Тема 1. Теоретические аспекты проблематики политической карьеры

Проблема карьеры в последние годы активно входит в научный оборот. Она особенно актуальна для России, поскольку еще недавно понятие «карьера» использовалось в нашей стране преимущественно в социально-негативном плане.

В то же время в наиболее ярких примерах карьерного роста всегда присутствует элемент некоторой загадочности, неповторимости индивидуальной судьбы человека, осуществившего эту карьеру. Он заключается в том, что, казалось бы, при равных способностях и возможностях, лишь отдельные индивиды вдруг совершают стремительный взлет к «вершинам власти» и добиваются значительных успехов в своей профессиональной деятельности, становятся властителями судеб.

Россия переживает время радикальных преобразований в социально-политической и экономической системах. Именно сейчас, в период развития социально-экономических процессов, у людей появляется возможность выбора эффективной жизненной стратегии. Многие задаются вопросом о том, какие факторы влияют на успешное построение карьеры и жизненной стратегии в целом. За всей сложностью происходящих в России перемен прослеживается серьезная теоретическая проблема, которая привлекает внимание специалистов. Она заключается в выявлении того, в какой взаимозависимости находится успешное построение карьеры и становление новой культуры общества, какие факторы влияют на формирование стандартов карьерного роста.

Выявление факторов, влияющих на карьерное продвижение, становится актуальной задачей, решение которой может помочь людям в достижении вершин профессионализма. Эти факторы чрезвычайно многочисленны, многообразны и разноплановы, еще более разнообразны их комбинации. Единой и всеобъемлющей их квалификации не существует.

Неоспоримым фактом является то, что каждый конкретный случай карьерного роста несет в себе яркий отпечаток личности - субъекта карьеры. Также необходимо обратить внимание на тот факт, что в зависимости от общественно-политических процессов, происходящих в обществе, востребованными оказываются одни личностно-психологические качества и ценностные ориентации индивида и «ждут своего часа» другие. Поэтому необходимо выяснить, какие факторы способствуют, какие препятствуют успешности.

Сам человек строит свое профессиональное продвижение, в соответствии с этим его должностной или профессиональный рост вынуждает его занимать определенные позиции и соответствующим образом строить свое поведение с учетом особенностей внутри- и внеорганизационной реальности, а также собственных целей, желаний и установок. Карьера - это процесс и вместе с тем результат деятельности, в её широком диапазоне (служебной, научной, общественной и других). Изучение этого ракурса карьеры также представляет определенный интерес, так как оно отрывочно, не систематизировано и не структурировано. Поскольку успех карьеры является результатом достижения определенных ступеней карьеры к определенному возрасту, необходимо проследить соответствие между тремя факторами: стадиями жизни, потребностями человека и этапами карьеры.

Карьерой, как и любой человеческой деятельностью, необходимо управлять. Понятия «карьера», «власть» неразрывно связаны с понятием «управление». Управление — это неотъемлемая часть человеческого бытия, без которого невозможна никакая совместная деятельность людей. Необходимость анализа проблем управления обусловлена не только ролью управления в жизни общества и отдельного индивида, но и тем, что оно, являясь синтезом науки и искусства, знания и опыта, представляет широкие возможности для изучения человека, понимания его природы в различных ситуациях, в том числе в процессе построения карьеры.

Двадцатый век - «век управления», поскольку прогресс, достигнутый в этом столетии, во многом обеспечен успехами в управлении. Управление пронизывает всю систему человеческих отношений. Однако теория управления находится в стадии становления, и ряд её основных проблем ещё не принял окончательных решений. Поэтому необходимо теоретическое осмысление карьеры руководителя как целостного и многообразного феномена общественной жизни.

Исследования карьеры и карьерного роста активно изучались ещё Т. Парсонсом.

Первоначально карьера и карьерный рост понимались как работа и рост должностей в рамках одной организации, однако затем привязка к единственной организации, в рамках которой осуществляется карьерный рост, модифицировалась в восприятие продвижения в различных организациях.

