Лекция 1. Политическая культура как часть культурыобщества

1. Понятие культуры

Само слово «культура» происходит от латинского слова cultura, и первоначально означало «возделывание земли». Однако постепенно с XVIII века это понятие стали применять первоначально к высшим слоям общества, а затем и к целым народам. Понятие «культура» противопоставляли понятию «природа». Культурный человек - тот, кто мог подавить в себе все темные природные стихии, тот, кто стремился к разуму, гуманности. Под культурой также понималось все то, что передавалось из поклонения в поколение через социальные механизмы.

Существуют сотни (примерно 250) трактовок этого понятия. Культуру отождествляли с цивилизацией и с обществом. Под культурой понимали и мировоззрение, и накопленный опыт, и способ адаптации человека, и систему знаков, используемых обществом.

Ю.В. Ирхин выделяет несколько основных, взаимосвязанных между собой, видов, типов, определений:

-       описательные - делают акцент на перечислении компонентов культуры (знания, верования, обычаи и т.п.);

-       исторические - раскрывают роль традиций и процесс социального наследования способов деятельности;

-       психологические - выдвигают во главу угла процессы адаптации человека к окружающей среде;

-       структурные - рассматривают культуру как структуру научного поведения и поведенческих результатов;

-       генетические - трактуют ее как следствие сознательной деятельности людей, реализации их умственных способностей.

Каждое из них затрагивает конкретную черту данного явления. В этом многообразии сложилось два основных подхода к определению культуры.

К анализу политической культуры в науке также сложилось множество подходов. Наиболее распространенными являются аксиологический и антропологический.

Сторонники аксиологического делают акцент на культуре как системе ценностей. Когда мы говорим о той или иной культуре, то, разумеется, смотрим на идеалы, которые она предлагает, вершины, к которым зовет. Культура в этой парадигме - это результат лучших творений человека. Критики данного подхода указывают на его узость, на то, что под культурой понимаются только «хорошие» ценности. Да и само понятие «ценность» (о чем ниже) вызывает много вопросов.

Представители антропологического трактуют культуру как продукт деятельности человека во всех сферах. Культура с позиции данного подхода, это то, что выделяет человека из окружающей его природы. Однако и этот подход, по мнению критиков, является узким.

Безусловно, обозначенные подходы выявляют многие существенные стороны культуры. Однако они, на наш взгляд, слабо учитывают еще один элемент культуры - саму деятельность человека, указывая, как правило, только на ее результат.

Мы предложим следующее определение культуры, отталкиваясь от системного подхода. Культура - нормативно определенное поведение и деятельность субъектов (индивидов, людей, организаций) по поводу производства, распределения и потребления общественных ценностей.

Данное понятие позволяет нам увидеть несколько важных элементов культуры:

1)     ее субъекты (или носители);

2)     их деятельность;

3)     ценности;

4)     знания об окружающем мире;

5)       нормы,    которых придерживаются субъекты в своей деятельности.

Исследователи называют еще и язык, знаковую систему (которую отдельные ученые относят к ценностям).

Типологии культур.

Культура как сложный многообразный феномен имеет множество классификаций:

-      по субъектам: общепланетарная (или общецвилизационная), регионально-цивилизационная, институциональная, социально-групповая, институциональная, индивидуальная;

-     по типу цивилизаций (подробнее на данной типологии мы остановимся в 8-й главе);

-      по общественно-экономическим формациям: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и социалистическая;

-      по стадии развития общества: культура традиционного, индустриального и постиндустриального обществ;

-      по социальному носителю: крестьянская, феодальная, пролетарская, буржуазная и т.п.;

-      по доступности понимания: элитарная и массовая;

-      по отношению сознания к объективной действительности: идеациональная, чувственная, идеалистическая;

-      по средствам распространения: жест, танец, слово, средства массовой информации;

-      по стилю культуры: романский, готический, ренессанс, барокко; классицизм, романтизм и т.п.

Цивилизация и культура. Необходимо остановиться еще на одной важной проблеме: соотношении культуры и цивилизации. На наш взгляд цивилизация - это сложная, многоуровневая социокультурная организация, формирующаяся на основе общих ценностей и занимающая значительную территорию.

Исследователи часто разводят понятия культуры и цивилизации. Под культурой некоторые ученые понимают сферу высших человеческих действий: духовных, научных, художественных и т.п. Цивилизация же рассматривается как олицетворение материальных основ и форм бытия. Особый подход сложился в Германии: немецкие исследователи трактуют культуру как сферу духовных ценностей, высших достижений человеческого разума, а цивилизацию как сферу материально-вещественных достижений.

Но в то же время культура и цивилизация в чем-то едины:

-    не существует цивилизации без своей культуры, и нет культуры без цивилизации;

-    оба феномена имеют нормативную природу;

-    и цивилизация и культура относятся к образу жизни народа.

Нам в этом плане близка позиция Е.Б. Рашковского, отмечающего, что «грани между понятиями культуры и цивилизации в высшей степени условны». Здесь важна разница в акцентировках. И все же, если культура мыслится прежде всего как процесс полагания человеческих смыслов, то цивилизация, скорее, - как процесс их распространения, закрепления и институционализации».

Соответственно, цивилизация может выступать в роли субъекта политической культуры, а также в качестве ее формы.

