слаборазвитых странах, где они могут получать максимальную прибыль и при этом не забо­титься о поддержании высоких стандартов охраны труда и окружающей среды. Трудящиеся бедных стран готовы работать за гроши и не бороться за свои пра­ва, как на Западе, где рабочие находятся под защитой могущественных профсоюзов и правозащитных организаций. В связи с неравномерным развитием совре­менного мира глобализация позволяет ТНК игнори­ровать сложившиеся механизмы защиты прав челове­ка и среды его обитания, которыми так гордятся за­падные либеральные демократии Достаточно перене­сти инвестиции в безропотный «третий мир» — и по­лучение сверхприбылей гарантировано. Итогом такой деятельности ТНК является увеличение разрыва меж­ду богатыми и бедными странами, усиление социаль­ного расслоения общества и поляризация обществен­ных сил.

В качестве альтернатив существующему общественному поряд­ку антиглобалисты выдвигают идеи «укрепления гражданского об­щества», или «новой гражданственности» и «партиципаторной де­мократии» (демократии участия). Они широко распространены на левом фланге антиглобалистского движения (левые социалисты, со­циал-демократы, коммунисты, троцкисты и др.).

Сторонники «укрепления гражданского общества» выступают за активное участие граждан в процессе принятия политических реше­ний. Согласно этим представлениям, граждане должны быть хоро­шо информированными и сознательными для эффективного исполь­зования механизмов представительной демократии и благодаря этому - к осуществлению контроля над глобализацией.

По мнению приверженцев «новой гражданственности», главными субъектами гражданского общества должны стать участвующие в антиглобалист­ском движении общественные (неправительственные) организации. Часть сторонников «новой гражданственности» рассчитывают до­биться демократизации власти путем осуществления «партиципа­торной демократии» (демократии участия).

В целом предлагаемая модель общественного переустройства призвана соединить существующую систему представительной вла­сти с привлечением граждан к участию в принятии политических решений. В качестве доказательства возможности функциониро­вания такой модели антиглобалисты ссылаются на опыт сотруд­ничества городских властей бразильского города Порту-Аллегри с неправительственными организациями и общественными ассоциа­циями в распределении бюджетных статей расходов.

Наиболее левая часть антиглобалистского движения, придержи­вающаяся анархистских традиций и скептически относящаяся к государству, отвергает идею реформирования существующего строя и настаивает на «альтернативном» развитии общества. Широкой изве­стностью в этих кругах пользуется книга шотландского социолога Джона Холлоуэя «Изменить мир, не беря власть», основная идея которой сводится к созданию социальных пространств, автономных по отношению к государству и капиталу. По его мнению, ставка марксистов и реформистов на изменение общества с помощью госу­дарственной и правительственной власти потерпела фиаско, по­скольку сердцевина власти - не в государстве как таковом, а в соци­альных отношениях, проникнутых несвободой, фетишизмом и отчуждением. Простая смена власти, согласно Дж. Холлоуэю, ниче­го не меняет в обществе при этих отношениях.

Капиталистические и авторитарные общественные отношения, полагает Дж. Холлоуэй, могут быть изменены лишь благодаря аль­тернативной социальной практике, которую осуществят сами угне­тенные в процессе сопротивления и самоорганизации. Конкретные проявления формирования новой системы общественных отноше­ний он видит в кооперации и взаимопомощи на местном и квар­тальном уровнях, захвате фабрик и заводов, в налаживании само­обеспечения и т. д.

Антиглобалисты берут на вооружение критические выступления видных ученых, направленные против рецептов советников и «транзитологов» из МВФ, других международных организаций, предлагающих модели и проекты маркетизации экономик стран «тре­тьего мира» и новых посткоммунистических госу­дарств. В последнее время с такой критикой выступи­ли хорошо известные в России профессор Гарвардско­го университета Д. Сакс и профессор Нью-Йоркского университета С. Коэн. В своей последней книге «Про­вал крестового похода США и трагедия посткоммуни­стической России» Коэн обвиняет советников из МВФ в универсализации и абсолютизации принципов монетаризма, в игнорировании национальных особен­ностей страны, в стремлении навязать посткоммунис­тической России американскую неолиберальную мо­дель экономики «Последствия этого миссионерского похода, - отмечает Коэн, - оказались плачевными - и для России, и для американской репутации, и для американско-российских отношений».

Все изложенное дает основания оценивать идейные воззрения антиглобалистов как пеструю амальгаму взглядов и концепций, продукт взаимодействия разных народов и культур в поиске альтер­нативных господствующему порядку моделей развития, которые учитывали бы интересы большинства социальных групп и слоев и основывались на справедливых и гуманных началах.