В дальнейшем понятие карьеры определялось уже как трудовой опыт в целом, так же, как и понятие занятости предполагает занятность в различных компаниях в течение времени[1]. Карьерный рост воспринимается как зависящий от индивида и одновременно отвечающий нуждам организации: возможности карьерного роста (карьерной биографии) позволяют компаниям осуществлять подбор людей, чьи компетенции соответствуют потребностям организации.

В качестве детерминант успешности профессиональной карьеры в рамках политико-философского подхода рассматриваются следующие подструктуры человека:

  • биологическая (задатки);
  • психологическая (способности, мотивация, характер);
  • социальная (морально-нравственные качества личности).

Также рассматриваются в одной содержательной плоскости понятия «власть» и «карьера». И.Ю. Кушнарева в связи с этим отмечает, что мотивация власти может носить как эгоцентрический, так и социоцентрический характер, определяя доминирование материальных или социально значимых мотивов[2].

Современное представление о карьере как социально-экономическом явлении складывается в рамках нескольких подходов, разрабатываемых в различных областях научного знания: философии, экономике, социологии, педагогике, психологии. В каждом из них изучаются отдельные аспекты карьеры, а также карьерной ориентации личности, понимаемой в общем виде как направление профессионального поведения, соответствующего избранной цели.

В социологическом подходе карьера определяется в широком смысле как общая последовательность этапов развития человека в основных сферах жизни (семейной, трудовой, досуговой), в узком — как динамика положения и активности личности в трудовой деятельности[3].

Можно выделить два уровня анализа рассматриваемого понятия индивидуальный и социально-институциональный, которые отражают осмысление карьеры как феномена в жизнедеятельности человека и социальной системе.

На индивидуальном уровне рассматривается стремление человека достичь положения, позволяющего наиболее полно удовлетворять свои потребности, на социально-институциональном — движение субъекта трудовой деятельности в системе социально-экономических отношений.

Как правило, исследователями феномена карьеры[4], социально-профессиональные группы различаются по следующим критериям карьерных процессов:

Ø  карьерное пространство;

Ø  социальная мобильность (преобладание вертикальных или горизонтальных карьерных процессов);

Ø  объективные возможности для карьеры (степень объективных ограничений карьерного продвижения);

Ø  результаты карьеры (степень достижения карьерных целей);

Ø  динамичность карьеры;

Ø  осознанность карьеры;

Ø  планируемость/спонтанность карьеры;

Ø  эндогенность/экзогенность (внутренняя или внешняя причинность карьерных процессов).

С точки зрения зарубежных исследователей, профессиональный путь, который включает в себя все более продолжительный этап «поиска своего профессионального места», становится типичным для современных развитых обществ. Это связано с тем, что в последнюю треть ХХ века темпы социальных изменений стремительно возросли и охватили все стороны социальной жизни, в том числе профессиональной.

По мнению американского социолога Ф. Хадсона, большинству людей, живущих в современных постиндустриальных обществах, предстоит реализовать несколько профессиональных карьер на протяжении жизни.

Традиционно профессиональная карьера человека представала в виде линейной последовательности этапов карьерного роста на протяжении жизни. Многие зарубежные авторы отмечают, что в условиях быстроменяющегося рынка труда стабильный карьерный паттерн встречается все реже и реже. Все большее количество людей вынуждены несколько раз за свою трудовую жизнь менять не только место, но и содержание своей работы. Так, А. Тоффлер пишет:  «Работникам приходится справляться с более частыми переменами в их работе, а также со сбивающим с толку чередованием переводов персонала, изменений продукции и реорганизаций». Он полагает, что в среднем современный человек переживает от 5 до 10 перемен работы за свою профессиональную жизнь.

Аналогичную точку зрения на развитие карьеры высказывает и Ф. Хадсон: «Вы можете предвидеть изменения в карьере и планировать переезд, стремиться обогатить свою карьеру за счет горизонтальных перемещений, а не только вертикальных». При этом именно начало трудового пути человека, по мнению многих исследователей карьеры, чаще характеризуется сменами места работы, чем более поздние и более стабильные ее этапы.

Например, Е.А. Климов в качестве первого этапа становления профессионала выделяет фазу оптации. В этой фазе перед человеком стоит необходимость выбора или вынужденной перемены профессии.