Цивилизационная специфика не может не сказываться на формировании политической культуры и ее эволюции.

Функции культуры. Исследователи выделяют несколько взаимосвязанных друг с другом функций:

-      трансляция социального опыта - выполняет задачу обеспечения исторической преемственности, сохранения и передачи накопленной информации;

-      познавательная - культура способствует концентрации социального и иного опыта множества поколений людей;

-      ценностная - отражает основные принципы и идеалы культуры;

-      регулятивная - задает рамки общественной и личной жизни людей;

-      семиотическая или знаковая - знаковая (или кодовая) система культуры.

2. Понятие и структура политической культуры

В самом широком смысле политическая культура является разновидностью, своеобразной сферой общественной культуры, которая непосредственно связана с политикой. Она выражается в достигнутом уровне, качестве и направленности политической жизни общества, доминирующих политических ценностей и образцов поведения и соответственно в характере развития и функционирования политических институтов, процессов, политической деятельности людей.

Политическая культура представляет исторический опыт и память социальных общностей и отдельных людей в сфере политики, их ориентации, навыки, впечатления и предпочтения как в области внутренних, так и международных отношений, влияющих на политическое поведение и деятельность. Она включает зафиксированный в обычаях и законах политический опыт общества, его классов, социальных групп, трудовых коллективов, индивидуумов, уровень их представлений о власти и политических отношениях, их способность дать правильную оценку явлениям общественной жизни и занять политическую позицию в ней, выраженную в конкретных социальных действиях. Именно поэтому политическая культура влияет на политическую жизнь общества в целом, на все, что затрагивает проблемы власти и управления, участие людей в политике, а также пограничные зоны: взаимодействия политики и права, политики и экономики, политики и нравственности. Она играет важную роль во вхождении человека в политику и в его политической деятельности. Результат и мера культуры политики — соответствующий ей «политический человек», «политическое сообщество».

В прошлом различные аспекты политической культуры — характер связей между социальной структурой общества и культурой, особенности политического поведения людей различных национальностей и культур и другое — рассматривались многими мыслителями: Аристотелем, Н. Макиавелли, Ш. Монтескье, А. де Токвилем, М. Вебером, Н. Бердяевым и др. Автором понятия «политическая культура», употребляемого в широком философском смысле, является германский философ И. Гердер (1744-1803 гг.), изучавший проблемы взаимодействия культуры и политики. В своей работе «Идеи к философии истории человечества» (1784 г.) он впервые ввел в научный оборот словосочетания «политическая культура», «зрелость политической культуры», «носители политической культуры».

Само понятие «политическая культура» вошло в систему категорий политических и социальных наук в середине 60-х гг. XX в. Существенную роль в процессе институционализации данной категории сыграли работы американских политологов Г. Алмонда, С. Вербы, Л. Пая и др. В конце 1950 — начале 60-х гг. они опубликовали серию трудов, посвященных изучению общественных явлений, принадлежащих одновременно и к сфере культуры, и к сфере политики: политические ориентации и политическое участие граждан.

Политическая культура рассматривалась ими как совокупность индивидуальных позиций и ориентации участников данной политической системы, как субъективная сфера, лежащая в основе политический действий и придающая им значение.

Г. Алмонд и С. Верба:«Понятие "политическая культура" указывает на специфические, политические ориентации — установки в отношении политической системы и ее различных частей и установки в отношении собственной роли в системе. Когда мы говорим о политической культуре общества, мы имеем в виду политическую систему, интериоризированную в знании, чувствах и оценках его членов».

В книге профессора университета Калифорнии (в Беркли) О. Ренни «Управление. Введение в политическую науку», изданной во многих странах, обращается внимание на то, что «политическая культура — это широко распространенные представления о политике, управлении и правительстве, образцы ориентации по отношению к политическим объектам».

Сходной точки зрения придерживался и известный польский социолог Е. Вятр, понимавший политическую культуру как «совокупность позиций, ценностей и кодекса поведения, касающуюся взаимных отношений между властью и гражданами».

Использование и разработка категории «политическая культура» в российской философии, политологии и социологии, в российской политике в целом относится к рубежу 90-х гг. XX в. Это понятие анализируется в соответствующих политологических исследованиях, рассматривается в словарях и учебниках по социологии и политологии, употребляется в общественно-политической литературе, публицистике.

Существует несколько подходов к определению и рассмотрению политической культуры. В основном они подразделяются на расширительный и ориентационно-поведенческий подходы.

При первом подходе речь идет о предельно широкой трактовке данного понятия (как составной части общей культуры, духовных явлений, генетически взаимосвязанных с политикой). При втором о специализированном понимании данной категории. При этом обращается внимание на то, что политическая культура — это особый, субъективный срез содержания поля политики, включающий прежде всего ориентации и установки, отражающиеся в политическом поведении людей и функционировании политических институтов. В этом случае политическая культура не сводится к различным субъективным состояниям: массовым настроениям, идеологии и др.

В «Социологической энциклопедии» политическая культура рассматривается в двух смыслах: как составная часть общей культуры человечества, формирующаяся и проявляющаяся в процессе политической жизни; как ценностно-нормативная система исторически сложившихся политических традиций, идей, ценностей, ориентации, установок, навыков, стиля массового политического поведения и функционирования субъектов политики, обеспечивающая воспроизводство политической жизни общества.

