© Н.А.Баранов

Тема 1. Международная безопасность и механизмы ее обеспечения.

1. Феномен безопасности

В литературе выделяются два основных подхода к пониманию феномена безопасности.

Первый подходисходит из объектного понимания безопаснос­ти как проявления объективной природы объектов сохранять устой­чивость при различных отрицательных влияниях. Именно в этом контексте безопасность понимается как определенное свойство (ат­рибут) системы. В настоящее время распространенным является понимание безопасности как формы саморегулирования системы, которое позволяет ей сохранить свое качество.

Результатом отождествления безопасности с саморегулированием являются эн­тропийное понимание безопасности и гомеостатическое понимание безопасности.

Энтропийное понимание безопасности базируется на понимании эн­тропии как части внутренней энергии замкнутой системы, как меры внут­ренней неупорядоченности системы. Безопасность и устойчивость системы рассматривается при этом как определенная зависимость от направленности и динамики энтропийных процессов.

Гомеостатическое понимание безопасности основывается на понятии гомеостаза как совокупности реакций, направленных на устранение или мак­симальное ограничение действия различных факторов внешней и внутрен­ней среды, нарушающих относительное динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды, определяющего устойчивость системы. Безопас­ность здесь понимается, таким образом, как устойчивое состояние системы, возникающее в результате поддержания равновесия с окружающей средой. Однако отождествление безопасности с гомеостазом приводит к отрицанию развития, которое нарушает равновесие существующего состояния системы.

Второй подходосновывается на признании субъектного характера фено­мена безопасности. Субъектное понимание безопасности составляет основу деятельностных, ценностных и других определений безопасности. В частности, некоторые исследователи рассматривают феномен безопасности как производный от интереса.

Постижение природы безопасности в ее целостности и обусловленное этим снятие односторонности в единстве формы и содержания, единстве субъектной и природной определенностей формируют основу целостного понимания феномена безопасности.

Феномен безопасности получает свою понятийную завершенность как специфическая форма реализации природного бытия в человеческом сущес­твовании, которая детерминирует рефлексивно-ценностное самоопределе­ние человека по отношению к опасности, как для природной определеннос­ти, так и для наличных форм бытия вещей.Данное определение отражает двойственность природного бытия феномена безопасности, обусловленную единством всеобщности природы самосохранения и особенности формы ее проявления в человеческой жизнедеятельности.

2. Дилеммы безопасности человека и общества

Дилеммы безопасности органически вытекают из особенностей формирующейся сейчас целостности современного мира, в том числе его полисистемного характера. Для нас представляет интерес дилеммы безопасности человека и общества.

Не подлежит сомнению то обстоятельство, что смена эпох вызывает из­менение систем безопасности; поэтому с появлением новых опасностей и угроз, различного рода страхов и видов вооружений, новых факторов развития возникает потребность в новой парадигме безо­пасности и осуществляющей ее на практике системы безопасности.

Прежде всего, бесспорным является детерминация дилемм безопасности человека и общества набором ценностей и идеалов, изменяющейся внешней и внутрен­ней средой и пр. Так, основная идея стратегии национальной безопасности США состоит в том, что утверждение глобальной и собственно американской безопасности невозможно без лидерства Америки в мире, без ее эконо­мического и военного превосходства над остальными государствами. Отсю­да следует усиление роли государства в системе национальной безопасности Америки. Иными словами, в ней безопасность все чаще рассматривается сквозь призму триады «безопасность индивида - безопасность государства - международная безопасность» (эта модель приобрела особую значимость в свете событий 11 сентября 2001 г.), причем в этой схеме индивид «передове­ряет большую часть забот о своей безопасности государству».

Перед нами парадокс современной западной либеральной цивилизации -свобода и безопасность индивида все более становится зависимыми от госу­дарства, давление последнего на индивида продолжает нарастать, что обус­ловлено появлением новейших информационных технологий и технических систем, представляющих опасность основам земной цивилизации. Дилемма безопасности индивида и государства здесь в том, что разграничение частно­го и общественного становится весьма затруднительным, а это способствует легитимному отвоевыванию государством плацдарма свободы у индивида.