Дж. С. Раш, Эй. С. Пикок, Г.Т. Милкович отмечают, что первой стадией мужской карьеры является неустойчивая стадия или стадия создания карьеры (до 30 лет). В этом возрасте молодой человек ценит работу, которая интересна и не монотонна. Ни заработок, ни карьерная стабильность не являются в это время основаниями для выбора работы.

Д. Супер разделил профессиональный путь человека на пять этапов, выделяя при этом второй этап, который он называет этапом исследования (от 15 до 24 лет). Юноши и девушки пытаются разобраться и определиться в своих потребностях, интересах, способностях, ценностях и возможностях. Основываясь на результатах такого самоанализа, они продумывают возможные варианты профессиональной карьеры. К концу э того этапа молодые люди обычно уже подбирают подходящую профессию и предпринимают попытки ее освоения.

Супер выделил четыре типа мужских профессиональных паттерна:

1. Обычная карьера, при которой работник осуществляет последовательную серию шагов, начиная свою карьеру с работы только летом, с частичной занятости в старших классах школы или во время обучения в колледже, а затем переходит на начальные ступени профессиональной карьеры и медленно движется вверх. Она совпадает с нормативными стадиями жизненного пути человека, включая кризисы.

2. Стабильный карьерный путь близок к предыдущему с той разницей, что мужчина приходит на работу сразу из школы или колледжа без подготовительной работы. Этот путь типичен для профессионалов (людей с высшим образованием) и «белых воротничков», для которых характерно постоянное продвижение, сопровождаемое обучением, в рамках постоянной профессиональной деятельности.

3. Нестабильный карьерный путь состоит из испытательного периода, который сменяется стабильным периодом, а затем наступает смена профессиональной деятельности. Таких циклов с апробацией различных профессий в течение жизни может быть несколько.

4. Карьера с множественными пробами - наименее постоянна, состоит из многочисленных переходов от нестабильных к стабильным периодам – практически в течение всей жизни. По данным Д. Супера, этот тип карьеры ассоциируется с высокими уровнями профессионального успеха.

Можно предположить, что в связи со стремительными изменениями на рынке труда, третий и четвертый карьерные паттерны будут встречаться все чаще, а первый и второй – все реже. Следует отметить, что работа Д. Супера описывающая карьеру мужчины, была опубликована в 1957 г. Изменения на рынке труда, произошедшие с того времени, заставили как его самого, так и его учеников пересмотреть свою теорию и модифицировать ее. Были внесены следующие дополнительные аксиомы:

1) со временем люди меняются по мере того как лучше понимают свою профессию и самих себя;

2) в формировании карьеры важную роль играют социальные факторы (такие как пол, раса, их взаимосвязь и т.п.);

3) развитие карьеры - результат процесса обучения и социального взаимодействия в течение жизни;

4) необходимо учитывать индивидуальные различия удовлетворенности жизнью в целом и профессией в частности. На определенных этапах жизни работа/профессия могут оказываться на периферии Я-концепции человека.

Таким образом, Д. Супер стал понимать карьеру как более изменчивую и циклическую, отходя от ее понимания как линейной и вертикальной. Исследователь осознавал, что карьеры некоторых людей могут быть нелинейными, прерывистыми и даже, в его терминологии, рецикличными, временами представляя собой возврат на ранние этапы карьеры.

М. Драйвер был одним из первых, кто продлил паттерны карьерного развития за пределы линейных моделей, предложенных Д. Супером. Кроме того, мотивы работы отражают важность относительной величины вознаграждения, которая лежит в основе карьеры индивида и влияет на само понимание им карьеры. Он исходит из того, что предпочитаемый карьерный путь обусловлен тремя факторами:

1) время карьерных выборов (в юности, через цикличные временные интервалы или постоянно на протяжении карьеры);

2) их изменчивость (следует ли человек своим юношеским выборам в течение жизни, или же ежегодно / через несколько лет происходят изменения);

3) направление карьерных изменений (т.е. вертикальное, горизонтальное или отсутствие четкого направления).