По мнению многих исследователей, к политической культуре следует прежде всего относить:

а) знание политики, фактов, заинтересованность ими;

б) оценку политических явлений, оценочные суждения, касающиеся того, как должна осуществляться власть;

в) эмоциональную сторону политических позиций, например любовь к родине, ненависть к врагам;

г) признание в данном обществе образцов политического поведения, которые определяют, как можно и следует поступать в тех или иных ситуациях.

Политическая культура характеризует:

Ø  степень знания, понимания, усвоения и претворения в жизнь массами политики;

Ø  характер гражданских прав и свобод, их использование, включенность людей в политическую жизнь общества и государства;

Ø  политические ориентации, политическую убежденность и сознательность граждан;

Ø  уровень развитости политических институтов, качество их функционирования;

Ø  демократичность и эффективность политической системы общества.

В работах исследователей политической культуры делается акцент на ее характерных чертах и особенностях: политических ценностях, ориентациях людей, стилях мышления и поведения, имманентных связях с политической системой общества и др. Политическая культура представляется как символическая система, охватывающая политические традиции, политические нормы и ценности, политические идеалы и проекты будущего. Культура политическая выступает как обусловленный ценностными представлениями человека о политических явлениях и воплощенный на практике кодекс его поведения, стиль его деятельности как участника политического процесса. Она демонстрирует, насколько человеком освоены общезначимые, получившие всеобщее признание образцы политической деятельности и политического мышления, восприняты опыт и традиции властвования.

Следует особо остановиться на поведенческих компонентах политической культуры. Ряд исследователей справедливо рассматривают ее как совокупность устойчивых компонентов политического сознания и поведения. Они обращают внимание на такие характеристики политического поведения граждан, как уровень включенности в деятельность политических организаций, участие в выборах и референдумах, опыт электоральных решений, участие в различных акциях протеста и др. При таком подходе политическая культура рассматривается как восприятие людьми политики и интерпретации ими увиденного, как способ осуществления политической деятельности.

В этом смысле политическая культура обладает, как минимум, тремя взаимосвязанными сторонами, единство которых придает ей некоторую устойчивую определенность, или, говоря иначе, уникальность. К ним относятся:

1) характер понимания политических действий;

2) характер поведения в политической сфере;

3) характер приверженности определенным политическим идеалам.

Итак, для понимания политической культуры общества полезно выделять ее ориентационно-поведенческий аспект. Понимание политической культуры именно как системы поведенческих ценностей «раскрывает ее как совокупность наиболее устойчивых форм, "духовных кодов" политической деятельности людей, свидетельствующих о степени свободного усвоения ими общепризнанных норм и традиций государственной жизни, о сочетании в их повседневной активности и творческих, и стандартных для данного общества приемов осуществления своих прав и обязанностей и т.д.».

Политико-культурные явления рассматриваются многими политологами и социологами в виде некоей устойчивой, постоянно воспроизводящейся матрицы поведения человека, ориентирующей его на наиболее распространенные в конкретном обществе нормы и правила политического взаимодействия. Такой подход открывает возможность регуляции политических процессов, в частности через посредство «включения» массовых действий в соответствующие стандарты политического поведения.

А.И. Соловьев:«Политическую культуру следует рассматривать как ценностно-обусловленный, транслирующий позитивные для субъекта традиции властвования и воплощенный в наиболее типичных для него формах осуществления властных ролей и функций стиль политического поведения, который выражает степень освоения и творческого развития субъектом общественно признанных образцов мышления и действия в сфере государственной власти».

Интересен и плодотворен подход к пониманию политической культуры профессора А.А. Галкина, давно исследующего этот феномен. Он полагал, что политическая культура — это некая система поведения и восприятия политических процессов, которая складывается исторически, бытует не только в сознании, но и в подсознании и определяет не только поведение человека, но и оценку им тех или иных политических событий. Далее, хотя политическая культура в стране и является общей системой, но она распадается на подсистемы, которые находятся в очень сложных взаимоотношениях, поскольку в рамках подсистем восприятие того или иного события и, соответственно, реакция на них может быть диаметрально противоположной».

Политическая культура — это не изолированное явление, она представляет собой подсистему в области глобальной культуры и находится в различных зависимостях с другими составными ее частями: экономической, правовой, моральной, управленческой, религиозной и т.д. Она постоянно находится в динамике.

Ф. Бро:«Понятие "политическая культура" нестатично. Оно находится в тесном взаимодействии с существующей политической системой: помогая или расшатывая ее, соответствуя или не соответствуя ее требованиям. "Политическая культура" связана с другими культурными моделями, с помощью которых происходит социальная адаптация к тем социальным ролям, которых человек должен придерживаться в своей деятельности в сфере производства, потребления, образования».

Предметом политической культуры являются не только и не столько быстро меняющиеся политико-психологические установки, но и фундаментальные представления, лежащие в их основе.

Во-первых, политическую культуру можно рассматривать как форму своеобразной культурной рациональности (это особенно ярко видно при цивилизационном подходе).

Во-вторых, происходит постоянная модификация и актуализация отношений людей с властью, которые отражаются в их системе политических предпочтений.

В-третьих, нации в целом обычно не являются представителями идеальных типов культур, они, как правило, выражают (включают) их сложные политико-культурные комбинации.