Иные дилеммы безопасности человека и общества существуют в Рос­сии, обусловленные ее историческими и культурными традициями, а так­же менталитетом. Для последнего характерна уникальная роль идеи го­сударственности, игнорирование значимости индивида и общества, что определяло вплоть до начала XXI века модель российской национальной безопасности.

России присуще всегда было доминирование принципа безопасности государства, но с развитием демократического общества и правового государства начинает осуществляться движение по пути «от бе­зопасности государства к безопасности индивида.

Дилеммы безопасности человека и государства в России следуют из того, что безопасность челове­ка здесь находится под угрозой в силу следующих обстоятельств - государс­тво не может обеспечить безопасность личности из-за:

-          разгула преступнос­ти;

-          слабости власти;

-          нравственного развращения значительной части общества;

-          коррупции чиновников;

-          превалирования ин­тересов криминогенно-мафиозных групп;

-          навязывания СМИ индивидуа­лизма, чуждых ценностей;

-          обогащения значительного меньшинства за счет обнищания большинства.

Свои дилеммы безопасности имеются и у общества, обусловленные тем, что в России практически никогда сознательно не выделялось обще­ство в качестве самостоятельного субъекта безопасности, оно всегда было поглощено государством. Сегодня возникающим элементам демократичес­кого гражданского общества необходима безопасность, чтобы не прервался процесс демократизации и становления правового государства. Однако для формирующегося общества существует целый ряд опасностей со сто­роны властей, а именно:

-          нередкое игнорирование общественного мнения,

-          политика атомизации общества на индивидов, неспособных отстаивать свои интересы,

-          давление на СМИ со стороны олигархов и государства и пр.

Вместе с тем, «без сильной общественной системы безопасности государство не может счи­таться стабильным, крепким и демократическим», ибо «бесконтрольность и независимость от общества государственной безопасности, как показывает история, наносит колоссальный вред народу и гражданам».

Существенное значение в исследовании дилемм безопасности челове­ка и общества имеет и понимание страха, ибо без этого невозможно понять особенности поведения индивида. В психологии страх квалифицируется как отрицательная эмоция, которая возникает в результате реальной или вооб­ражаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищае­мым ею ценностям.

Феномен страха определяется не только социальными, культурными факторами, но и связан с записью в мозгу человека всего эволюционного пути земной жизни с ее тенденцией к выживанию среди мира опасностей и угроз. Страх вписан в природу человека, лишь его формы и виды изменяются на протяжении соци­окультурной эволюции. В XX столетии возник абсолютный эмпирический страх, обусловленный угрозой всеобщего уничтожения человечества путем применения оружия массового поражения, ожил страх перед апокалипси­сом. Со временем ядерный страх принял новую форму, которая связана уже не оружием массового поражения, а с загрязнением окружающей среды радиоак­тивными отходами реакторов АЭС. Для многих людей эти отходы стали уже ас­социироваться с уникальной в своем роде угрозой, более страшной, чем все ос­тальные опасности, которыми индустрия угрожает человеку. Еще одним новым видом страха является опасность экологической катастрофы.

Еще один вид страха, влияющий на человеческую психику, - это страх от столкновения с будущим, т.к. мир находится на изломе цивилизаций. Что несет данный излом, никто не знает; футурологи предлагают различные модели будущего, однако их разброс весьма велик, причем они «улавлива­ют» вполне реальные грани цивилизационного сдвига. Мировая политика вступает в новую фазу, что и вызвало появление различных версий ее буду­щего облика: конец истории, возврат к традиционному соперничеству между нациями-государствами, упадок наций-государств под напором различных тенденций - к трайбализму и глобализму - и др.