Исходя из этого, он выделяет четыре концепции карьеры, различающиеся по предпочитаемым карьерным паттернам и мотивам работы:

1. Линейная концепция, близкая к модели Д. Супера, в которой представлена модель карьерного роста внутри организационной иерархии и направленная на обретение власти и профессиональных достижений. Карьерные решения принимаются рано и редко переосмысливаются.

2. Устойчивая статусно-экспертная карьера осуществляется теми, кто рано выбрал свою карьеру и постепенно шаг за шагом осуществляет ее. Эти люди мотивированы безопасностью и стабильностью работы, а также возможностью наращивать свою компетенцию как эксперта.

3. Концепция спиральной карьеры описывает взгляды тех, кто мотивирован саморазвитием, креативностью и желанием помогать развиваться другим. Эти люди постоянно (пере)оценивают свои карьерные выборы, меняя профессиональный путь каждые 5-7 лет.

4. Концепция переходной карьеры характерна для тех, кто совершает постоянные карьерные выборы, с частотой раз в 1-4 года, реализуя горизонтальные перемещения в борьбе за независимость, автономность.

4. Гендерные аспекты карьеры

Явно или неявно многие исследования карьеры, проведенные зарубежными учеными, касались прежде всего мужчин. Но начиная с 70-х годов ХХ века, все больше женщин в западных обществах стали выходить на рынок труда и выстраивать профессиональную карьеру. Если в СССР в условиях массовой трудовой занятости женщин актуальной исследовательской проблемой стало изучение совмещения женщиной профессиональных и семейных ролей, то в зарубежных исследовательских кругах возник интерес к собственно женской карьере. Так, например, Р. Гулд исходит из того, что детская социализация заставляет женщин стремиться к выполнению традиционных женских семейных ролей жены, матери и домохозяйки. Некоторые женщины могут опасаться карьерного успеха, полагая, что он приведет к их социальной изоляции. Женщины, к третьему десятилетию своей жизни выбирающие карьеру, позднее испытывают давление своих «биологических часов» к тому, чтобы обзавестись детьми. Таким образом, карьера для женщины не может стабильно занимать в жизни столь же важное место как для мужчины, и, вероятно, будет более подвержена изменениям, прежде всего связанным с «отвлечением» на рождение и воспитание детей.

Кроме этого, Гулд обнаружил классовые различия в карьере женщин-рабочих и представительниц «среднего класса». Первые работают из-за необходимости экономически помогать своей семье, а для вторых карьера – один из способов улучшения качества своей жизни. При этом они не «зацикливаются» на карьерной лестнице (просчитывая и планируя ее «ступеньки»). Их взгляд на жизнь и карьеру шире, а различные виды социальной активности (игра в гольф, посещение загородного клуба…), важны сами по себе и одновременно предоставляют возможности для развития карьеры.

Еще один подход к женской карьере восходит к идеям Кэрол Гиллиган о моральном развитии женщин. С ее точки зрения, мужчины при построении своей карьеры больше ориентируются на справедливость. Для женщин же работа базируется на важности отношений с другими. Карьерные женские решения - часть более широкой сети межличностных отношений и нередко зависят от нужд близких людей (детей, супругов, стареющих родителей). По данным последователей К. Гиллиган, женщины чаще, чем мужчины соглашались с такими утверждениями, как: «Я приняла такое карьерное решение, потому что это было нужно моей семье» (41.1% против 24.4%) и «Мой супруг переехал в другое место, и я поехала за ним» (42.7% против 15.0%). Мужчины, наоборот, чаще считали, что при принятии карьерных решений нужды семьи «не являются существенным фактором» (40.2% против 30.1%). Такова выявленная к настоящему времени гендерная специфика профессиональной карьеры за рубежом.