В-четвертых, существует определенное число типов политических культур (например, «демократическая «, «авторитарная» и т.д.), которые и являются основой для анализа.

Политическая культура оказывает влияние на оценку политических действий. Но и политические действия также создают и изменяют образцы и оценки, составляющие политическую культуру. Политическая культура общества объективируется в институциональной структуре политической системы в объективно действующих принципах ее организации. Предметным воплощением политической культуры является наличие как собственно ее институтов, так и развитых структур политической деятельности.

Показателем политической культуры является материализация в политических институтах, выработанных историческим развитием человечества эффективных принципов их деятельности (принцип разделения властей, принципы выборности и сменяемости должностных лиц, гласности, многопартийности и т.д.). Через конкретно-историческую организацию политических институтов выражаются господствующие в политической культуре организационные стандарты и представления о том, как и кто должен осуществлять политическую власть, как и кем принимаются политические решения, какими способами они реализуются, как разрешаются политические конфликты, каков реальный механизм подбора и продвижения кадров в институтах власти, какова роль оппозиции в политическом процессе.

Применительно к сфере политических отношений политическая культура характеризуется широтой присутствия. Она как бы растворена во всей совокупности отношений, складывающихся между участниками политического процесса. Эти отношения пронизаны определенными политико-культурными феноменами, несут на себе следы их воздействия. Именно политические отношения представляют собой не только форму проявления, но и способ существования культуры.

Э.Я. Баталов:«Культура, в том числе политическая, — не в вещах. Вещи — это опредмеченная, мертвая или, лучше сказать, законсервированная культура, которая может навсегда остаться в латентном состоянии. Культура — не в головах, не в нервных клетках мозга. Последние суть не более, чем психофизиологическая основа культуры. Культура — в конкретных, живых, постоянно угасающих и вновь возникающих отношениях между деятельными объектами. Нет таких отношений — нет и культуры. Ограничены отношения — ограничена культура. Именно по этой причине нация, обладающая богатым культурным наследием, но имеющая бедную гражданскую жизнь, плоскую политическую жизнь, имеет, как правило, и неразвитую, примитивную политическую культуру».

Уровень и состояние политической культуры в значительной мере определяют доминирующие способы политического властвования и политического участия. Среди средств политического властвования и формирования политических институтов могут преобладать в различных сочетаниях выборность и сменяемость должностных лиц, доминировать наследственная передача власти, заговоры или нормативно отлаженные механизмы смены власти. В качестве способов осуществления власти могут выступать демократические и авторитарные методы, преобладать механизмы и институты принуждения либо убеждения.

Политическая культура в ее различных формах являет собой конкретно-исторический уровень политической свободы людей, выражающий степень их господства над властью собственного объединения (степень отчуждения власти).

Чем демократичнее принципы политического властвования, чем разнообразнее и гибче способы контроля за политической властью, тем выше уровень политической культуры.

Сущностным показателем политической культуры общества служит реальное положение народных масс в системе общественного производства, уровень сознательности, гражданственности и социальной активности, их включения в общественно-политическую и духовную жизнь. Степень свободы и условий для всестороннего развития людей, демократичности общества определяют подлинное содержание культурного прогресса общества. Соответственно, политическая культура может классифицироваться как демократическая, авторитарная и тоталитарная.

Степень развития политической культуры выражается также в способах участия в политической жизни. Она может осуществляться как через демократический политический процесс, так и посредством конфликтов.

Особое место в политической культуре играет коммуникация. Передача политических символов (кодов, знаков и т.д.) может осуществляться только посредством различных коммуникативных средств и систем, прежде всего языка.

Структурные элементы политической культуры:

1) политические ценности, ценностные характеристики и принципы функционирования политических институтов, развития политических отношений и процессов;

2) уровень и характер теоретических знаний о политике, степень развития политических наук, накопленный политический опыт и культура реализации их достижений;

3) оценки политических явлений, политические ориентации и установки людей по отношению к власти, национальной и зарубежным политическим системам, оценки собственной политической позиции и поведения;

4) эмоционально-волевая сторона политических позиций (любовь, неприязнь, интерес, воля и др.);

5) образцы и нормы политического поведения и деятельности, стилей и стереотипов, которые определяют, как можно и должно поступать в политике; выражение и отражение в политическом поведении и функционировании социальных институтов соответствующих политических принципов и традиций общества;

6) характер и ценности политической социализации;

7) религиозно-политические ориентации и оценки;

8) политический язык (коды, символы и др.).

Список можно дополнить и продолжить. И это не случайно. Как справедливо замечает Г.Д. Ишманова, «существует множество мнений по вопросу о количестве ее структурных компонентов». Но можно и сузить данный перечень. В этом случае, как правило, исследователи указывают на три составных компонента политической культуры:

-           познавательный;

-           нравственно-оценочный;

-           поведенческий.

Можно встретить несколько другой подход:

-         когнитивный (или познавательный);

-         нормативно-оценочный;

-         эмоционально-психологический.

Итак, в широком смысле политическая культура представляет собой систему исторически сложившихся, относительно устойчивых, воплощающих опыт предшествующих поколений людей установок, ориентации и моделей поведения (функционирования), проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса, фиксирующих принципы их отношения к этому процессу в целом, его основным элементам и тем самым обеспечивающих развитие и воспроизводство политической жизни общества. Основным средством распространения и передачи политической культуры выступает политическая коммуникация, в частности язык.