В целом же можно сказать, что XX столетие принесло немало новых видов страха и тревожных ожиданий, которых просто-напросто не было в предыду­щих веках. Вполне естественно, что весь спектр рассмотренных новых образов страха, хотя и в различной мере каждый из них, оказывает влияние на психичес­кое состояние человека, определяя в определенной степени его поведение.

3. Современные представления о безопасности

Понятие «безопасность» принадлежит к числу наиболее употребляе­мых понятий политологической мысли. Так, безопасность, в зависимости от культурных контекстов, может предпола­гать: обеспеченность; уверенность; страховку; спокойствие; отсутствие угроз.

Термин "безопасность" увязывается с такими важными концептами, как:

        парадигма безопасности - глубоко укоренённые в обществе мировоззренческие взгляды на коренные устои безопасного развития. Следствием существования парадигм безопасности является определённый способ позиционирования в об­ласти безопасности, основанный как на доктринальной составляющей, так и на наборе конкретных мер по нейтрализации опасностей;

        культура безопасности - совокупность символов, образов, идей и представлений о том, что лежит в основе выделения данной социальной группы от "других", "чужих". Культура безопасности формирует свои "коды", которые маркируют "пространства безопасности", отграничивают их друг от друга;

        граница безопасности - это такая граница, которая очерчи­вает различные "пространс­тва безопасности", которые зависят от меняющихся представлений, формирующихся в области публичной политики;

        режим безопасности - это совокупность принципов, пра­вил и норм, которые задают рамки поведения для акторов безопасности и обеспечивают взаимность и позитивное взаимодействие между ними;

        управление безопасностью - это порядок сотрудни­чества между акторами безопасности в важнейших сферах, определяю­щих их жизненно важные интересы;

        комплекс безопасности - это транснациональный регион, включающий в себя страны, которых объеди­няют устойчивые представления о безопасности и отношения в области безопасности;

        сообщество безопасности - это форма "комплек­са безопасности", которая формируется на основе совместимости цен­ностей, регулирующих поведение в сфере безопасности. Часто можно встретить точку зрения о том, что "сообщество безопасности" включает в себя страны Северной Америки и Западной Европы;

        геобезопасность - этот широкий концепт вбирает в себя совокупность "практик безопасности" и "идентичностей безопасности'', которые формируют "пространс­твенный образ безопасности" на определённой территории, очерченной границами.

Безопасность необходи­мо рассматривать прежде всего как сочетание трех явлений:

а)    как отсутствие опасностей и угроз;

б)    как достаточную степень устойчивости к возникающим угрозам, определенный иммунитет, запас прочности тех или иных объектов;

в)    как готовность и способность защищаться или устранять эти угрозы и восстанавливать статус-кво.

Таким образом, безопасность - это состояние жизнедеятельности социума, его структур и институтов, гарантирующее их качественную определенность в параметрах надежности существования и устойчи­вости развития.

Безопасность - это положение (состояние), при котором на некий объект не могут воздействовать факторы опасности и угрозы. Но та­кое практически недостижимо, отсутствие опасности, вообще, в абсолютном смысле, невозможно. В реальной жизни всегда существовали, существуют и будут существовать опасности самого различного характера. Опасности могут различаться по масштабу: быть частными, ограниченными (по отно­шению к отдельным людям, объектам и т.п.); локальными и всеобщими или глобальными. Поэтому целесообразно говорить об уровнях безопасности величине, которая выражает степень реальной возможности воздействия на объект факторов опасностей и угроз, или характеризует результат стол­кновения двух противоположно направленных сил: факторов опасностей и угроз и мер, противостоящим этим факторам.

Различают следующие уровни безопасности:

1. Абсолютный (идеальная, совершенная безопасность, не - опасность) - характеризуется отсутствием опасностей и угроз тому или иному объ­екту.