Внутренние мотивации также играют существенную роль в оценке карьерных устремлений у женщин. Желание достичь успеха на профессиональном уровне есть четкая мотивационная черта многих современных женщин, а карьеризм представляет собой потребность в достижении цели в различной деятельности, особенно в ситуациях соперничества за успех. Основываясь на социологических исследованиях, Т.Е. Проскурьякова выделяет следующие основные факторы, которые определяют причины стремления женщин к карьерному росту[5]:

1.         Желание иметь личные доходы, быть экономически независимой — здесь реализуется психологическая концепция, согласно которой, любой личности необходимо личное пространство, личное время и личный доход. Что касается экономической независимости, то этот фактор является также одним из показателей статуса женщины в обществе и желанием освободиться от зависимости

2.         Желание самореализоваться. Самореализация здесь связана с иерархией потребностей предложенной Абрахамом Маслоу. Согласно его теории самореализация достигается лишь в случае, когда удовлетворены все другие биологические и социальные потребности. Т.Е. Проскурьякова утверждает, что карьера как способ самореализации применяется многими женщинами. Здесь карьера понимается как способ выражения своего «Я».

3.         Желание поднять свой социальный статус, что логически следует из предыдущих двух пунктов.

5. Модели становления политической карьеры

Что касается понятия именно политической карьеры, то в социологической и политологической науке оно неразрывно связано с теориями механизмов рекрутировании политических элит, особенностями политического режима, политической культуры и различными теориями политического поведения, участия и лидерства.

Феномен политической карьеры может рассматриваться в узком смысле с точки зрения критериев успешности/неуспешности, в рамках которых эффективность карьеры напрямую зависит от степени проникновения в высшие эшелоны власти и наличия возможности отправления властных полномочий.

В широком смысле, многие исследователи связывают политическую карьеру с анализом механизмов рекрутирования политических элит, принятых в обществе в данный момент, а также внутренние мотивационные стратегии.

В связи с этим, необходимо сказать как об объективных факторах карьерного роста в политике, так и о субъективных.

Гаэтано Моска, в своей работе «Правящий класс»[6], утверждает, что личные и семейные связи являются одним из основополагающих внешних объективных факторов для становления политической карьеры. По его мнению, даже в условиях демократического и открытого общества к власти приходят люди, являющиеся представителями ведущих политических кланов и семейств.

С другой стороны, наиболее важными обстоятельствами, по мнению Пьера Бурдье, объединяющими людей в политической элите, «являются существующие у них критерии, которыми они руководствуются при допуске в свою среду»[7]. Пьер Бурдье, как и Гаэтано Моска, полагает, что одним из главных факторов, способствующих успешному развитию политической карьеры, является образование. Однако, по мнению Г. Моски, хорошее образование в большей степени доступно богатым нежели бедным. П. Бурдье, в свою очередь замечает, что доступ к образованию является лишь формальностью и всё зависит от того, в какой семье воспитывался человек.

Подытожив всё вышесказанное, можно говорить о том, что получение образования и наличие связей являются необходимыми, но недостаточными условиям для успешного карьерного роста. Роль субъективных факторов в карьерном становлении, также является одной из центральных тем исследователей в области элитологии и лидерства.

Вильфредо Парето, Роберт Михельс, Макс Вебер, Гаэтано Моска в своих работах освещают основные психолого-политические качества, необходимые для достижения высоких властных позиций.

Классическим примером в этом отношении служит работа Макса Вебера «Политика как призвание и профессия», в которой автор указывает, что «можно сказать, что в основном три качества являются для политика решающими: страсть, чувство ответственности, глазомер. Страсть  — в смысле ориентации на существо дела, страстной самоотдачи “делу”… Ибо одной только страсти, сколь бы подлинной она ни казалась, еще, конечно, недостаточно. Она не сделает вас политиком, если, являясь служением “делу”, не сделает ответственность именно перед этим делом главной путеводной звездой вашей деятельности. А для этого — в том-то и состоит решающее психологическое качество политика — требуется глазомер, способность с внутренней собранностью и спокойствием поддаться воздействию реальностей, иными словами, требуется дистанция по отношению к вещам и людям… “Сила” политической “личности” в первую очередь означает наличие у нее этих качеств»[8].