В узком смысле политическая культура представляет собой поведенческий аспект политических отношений. Политическая культура отражает взаимосвязь политического сознания и политического поведения, раскрывает механизм реализации феноменов политического сознания в политической деятельности.

Различные виды политической культуры или ее проявления для удобства анализа могут быть подразделены по следующим основаниям как «идеальные типы» в зависимости от целого ряда факторов (субъекта политики, сфер политического процесса, форм и методов осуществления власти и управления др.).

Классификация политической культуры в зависимости от оснований анализа.

1.      В зависимости от субъекта политики:

Ø  универсальная (общечеловеческая);

Ø  цивилизационная (конфуцианская, христианская, исламская и др.); региональная;

Ø  национальная; общества; этноса; социальной общности (класса, слоя, группы);

Ø  субкультурных образований; социально-демографических, половозрастных групп; личности; организаций.

2. В зависимости от сфер политического процесса: властвования; управления; руководства; участия; оппозиции; коммуникации и др.

3. В зависимости от форм и методов осуществления власти: авторитарная, автократическая, тоталитарная, демократическая, эгалитарная, плюралистическая, анархистская и др.

4. В зависимости от места в политической системе общества: официальная — неофициальная; доминирующая — периферийная.

5. В зависимости от компонентного состава общества (гомогенного или гетерогенного), различных субкультурных образований.

6. В зависимости от характера распространения и восприятия политических ценностей: поляризованная или согласия.

7. В зависимости от степени распространенности: массовая — специализированная; массовая — элитарная.

8. В зависимости от стадий развития и культурных доминант — аграрного, индустриального и постиндустриального общества; обществ культуры модерна и постмодерна

9. В зависимости от стадий исторического развития:

а) рабовладельческого общества: демократическая (аристократическая, плебейская); авторитарная (деспотическая);

б) феодального общества: демократическая (дворянская), свободных городов (республиканская, народных движений); авторитарная (теократическая, деспотическая);

в) буржуазного общества: демократическая (либерально-демократическая, либерально-консервативная); авторитарная (диктаторская (бонапартистская), тоталитарная);

г) общества «государственного социализма»: «официальная», «общенародная»; авторитарная (автократическая (культ лидера), тоталитарная (культ лидера) и др.

10. С точки зрения формы существования политической культуры в обществе:

Ø  опредмеченная — политический культурный фонд (культурное наследство, запас политических знаний, опыта управления, способов политической деятельности и т. д.);

Ø  реализованная в политических отношениях, институтах и нормах; актуально функционирующая в виде используемых знаний, опыта и т.д.

Исследователи неоднократно обращали внимание на то, что при всем разнообразии политических культур среди них было бы неправомерно выделять «хорошие» и «плохие». Признание политической культуры как составной части общесоциальной культуры показывает, что их национальные разновидности соотносятся не по типу «низшая — средняя — высшая», а гораздо сложнее.

Просто это неодинаковые политические культуры. Для гуманитарно развитого человека нет высоких или низких политических культур, они все —разнообразное достояние человечества.

М. Бринт выделяет три культурных этапа в изучении политической культуры:

-        французские социологи от Ш. Монтескье до А. Токвиля;

-        немецкая «культурная философия» от И. Канта до М. Вебера;

-        бихевиористский этап американской политологии.

Именно с третьей традицией многие политологи связывают более активное внедрение понятия «политическая культура» в научный оборот, развитие социокультурного подхода к анализу политики, началось только в середине XX в. Именно тогда для этого созрели предпосылки.

Во-первых, в этот период (первая половина XX в.) активно начинает изучаться сам человек. Череда войн и революций заставили усомниться в идее прогресса, совершенствования человеческой личности. Оказалось, что люди не только преобразуют все вокруг себя, но и с завидным упорством изобретают новые орудия собственного уничтожения. Если раньше можно было все списать на «темные века», «неразвитость» и «непросвещенность» человека, то в XX веке, когда, казалось, общество стало более «культурным», «гуманным» почему-то оказались возможны концлагеря, атомные бомбардировки городов, две страшнейшие по своей силе мировые войны... Почему так происходит? Все это говорит о недостатках изучения политической культуры.

Возникла потребность в изучении не только законов общественного развития, но и человека, его внутреннего мира. Бурно развивается психология. В исторической науке активно заявила о себе школа «Анналов», изучавшая менталитет человека. В философии появилось направление экзистенциализма, занимавшееся осмыслением глубин человеческой личности...

Во-вторых, шло развитие гуманитарных наук, в первую очередь социологии, культурной антропологии, накапливался богатый эмпирический материал, требовавший своего дальнейшего осмысления. Все это создавало базу для выхода на новый уровень.

В-третьих, в середине XX в. колониальная система окончательно изжила себя. В одном только 1960 г. 15 стран Африки добились независимости. Все это ставило на повестку дня вопрос о преобразованиях. Однако реформы, проводимые по западным рецептам, в ряде регионов стали буксовать. Например, около 40 африканских стран «переписали» американскую конституцию, но это не дало результатов. Таким образом, в среде ученых и политиков возникла потребность в более детальном изучении местной специфики и в отходе от европоцентристской модели развития.