2. Реальный (фактическая безопасность) - это действительно существующая, не воображаемая безопасность, характеризуется объективно сущес­твующими опасностями и угрозами для того или иного объекта, сохраня­ющимися, несмотря на действие (бездействие) сил, им противостоящим; показывает реальные возможности сил, противостоящих опасностям и угрозам.

3.     Достаточный (приемлемая безопасность) - это такое состояние, которое удовлетворяет потребностям устойчивого развития того или иного объ­екта. При таком уровне наличие опасностей и угроз не влечет для объек­та потерю его существенных свойств.

4.     Предельный (минимально допустимая безопас­ность) - такое пограничное состояние, когда дальнейшее воздействие опасностей и угроз повлечет за собой для объекта, на который они дейс­твуют, потерю существенных свойств, качественной внешней и внут­ренней определенности, целостности. Запредельный уровень безопасности есть утрата существенных свойств объекта, его фактическая смерть.

5. Иллюзорный (мнимая, воображаемая, ложная, кажущаяся безопасность) - субъективный образ существующих, реальных опасностей и угроз - ложно воспринимаемый как их отсутствие или минимальное наличие (неадекватное отражение опасностей и угроз субъектом).

Опасность и угроза как атрибуты безопасности

Как видно из приведенных определений и подходов к анализу безопаснос­ти, сущностным атрибутным элементом ее являются категории «опасность» и «угроза». В их понимании также нет единства. Некоторыми авторами допус­кается отождествление этих понятий, а также подмена другими, такими как риск и вызов. Этих понятий прежде не было в отечественных энциклопедиях и словарях. Но понимание этих категорий представляет не только теоретичес­кий интерес. Дело в том, что осознание опасностей, угроз, рисков и вызовов - это исходный момент практической деятельности по противодействию им, т.е. по обеспечению безопасности. Рассмотрим подробнее эти понятия.

Опасность как понятие, имеет много значений:

а)         это объективно существующая возможность негативного воздействия, например, на социальный организм, в результате которого ему может быть причинен какой-либо ущерб, вред, ухудшающий его состояние, придающий его развитию нежелательные динамику или па­раметр;

б)         это возможность или предчувствие причинения зла;

в)         это возможные или реальные явления, события и процессы, способные уничтожить тех или иных субъектов (личность, социальную группу, народ, государство) или же важные для людей объекты или при­родные ценности, либо нанести им ущерб, вызвать деградацию, закрыть путь к развитию.

Угроза же рассматривается в следующих случаях:

а)         запугивание, обещание причинить кому-нибудь неприятность, зло;

б)         наиболее конкретная и непосредственная форма опасности, создаваемая целенаправленной деятельностью откровенно враждебных сил;

в)         опасность на стадии готовности перейти из возможности в дейс­твительность, предупреждение словом или демонстративным действи­ем о последующих опасных событиях, или введение в заблуждение с главной целью - использованием страха для приобретения преимущест­венного положения в каком-либо отношении.

Отождествлять понятия «опасность» и «угроза» не следует. Несмотря на то, что это категории родственные, между ними существуют значительные различия. При этом необходимо проводить особое различие между реаль­ным и идеальным, возможностью и действительностью.

Опасность как категория должна сопоставляться с категорией возмож­ности. Она, во-первых, с объективной стороны может стать действительнос­тью лишь при определенных условиях, а, во-вторых, с субъективной стороны может быть мыслима как действительное лишь при определенных предпосыл­ках. Иное дело, угроза, которая как категория должна сопоставляться с дейс­твительностью, и имеет пространственно-временной характер.

Опасность в логическом смысле есть родовое понятие. Она может быть абстрактной, конкретной и реальной. Абстрактная опасность - это такая опасность, возможности возникновения которой на данной стадии ограни­чены отсутствием соответствующих условий. С наличием этих условий и адресной ориентированности возникает конкретная опасность. Конкретная, существующая не только в мысли, а объективно, реаль­но, опасность, обусловленная целенаправленным действием или бездействи­ем, становится угрозой. Итак, всякая опасность содержит в себе потенциаль­но угрозу. Но в угрозу превращается не всякая опасность.