Подобный взгляд на проблему политической карьеры коррелирует  с классической теорией черт в политическом лидерстве, стержневой идеей которой является положение о том, что «человек для успешного продвижения по карьерной лестнице должен быть построен из правильного материала»[9]. Было идентифицировано определенное число черт, необходимых для успешного и эффективного лидера[10]:

Ø  Энергия и приспособляемость

Ø  Социальная мотивация к приобретению власти

Ø  Ориентация на успех

Ø  Эмоциональная зрелость

Ø  Уверенность в себе

Ø  Настойчивость и целеустремленность

Ø  Интеллект и социальный ум

Ø  Гибкость

Однако, говоря о субъективных факторах в становлении политической карьеры нельзя говорить только о качествах и чертах. Одной из главных характеристик, располагающих к себе социальное окружение является профессионализм. Стоит отметить, что наличие необходимого набора качеств у женщины-лидера вовсе не гарантирует продвижения вверх и признания как со стороны масс, так и со стороны политической элиты. В то же время нельзя не отметить, что в различных сегментах политики и на разных уровнях власти ценность «женского» и «мужского» воспринимается по-разному.

Т.Б. Рябова, указывает, что «в политике мужчинам и женщинам обычно приписываются альтернативные сферы компетентности: первые считаются специалистами в экономике, международной политике, армии, тогда как вторые – в вопросах образования, здравоохранения, социальной политики, охраны окружающей среды»[11].

Как пишет Э. Гидденс, «удивление вызывает не само по себе низкое представительство женщин в высших эшелонах политических организаций, а та медлительность, с которой меняется это положение. В сфере бизнеса мужчины продолжают удерживать монополию на высшие посты, однако женщины в настоящее время чаще, чем когда-либо, пытаются ее нарушить. В сфере политики этого пока не происходит, несмотря на тот факт, что практически все политические партии сегодня номинально обязуются предоставлять мужчинам и женщинам равные возможности. Факторы, которые препятствуют женщинам продвинуться в экономике, имеют место и в области политики. Для того чтобы подняться на вершину политической организации, как правило, необходимо затратить большие усилия и время, которые женщины, обычно, несущие, на себе бремя домашних забот, редко могут выделить. Но вполне вероятно, что существует и другая причина. Ведь именно на политической арене можно достичь максимальной власти, возможно, именно поэтому мужчины не желают расставаться со своим доминирующим положением в этой сфере»[12].

В то же время, по словам Ханны Арендт «Лидерство из привилегии избранных свыше превратилось в привилегию социально избранных»[13]. Особую роль в осуществлении лидерства играет социальное окружение. Чтобы быть выдвинутым, получить поддержку, а позднее и удержаться во власти лидер должен предстать в определенном образе, создать себе соответствующую репутацию и общественное мнение.

Построение удачного имиджа публичного политика, а равно и успешный карьерный рост главным образом зависит от следующих условий: от знания и понимания настроений, требований и установок своих будущих или настоящих последователей и умения показать, что политик – именно тот, кто полностью отвечает потребностям публики. Одна из самых действенных стратегий для завоевания доверия публики − показать политику, что он похож на них, что у него одинаковые с ними проблемы и заботы. Чрезмерная оригинальность в сфере политики при формировании программ, построении имиджа политического лидера недопустима, она лишь оттолкнёт от политика большую часть людей. Чтобы быть выдвинутым, получить поддержку, а позднее – удержаться у власти, лидер должен предстать в определенном амплуа, создать себе соответствующую репутацию и общественное мнение.

Главным стратегическим направлением практически любой современной предвыборной кампании является создание и закрепление привлекательного социально-политического имиджа, который способствует обеспечению победы политического лидера на выборах. Несмотря на использование стандартных приемов создания, внедрения и актуализации имиджа политического лидера, каждая избирательная кампания уникальна и включена в особый социально-политический и культурный контекст. Поэтому все коммуникативные или организационные действия политических лидеров, вовлеченных в избирательный процесс, так или иначе, продиктованы особенностями социально-политической ситуации, характером политического противоборства с главными оппонентами и их ресурсами.

Модели карьерного продвижения во власти носят существенное значение для понимания функционирования каналов рекрутирования и успешного встраивания в политическую систему.

На основании многочисленных интервью с депутатами законодательных собраний, Е.А. Коган выделяет три модели карьерного роста в политике[14]:

Ø  Профессионально-политическая карьера;

Ø  «Случайная» политическая карьера;

Ø  «Псевдопрофессиональная» политическая карьера.