В-четвертых, в самих странах Запада массы более активно стали вовлекаться в политику. Недаром, испанский философ X. Ортега-и-Гассет ввел понятие «восстание масс». Однако выяснилось, что очень часто субъекты, вступая в политические отношения, демонстрировали низкий уровень культуры, что приводило к напряженности в политике.

Указанные факторы побуждали ученых к более глубокому анализу такого сложного феномена, как политическая культура. Одной из первых работ, посвященных данной проблематике, и фактически первой попыткой сформулировать концепцию политической культуры считается статья американского политолога Г. Алмонда «Сравнительные политическое системы» (1956 г.). Отметим, что в это время появилась еще одна работа, посвященная сравнению политической культуры Великобритании, Франции, Германии и СССР - книга X. Файнера. Однако в ней, несмотря на заголовок, не содержалось определения политической культуры. Позднее Г. Алмонд вместе с С. Вербой публикует книгу «Гражданская культура» (1963 г.). Постепенно данная концепция, возникшая в США, получила свое распространение и в других регионах.

В результате многочисленных исследований в сфере политической культуры были достигнуты существенные успехи в деле анализа человека, его мыслей и чувств, идей и ценностей, стилей и образцов поведения в политике.

Факторы формирования политической культуры:

-          религия, задающая определенную систему ценностей, образцов поведения для субъектов;

-          уровень исторического развития общества: понятно, что поведение воинов первобытных племен во многом отличается от действий граждан XX века;

-          геополитическое положение страны: яркий пример представляет история нашей страны - многовековое давление извне привело, помимо других причин, к жесткой централизации власти в стране;

-          географический фактор - некоторые исследователи не случайно видят взаимосвязь между возникновением первых цивилизаций древности и местами, где они появились - это долины великих рек. Необходимость поддерживать сложную ирригационную систему вызывала потребность в существовании сильного государства. В случае распада Древнего Египта или Древнего Китая, единство страны быстро восстанавливалось;

-          психологические особенности этноса или нации - какие-то народы легко восстают, устраивают мятежи, выступления, другие, наоборот - их долго нужно доводить до возмущения; одни народы и правители любят противопоставлять эпохи, в других случаях это не принято;

-          деятельность субъектов по формированию определенных ценностей в обществе. Политические институты задают социуму определенные образцы, нормы поведения, которым люди должны следовать; например, власть может либо поощрять участие граждан в политике, либо ограничивать его только формами, нужными руководству, или вообще стараться, чтобы граждане меньше всего думали о политике, увлекаясь «хлебом и зрелищами»;

-          социальные субъекты (индивиды, лидеры, классы, сословия и т.п.) своим поведением могут вносить что-то новое в политическую культуру, или отвергать навязываемые свыше ценности, вынуждать власть действовать в соответствии с ожиданиями общества.

3. Политическая культура как часть культуры общества

Политическая культура и общенациональная культура. По замечанию Л.Н. Шлык, современные исследователи упускают такую важную проблему, как соотношение политической культуры и общенациональной. С одной стороны политическая культура не может не испытывать влияния последней, являясь ее составной частью. Общенациональная культура определяет особенности политической культуры той или иной страны.

Однако имеет место и обратный процесс. Например, тоталитарная политическая культура, испытывая неприязнь ко всему чуждому, может отрицать те или иные ценности, подстраивать их под себя, предлагать новые.

Являясь существенным элементом культуры как таковой, политическая культура активно взаимодействует с отдельными ее компонентами. В первую очередь с религией, моралью, правом. Тесная взаимосвязь имеется между политической культурой и языком как средством общения.

Политическая культура и религия. Очень часто религию называют ядром культуры, ее важной составной частью. Большую роль играет религия и в формировании политической культуры. Многие ее ценности входят важным составным элементом в политическую культуру той или иной страны. Более того, очень часто религиозные ценности в политически расколотом обществе могут сыграть роль интегрирующего фактора. Воспитывая гражданина в законопослушном духе, религия способствует стабилизации общественной жизни, политической системы. Религия оказывает влияние и на тип политической культуры (и политической системы). Например, во многих католических странах долгое время существовала сильная единоличная власть и даже в XX в. в Испании и в Португалии имели место авторитарные политические режимы. Во Франции Шарля де Голля упрекали в авторитаризме. Некоторыеисследователи демократию в Америке тесно связывают с религией.

Религиозные ценности и идеалы способствуют формированию мессианских идей в обществе. Так Северная Америка заселялась преимущественно протестантами. Часть из них проповедовала идею Нового Израиля. Как в былые времена Бог вывел иудеев из египетского плена, дал им землю обетованную, так и сейчас. Американский народ выведен Богом из Европы с целью создания идеала для других народов. Эта идея богоизбранности американской нации в разные времена оказывала (и оказывает) существенное воздействие на внешнеполитический курс США.

Нужно отметить, что приверженность к той или иной религии влияет и на электоральное поведение граждан. Очень часто верующие голосуют за христианские партии.

Внося те или иные ценности в общество, религия затем способна влиять и на формирование политического мировоззрения граждан. Например, православие привнесло в Россию не только монархические идеалы, но и формировало ценности справедливости, коллективизма. Это обстоятельство помогло в XX в. распространению коммунистических идей в России. Поэтому и либерализм, с его акцентом на ценности индивидуализма, не встретил в начале XX в., да и в наше время, широкой поддержки в обществе.