3.      Антиглобалистское движение в России

Антиглобалистское движение в России - дви­жение противников неолиберальной капиталистичес­кой глобализации. В конце 90-х гг. XX в. в России ста­ло развиваться демократическое движение, ориенти­рованное на солидарность с международными анти­глобалистами в их борьбе за иную модель интеграции, против подчинения России и других стран требовани­ям и правилам ВТО, МВФ, НАТО, ТНК.

Инициатора­ми такого движения (оно начало свою деятельность как движение «Мир не товар») стали ряд неправи­тельственных организаций и социальных движений - профсоюзных, экологических, научных, студенческих, а также ряд леворадикальных групп демократической левой ориентации. Активисты антиглобалистского движения ищут гуманитарные альтернативы глобали­зации. Их цели в основном совпадают с позитивной программой международного антиглобалистского движения (хотя в нем есть цели и задачи, отражающие сугубо российскую действительность).

Среди задач антиглобалистского движения в России:

Ø  пропаганда требования аннулирования внешних долгов;

Ø  борьба против национальной и иной дискриминации меньшинств, защита прав иммигран­тов в России;

Ø  противодействие росту национализма, фундаментализма как реакционных псевдоальтерна­тив капиталистической глобализации;

Ø  проведение ан­тивоенных кампаний;

Ø  борьба против гегемонизма, за создание подлинно гуманного мирового сообщества;

Ø  возможность выбора самостоятельного пути разви­тия, сохранение всех самобытных культур и цивилиза­ций и т.п.

В России настроения антиглобализма впервые вы­лились в открытые политические акции протеста в 1999 г., поводом для которых стала силовая политика НАТО и других крупных международных организаций в отношении Югославии. В целом же российские про­тивники глобализации и неолиберализма не принима­ют активного участия в международных акциях движе­ния антиглобалистов. Основными формами их проте­ста являются выступления на научно-практических конференциях, партийно-политических и обществен­ных форумах, в периодической печати.

Отставание российского антиглобалистского движения от зарубежных аналогов связано с иной моделью интеграции России в мировое сообщество, ориентированной на протекционизм, опору на собственные силы, усиление национальных государственных институтов. Это в значительной сте­пени создает иллюзию отстраненности России от вли­яния негативных последствий ее вовлеченности в про­цессы глобализации.

Российский антиглобализм имеет как зарубежные европейские, так и собственные корни. В нем просматриваются два течения - «новые левые» и «охранители». Первое ориентировано на евро­пейскую альтерглобалистскую идею о возможности иной глоба­лизации, свободной от издержек нынешней, - «глобализацию в солидарности». Второе рассматривает глобализацию как угрозу на­циональным традициям России и видит будущность страны в «осо­бом пути» ее развития. Поддержку «охранительному» крылу анти­глобализма оказывает часть политической и экономической элиты российского общества, интересы которой расходятся с интересами транснационального капитала, требующего либерализации эконо­мического пространства России. 

[1] Субкоманда́нте Инсурхе́нте Ма́ркос (1957) – псевдоним, предполагают, что настоящее имя субкоманданте - Рафаэль Себастьян Гильен Висенте. Левый радикальный писатель и философ, главный идеолог и пропагандист Сапатистской армии национального освобождения, поднявшей индейское восстание в 1994 году в Мексике в штате Чьяпас, автор более 200 эссе и 21 книги. Легенда и общепризнанный символ антиглобализма. На публике всегда появляется в чёрной маске — «пасамонтане».

[2] Жозе Бове (1953) - французский фермер и общественный деятель, сторонник антиглобализма, синдикалист, активист профсоюза сельскохозяйственных работников Франции. Участник президентских выборов во Франции 2007 года, получил 1,32% голосов.

[3] Джеймс Тобин (нобелевский лауреат 1981 г.) – американский экономист, который еще в 1970-е гг. предложил ввести налог на операции с иностранными валютами. даже если он бы равнялся только 0,1%-0,25%, это могло бы резко ограничить трансграничные валютные спекуляции, сделав большую часть из них невыгодными и уменьшить их вред, особенно для развивающихся стран. По мнению Тобина этот налог приносил бы в год не менее 150 млрд. долларов, которые он предлагал разделять между Международным валютным фондом и национальными банками.

[4] Линдон Ларуш (1922) - американский экономист и политический активист, основатель нескольких политических организаций, называемых также движением Ларуша.