Профессионально-политическая карьера подразумевает ориентированность не только на удержание текущих позиций, но и на продвижение вверх во властной иерархии. Карьера в политике рассматривается как главная цель. Характер деятельности всегда активный. Причина успеха всегда воспринимается как следствие личных уникальных лидерских качеств. По мнению исследователя, нечасто встречающаяся модель.

«Случайная» политическая карьера – карьерная модель, представители которой, как правило не отождествляют себя с политикой. У них доминирует идентичность либо со своей предыдущей профессией, либо с общественными деятелями. Отсутствует ярко выраженная мотивация к политической деятельности. Продвижение по карьерной лестнице в политике часто не рассматривается как цель. Карьерный рост инициируется, как правило, другими людьми или обстоятельствами. Также относительно редкая модель.

«Псевдопрофессиональная» политическая карьера подразумевает желание заниматься общественной деятельностью на основе альтруизма, однако, как отмечает исследователь, на психологическом уровне действуют мотивы стремления к власти и популярности. Карьера в политике рассматривается как основная цель или одна из основных. В качестве фактора успеха выступает авторитет завоеванный за время прежней профессиональной деятельности.

Однако, учитывая тот факт, что исследование проводилось среди депутатов мужского пола, в действительную картину политической реальности также вписывается версия А.Е. Чириковой и Н.Ю. Лапиной, согласно которой можно выделить как минимум три возможных модели продвижения женщин во власти:

Ø    модель постепенного роста;

Ø    модель парашютирования;

Ø    модель наследования[15].

Модель постепенного роста реализуется, как правило, внутри исполнительной власти, предполагая постепенное завоевание зон влияния за счет профессионализма и эффективности управленческих шагов. Условием ее осуществления является успешный и длительный опыт работы внутри структур исполнительной власти. Претендентки, продвигающиеся в рамках модели постепенного роста, как правило, зависимы от выбора лидера и не проявляют карьерного рвения даже при наличии выраженных профессиональных достижений. Инициатива со стороны вышестоящих руководителей никогда не бывает случайной, а решение о высоком назначении должно быть «заработано» всей предшествующей деятельностью.

Модель парашютирования построена на привлечении кандидатов на высокий пост в исполнительной власти извне. Она предполагает наличие у претенденток развитого социального капитала в виде связей и знакомств, а также опыта управления или общественного признания. В отличие от модели постепенного роста, эта модель отличается быстротой реализации. В России, например,  условием «парашютирования» на высокую должность являются доверительные отношения с основными игроками политической элиты. В современной России «парашютирование» в исполнительную власть из бизнеса достаточно распространено.

Что касается модели наследования, то, по мнению А.Е. Чириковой и Н.Ю. Лапиной, «в России, где новые политические институты возникли недавно, модель наследования только формируется. Тем не менее, процесс передачи представителями элиты своей власти по наследству становится заметным. Вот что по этому поводу думает один из респондентов: “Многие зоны влияния во власти передаются по наследству. Я не буду называть фамилии. Но мы точно знаем, что в областной думе есть депутат, который держит значительную часть бизнеса в автосервисе, его племянник является депутатом городской Думы. Городская Дума у нас – “детский дом”. Влиятельные отцы заседают в областной думе, а сыновья или племянники – в городской. Таким образом, выстраиваются целые сети, благодаря которым удерживается власть”»[16].

Некоторые выводы.

Можно отметить, что индикаторами карьерного роста в политике можно считать политический вес, наличие социальных связей, а также авторитет. Несмотря на то, что в некоторых обществах существуют различные закономерности, личностный рост играет важную роль в карьерном отношении.

Модели карьерного продвижения во власти носят существенное значение для понимания функционирования каналов рекрутирования и успешного встраивания в политическую систему.