Политическая культура и мораль. Как и религия, мораль задает определенные правила поведения людей в политике. Она способствует сплочению людей вокруг каких-либо принципов, следование каким-либо ценностям. Осознавая свои политические интересы, человек так или иначе делает свой моральный выбор. Для офицера Я. Ростовцева было морально пойти и сообщить царю Николаю I о готовящемся выступлении декабристов. С другой стороны для других молодых людей, царь воплощал собой зло, и потому моральным было восстать против него, или даже убить. Субъекты тем самым на протяжении своей политической деятельности постоянно делают свой моральный выбор. Одни преступают любые моральные нормы и ограничения, подстраивают их под себя, другие стараются следовать им.

Политическая культура и право. Тесно переплетена политическая культура с правом. С одной стороны существующая политическая культура может способствовать соблюдению принятых законов. Яркий пример - поговорка древних римлян: «Суров закон, но закон». В Древнем Риме даже высшие должностные лица, военачальники были обязаны подчиняться закону, ставить его выше своих амбиций. И часто это срабатывало в политической практике. Западное общество также, благодаря политической культуре, выработало уважение к закону, подчинение ему.

Традиционныйкомпонентполитическойкультурыспособствуетправопреемственности. Так римское право повлияло и на современную политическую систему. Существующие ценности, идеалы влияют и на принятие законов. Например, на Востоке до сих пор религия тесно связана с законодательством, правом.

В то же время и принимаемые законы могут оказывать влияние на эволюцию политической культуры. Они регулируют поведение людей в политике, взаимодействие ведущих социально-политических сил.

Политическая культура и язык. Одним из важнейших средств политики является язык. Он обеспечивает передачу политической информации, контакты между субъектами политики. Язык позволяет формулировать те или иные мысли, создавать определенные образы.

4. Политическая культура и политическая система

Сложным является процесс взаимодействия политической культуры и политической системы. Оба феномена оказывают друг на друга существенное влияние. Нам близка трактовка политической системы как совокупности институтов, норм, ценностей, идей и отношений, с помощью которых реализуется политическая власть.

С одной стороны политическая система может быть независимой от политической культуры, обладая определенными нормами и институциональной структурой. В случае разрыва между системой и культурой (например, в результате социальных потрясений), первая начинает активно воздействовать на политическую культуру с целью препятствия реализации одних образцов поведения. Одновременно происходит навязывание иных, нужных системе, моделей политической деятельности, менталитета. В связи с этим добавим, что политическая культура является порождением политической системы и ее структурным элементом. Поэтому она испытывает влияние институтов, норм, ценностей, идей и отношений, входящих в систему.

Можно следующим образом отобразить политическую культуру как важный элемент политической системы:

-          в институциональной подсистеме это будет культура институтов;

-          в нормативно-регулятивной - правовая культура;

-          в информационно-коммуникативной - культура коммуника­ции;

-          в культурно-идеологической речь будет идти о поведении и ценностях, идейных ориентирах;

-          в функциональной подсистеме - культура участия и отношений.

Но политическая культура в то же время выступает в роли ориентира развития для политической системы, предлагая определенные ценности, идеалы. Она задает образцы поведения субъектам политики, рамки деятельности, выход за которые может привести к непредсказуемым последствиям. История знает примеры, когда реформы проваливались как раз из-за непродуманности, игнорирования специфики страны. Пример Африки мы уже приводили. Что-то подобное было и в Латинской Америке в первой половине XIX в., когда изгнав испанцев, южноамериканские колонии начали строить свою государственность. Некоторые из них взяли за основу Конституцию США. Но если североамериканская политическая система, несмотря на определенные сбои, работает в целом пока слаженно, то на юге мы видим иную картину: восстания, перевороты, мятежи. Одна из причин - совершенно разные социокультурные, политические условия. В Латинской Америке существенную роль играли католическая церковь и армия. Этнический состав населения был более пестрым, чем на севере. Да и по своему темпераменту северо- и латиноамериканцы отличались друг от друга. Все это лишний раз подтверждает тезис, что политики не могу проводить преобразования, не учитывая существующей политической культуры общества. Одновременно успех реформ будет более эффективным в тех странах, где учитываются существующие культурные традиции, образцы поведения.

Следует также добавить, что политики и в своей повседневной деятельности должны соотносить свои поступки с принятыми в обществе нормами, так или иначе прислушиваться к общественному мнению. Политик, не видящий и не слышащий людей, обречен на поражение. В партии кадетов (начало XX в.) было собрано множество умных людей, интеллектуалов. Представляющих цвет нации. Но охваченные высокими идеями, произнося красивые слова, они не понимали народ, не слышали его чаяний. Что явилось одной из существенных причин их поражения. Так и в наше время, очень часто в Думу не попадали или теряли голоса те партии, которые говорили на языке, непонятном массам, либо предлагали давно устаревшие лозунги. Тем самым политическая культура может предопределять действия политической системы общества, поведение ее отдельных субъектов во времени и пространстве.

Говоря о взаимодействии культуры и политической системы, нужно учитывать еще один важный момент. Наличие в политической культуре множества субкультур, а также контркультурных элементов ведет к появлению в обществе групп, отрицающих существующую систему, или не принимающих определенные ценности, нормы поведения. Это вызвано рядом обстоятельств.