Диалектика опасности и угрозы придает связанность развитию опаснос­тей, превращению их в угрозу. Поэтому ее раскрытие предполагает анализ не только причин их появления, но и условий превращения в реальность, требует связи их с категориями необходимости и случайности.

Между опасностью и абсолютной безопасностью лежит поле вероятного превращения опасностей в угрозы. Снятие этих опасностей и угроз соот­ветствующими мерами и есть реальный процесс обеспечения безопасности. Таким образом, под опасностью мы понимаем вполне осознаваемую, но не фатальную вероятность нанесения вреда, ущерба кому или чему-либо со стороны объектов (факторов), обладающих поражающими свойствами.

Угрозой будем считать наиболее конкретную, непосредственную и ад­ресную форму опасности.

Угроза принимает конкретный вид в каждой из сфер жизни общества. Од­нако все виды угроз имеют и общие характеристики: во-первых, источником любой угрозы являются противоречия как внешнего, так и внутреннего свойс­тва; во-вторых, сами противоречия не являются чем-то раз и навсегда данным, а постепенно меняют свое содержание; в-третьих, источники противоречий, как правило, скрыты за цепью причинно-следственных связей и, наконец, в-четвертых, внешний вид угрозы всегда носит предметный характер.

4. Источники опасностей и угроз

К числу постоянных источников опасностей, угрожавших отдельным людям и обществу в целом на протяжении всей истории человечества, как правило, относят следующие источники.

Первый - альтернативную природу человека, его способность быть гу­манным и антигуманным, созидательным и разрушительным (саморазруши­тельным) существом. По мере развития цивилизации задача сохранения че­ловеком гуманно-созидательной направленности своей жизнедеятельности усложняется, а не упрощается. В то же время, последствия антигуманно-разрушительных действий людей приобретают более тяжкие последствия, причем даже в том случае, когда на такой путь становятся отдельные люди, мелкие группы.

Другой - альтернативную природу общественно-политических ин­ститутов. Политические партии, течения, группы, различные организации, вплоть до государства, могут избирать как прогрессивную, так и реакцион­ную, как гуманную, так и антигуманную линию поведения. Они могут ис­кать как пути взаимопонимания и сотрудничества, так и возможности конф­ронтации, вплоть до установки на истребление другой стороны.

До сих пор насилие доминировало в развитии цивилизации. Но абсо­лютизация военно-силовой политики всегда была опасным делом. Сомни­тельно прославление достигнутых с ее помощью успехов, побед. Факты сви­детельствуют, что и XXI век не избавился от применения военно-силовой политики, господство ее в некоторых регионах мира. При этом использо­вание военной силы проходит под лозунгами борьбы за мир, безопасность, благополучие народов как собственной, так и других стран.

Еще один постоянный источник опасности заключен в ошибках дея­тельности, обычно обусловленных незнанием или легкомысленным игнориро­ванием отдельными людьми и общественно-политическими институтами нега­тивных последствий своей деятельности не только для себя, но и для будущих поколений. Изжитие невежества и исторической безответственности - одно из важнейших направлений обеспечения безопасности общества.

Многие региональные и глобальные опасности являются их следствием. Это относится к экономическим, экологическим, демографическим и дру­гим проблемам. Уменьшить число неверных и безответственных решений и действий возможно на основе постоянного мониторинга опасностей во всех сферах жизни общества.

Постоянным источником опасности для общества была и остается нес­табильность природных процессов, смена благоприятных условий для жиз­недеятельности людей на неблагоприятные, разрушительные. Возможности предвидения времени наступления и характера таких процессов увеличива­ются. И это позволяет упредить, обойти или смягчить многие опасности. Но для этого необходимы научно-технический прогресс и активное между­народное сотрудничество.