Необходимо сказать, что как процесс, политическая карьера неразрывно связана с политическими традициями и особенностями политического режима того или иного государства. Формирование и закрепление политической элиты связано с закреплением и определенных политических институтов, которые соответственно влияют и на особенности становления карьерного роста в политике. Различные исследователи по-разному выделяют этот аспект политической карьеры. Наиболее точным, следует полагать концепцию «социокультурного пространства» политической карьеры, предложенную В.В. Макеевым[17], под которым подразумевается не только стремление индивида к изменению социального статуса, результатом которого должно стать обладание политической властью, но и те или иные институциональные или идеологические стандарты, которые, так или иначе артикулируют приемлемые формы проявления такого рода деятельности. Можно говорить и о том, что установление тех или иных форм карьерного роста в политике является всегда проявлением более обширных политических процессов, подтверждением тому может служить сама политическая история государств. Независимо от воли и желания индивида в отношении построения политической карьеры, всегда приходится иметь дело с объективными предпосылками и внешними условиями политического режима или господствующей политической элиты.

В.В. Макеев, в связи с этим, также отмечает, что «политическая карьера всегда связана с функционированием существующих институтов власти, а соответственно и регулируется в диапазоне возможных способ действия субъекта политическими нормами и ценностями… такая взаимосвязь может носить как позитивный, так и негативный характер: политическая карьера может принадлежать как к конформистскому типу, так и к нонконформистскому»[18]. Однако, так или иначе принятие или непринятие тех или иных ценностей, норм или институтов, означает необходимую ориентацию на них. Не стоит забывать и о восприятии в массовом и индивидуальном сознании самого смысла, престижности, а также социальных стандартах политической карьеры.

Необходимо отметить, что политическая карьера, особенности её становления и развития, могут быть проанализированы только в контексте политической культуры, традиций и особенностей политического процесса, и конкретных универсальных моделей, приемлемых для любого государства на данный момент не существует.

Следует также отметить, что политическая карьера связана с властью и публичным управлением, и данное отношение играет важную роль в разграничении обычной профессиональной карьеры с политической. В то же время, политическая карьера гораздо более трудоемкий и далеко не всегда результативный процесс, чем карьера в сфере бизнеса. Качества лидера в бизнес-сфере целесообразно переносить и на лидерство в политической сфере, однако они являются необходимыми, но не достаточными.

 

[1] Arthur, M. B., Rousseau, D. M. The boundaryless career: A new employment principle for a new organizational era., New York., 1996.

[2] Кушнарееа, И. Ю. Личностные аспекты построения карьеры руководителя: социально-философский анализ. Краснодар, 2006.

[3] Социальное управление / Под ред. В. И. Добренькова, И. М. Слепенкова. М., 1994. С. 67.

[4] Коломейцев А. А., Жданович Ю.А. Основные научные подходы к профессиональной карьере и карьерным ориентациям личности // Проблемы управления. 2006. №1. С. 210-215.

[5] Проскурьякова Т.Е. Карьера современной женщины как объект социологического анализа. URL: http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Soc_dos/2008_7/proskurjakova.pdf (дата обращения: 31.01.2012).

[6] Моска Г. Правящий класс / Пер. с англ. и примеч. Т.Н. Самсоновой // Социологические исследования. – 1994. № 12. С. 97-117.

[7] Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть // Социология социального пространства. СПб., 2007. С. 72.

[8] Вебер М. Политика как призвание и профессия. URL: http://www.nir.ru/socio/articles/weber_politika.htm

[9] Шермерон Д., Хант Д., Осборн Р. Организационное поведение. СПб., 2006. С. 288.

[10] Там же. С. 289.

[11] Рябова Т.Б. Пол власти: гендерные стереотипы в современной российской власти. Иваново, 2008. С. 113.

[12] Гидденс Э. Социология. М., 2005. С. 239.

[13] Арендт Х., Люди в темные времена. М., 2003. С.48.

 [14] Коган Е.А. Политическая карьера в современном российском обществе как социальный феномен. М., 2009. , с.100

[15] Женщина на высших этажа власти. Российские практики и французский опыт., М., 2009, с. 25

[16] Женщина на высших этажа власти. Российские практики и французский опыт., М., 2009, с. 27

[17] Макеев В.В. Политическая карьера. Ростов-на-Дону. 2000. С. 43-61

[18] Там же. С.48