Во-первых, появлением новых идей, норм, ценностей, как реакции изъяны в существующей политической системе.

Во-вторых, сохранением в обществе носителей традиционных ценностей.

В-третьих, влиянием политической культуры других стран, обществ.

Возьмем для примера советское общество 1960-1970-х гг. В нем были и те, кто мог помнить о дореволюционных порядках, придерживался монархических идеалов, мечтал о возрождении в России самодержавия. Имели место и группы людей, считавших необходимым заимствовать западный опыт, идти путем так называемых демократических стран. Но существовали и просто недовольные определенными недостатками, не ставившие под сомнение всю систему социализма.

Наличие таких разнообразных элементов в культуре общества может вынуждать систему принимать адекватные действия, учитывать многообразные интересы. Политическая культура тем самым может содействовать интеграции или дезинтеграции политической системы, укреплению легитимности власти, или наоборот, ее ослаблению.

Завершая анализ взаимоотношения этих двух феноменов, отметим, что «политическая культура является долговременным фактором, влияющим в конечном счете на развитие и обновление политической системы общества». Но выбор модели зависит от расстановки ведущих социально-политических сил в обществе, от наличия тех или иных субкультур в обществе.

5. Функции политической культуры

Политическая культура играет в обществе очень важную роль и реализуется в следующих своих функциях:

Интегративная - посредством единой системы ценностей, идеалов, ориентиров политическая культура способствует сплочению общества, его мобилизации. Как справедливо отмечают исследователи, «чем большая часть общества признает данные политические ценности в качестве обязательных, тем успешнее можно реализовывать курс на интеграцию общества». Разумеется, в любом обществе существует множество интересов, ценностных ориентаций, поэтому полная интеграция невозможна.

Коммуникативная - она выражается в обмене политической информацией, распространении знаний, умений и навыков участия в политической жизни. Посредством ее осуществляется общение, передача политического опыта от поколения к поколению, вооружение знаниями о политике субъекта.

Регулирующая - в любом обществе создаются институты, нормы, возникают традиции, задающие модель функционирования политической системы, определенные рамки протекания политического процесса, деятельности субъектов.

Как уже отмечалось выше, если принимаемые политические решения, издаваемые законы не соответствуют существующей культуре, нравам общества, его традициям, то это может привести к провалу преобразований. Исследователи указывают на тот факт, что значение этой функции возрастает в тех странах, где создана правовая система, определяющая в целом нормы поведения граждан и направленная на сохранение общественного порядка. Именно эта функция в наибольшей степени влияет на стабильность политической системы.

Функция социализации - благодаря ей личность приобщается к политической жизни, усваивает существующие нормы, ценности, формирует свое мировоззрение, делает выбор. Агенты политической социализации многообразны: это семья, соседи, церковь, школа, политические институты и т.п. Воздействие каждого из агентов определяется многообразными факторами, в том числе и конкретной исторической ситуацией. Например, в традиционном обществе большое влияние имела церковь, а в наше время - СМИ. В зависимости от принятых в обществе образцов и норм политического поведения современная политология выделяет четыре основных типа политической социализации личности: гармонический, плюралистический, гегемонистский конфликтный тип.

Нормативно-ценностная - политическая культура стремится закрепить значимость определенных явлений действительности путем выработки соответствующих установок, мотивов, оценок. Все они в своей совокупности служат ориентирами политических систем.

Заканчивая данный анализ, можно отметить, что реализуя свои функции, политическая культура играет тройную роль:

-     благодаря ее воздействию могут воспроизводиться традиционные для общества формы политической жизни. Это способствует длительному сохранению тех или иных политических институтов, отношений. В свою очередь данное обстоятельство ведет к тому, что реформы и революции сталкиваются очень часто с сильным сопротивлением традиционных элементов. Таким примером может служить сопротивление казачества и некоторых других социально-политических сил преобразованиям большевиков. Сила традиции часто ведет к воспроизводству элементов прошлого. Так многие наблюдатели отмечали, что правительство большевиков по своему поведению напоминает царскую власть, а в России под маской большевизма, стал возрождаться старый строй. С другой стороны неприятие обществом нововведений вызывает террор со стороны реформаторов или революционеров. Своеобразным символом может стать Петр Великий, обвиняемый в смерти своего сына, не желавшего нововведений. Нельзя забывать, что необходимость террора как такового провозгласили деятели французской буржуазной революции в 1792 г.;

-     политическая культура способна порождать и новые, нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни; такими характеристиками, например, обладает политическая культура Запада, претерпевшая за период Нового и новейшего времени серьезные изменения;

-     политическая культура обладает возможностью комбинировать элементы прежнего и перспективного политического устройства. Как правило, сохраняя базовые, характерные для правящего режима и большинства населения ценности и образцы поведения, она дает возможность «вживлять» в социальную ткань конкретных обществ новые механизмы политического взаимодействия, обновлять и реконструировать текущие политические традиции. Яркий пример - Китай, сочетающий в себе и элементы традиционного, конфуцианского общества, и советского периода, и либеральной демократии.

Литература

Ирхин Ю.В. Социология культуры: учебник. М.: Экзамен, 2006. С.12-100.

Харин А.Н. Введение в политическую культуру: учебное пособие. Киров: Изд-во «Лобань», 2010. С.6-26.