Еще один постоянный для общества источник опасности - техносфера (сфера искусственного или "вторая природа"). По мере общественного раз­вития роль этого источника возрастала и теперь он, опосредуя действие всех указанных выше источников, вышел на первое место, угрожая гибелью ци­вилизации.

Итак, основные источники опасности в прошлом, настоящем, ближай­шем и отдаленном будущем заключены в качествах человека и человечес­ких отношениях, в самой природе и техносфере. Они изначальны. Возмож­но лишь уменьшение действия этих источников. Для этого необходимы не только прогресс науки и техники, но и гуманизация воспитания и обучения, всего уклада жизни, решительная борьба с преступностью и аморализмом в общественной и особенно в политической жизни, в том числе межгосударс­твенных отношениях. При этом гуманизация непременно должна включать в свое содержание историческую ответственность. Ведь с уверенностью мож­но утверждать, что в ходе исторического процесса возрастает число опаснос­тей. Но одновременно растут и возможности людей по их предотвращению.

Следовательно, возрастает актуальность изучения проблем безопасности и личности, и государства, и общества.

Как мы выяснили, источником опасности могут быть как явления, про­цессы, так и действия субъектов. Но действия субъектов здесь не направлены на конкретного адресата, то есть, не персонифицированы. Угроза же всегда исходит от субъекта и направлена на персонифицированный объект.

Система опасностей и угроз не является статичной (постоянной). Опас­ности и угрозы могут появляться и исчезать, нарастать и уменьшаться, при этом будет изменяться и их значимость для безопасности.

Опасности могут существовать в разных формах. Одну из таких форм - угрозу - мы уже охарактеризовали. Иногда опасность выступает в форме риска. Сущность риска - не ущерб, наносимый реализацией решения, а возможность отклонения от цели, ради которой при­нималось решение. Риск – это:

-          возможность возникновения неблагоприятных и нежелательных последствий деятельности самого субъекта;

-          де­ятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбеж­ного выбора, в процессе которой имеется возможность оценивать вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от поставлен­ной цели;

-          возможная опасность неудачи предпринимаемых действии, сами действия, связанные с такой опасностью.

Итак, риск можно оценить только для объекта или для системы, подвер­женных опасности. Он обусловлен неопределенностью деятельности, воз­можно неблагоприятных и нежелательных ее последствий. Риск - это осоз­нанная возможность наступления негативного события с определенными во времени и пространстве последствиями.

Любой вид деятельности содержит определенный риск, который хотя и можно уменьшить, но невозможно до­стичь «нулевого его уровня», как и уровня абсолютной безопасности.

Что касается вызова, то его можно трактовать как совокупность обстоя­тельств не обязательно носящих конкретную, адресную направленность, но обязательно вынуждающий с ними считаться, требующий реакции на них.

В соответствии с видами опасности, пространственно-географическим взаимодействием социальных организмов связано наличие следующих от­носительно самостоятельных геополитических уровней безопасностей:

-    международная (всеобщая, глобальная) безопасность;

-    международная региональная безопасность;

-    национальная (страновая) безопасность.

5. Феномен национальной безопасности

Национальная безопасность — вид безопасности на уровне отдельных стран, при котором исключается угроза войны и посягательств на суверенитет страны, ее независимость и территориальную целостность. Этот вид безопасности предполагает безусловную возможность для проведения государством самостоятельной внешней и внутренней политики, отсутствие внешнего вмешательства в его дела. Важным элементом безопасности страны является защита прав человека, обеспечение условий для нормальной жизнедеятельности общества.

Таким образом, одним из основных инструментов обеспечения национальной безопасности является внешняя политика. Эта политика представляет собой деятельность государства на мировой арене, направленную на осуществление взаимодействия с другими субъектами международных отношений: иностранными государствами, союзами государств, международными организациями всемирного и регионального масштаба, зарубежными политическими партиями, общественными организациями и группами интересов. Основными формами проведения внешней политики являются: дипломатические отношения между государствами; членство государств в международных организациях; переговоры и контакты на разных уровнях, высшим из которых являются встречи глав государств и правительств.

Термин «национальная безопасность» появился относительно недавно. Европа и Азия до II половины XX века практически и не знали этого по­нятия. В лексиконе большинства государств преобладали понятия «оборо­носпособность», «государственная безопасность». Считается, что впервые этот термин был употреблен в 1904 году в послании президента Т. Рузвельта конгрессу США, где он обосновал присоединение зоны Панамского кана­ла интересами «национальной безопасности». Сама концепция появилась в связи с Актом (законом) по национальной безопасности в 1947 г., на основе которого был утвержден Совет национальной безопасности США. В пос­ледние годы эта проблема стала стержневой в исследованиях американских политиков, которые источник рассматриваемого понятия видят в теории «на­циональных интересов». Этот подход был предложен У.Липпманом. В годы холодной войны большинство исследований определяло национальную бе­зопасность через силу, либо с позиций взаимодействий государств, т.е. со­здания оптимальных условий развития системы международных отноше­ний. Наибольшую известность в этом контексте получила теория реализма или теория силовой политики (Г.Моргентау, А.Вольферс и др.)

Например Вольферс утверждал: «...безопасность есть ценность, которой государство может более или менее обладать и которую оно стремится иметь в большей или меньшей степени. Она (категория безопасности) имеет много общего с категорией силы (power) и благосостоянием (wealth), двумя други­ми ценностями громадной важности в международных делах. Однако, если благосостояние измеряется количеством материальных ресурсов государства, а сила - его способностью контролировать действия других, безопасность в объективном смысле измеряется отсутствием угрозы приобретенным ценнос­тям, а в субъективном смысле - отсутствием страха за то, что эти ценности будут подвержены угрозе. В обоих случаях национальная безопасность может восприниматься весьма широко: от почти полной безопасности или отсутс­твия страха за нее на другой стороне».

Словарь терминов МО США, издан­ный Комитетом начальников штабов, под национальной безопасностью по­нимает сферу приложения совместных усилий военной и внешней политики, желаемое условие, обеспечиваемое в первую очередь американским военным и оборонным превосходством над любой иностранной державой или груп­пой держав, благоприятной позицией в международных отношениях, а также обороноспособностью, позволяющими успешно противостоять враждебным или разрушительным, явным или скрытым действиям других стран, включая применение ими военной силы. Фактически в этом определении выражена идея идеальной ситуации абсолютного военного превосходства США над во­оруженными силам всего мира, что лишний раз свидетельствует о теснейшей связи в США деятельности в области национальной безопасности с внешней и военной политикой при опоре на военную силу.

В теорию и практику России понятие «национальная безопасность» ста­ло входить с начала 1990-х годов. Термин «национальная» в данном случае не. несет национально-этнической окраски. Нация в данном контексте понима­ется как территориально-государственная общность, основанная на устой­чивых социально-политических, экономических, культурных и иных связях. Исходя из такого понимания «национального», Энциклопедический словарь по политологии дает следующее определение национальной безопасности: это категория политической науки, которая характеризует состояние со­циальных институтов, обеспечивающее их эффективную деятельность по поддержанию оптимальных условий существования и развития личности и общества... характеризует состояние нации как целостной системы.

Для сравнения приведем и другие определения.

Национальная безопасность - совокупность действующих факторов, обеспечивающих благоприятные условия для развития страны; боеспособ­ность государства, оптимальное развитие и сохранение его фундаменталь­ных ценностей и традиций, нормальные отношения личности и государства, способность эффективно преодолевать любые внешние угрозы, руководс­твоваться именно национальными интересами, обеспечивать достижение общих целей.

Национальная безопасность - состояние, при котором обеспечивается защита жизненно важных интересов государства и гражданского общества в экономической, политической, военной, экологической, гуманитарной и других областях.

Национальная безопасность - это защищенность жизненно важных ин­тересов граждан, общества и государства, а также национальных ценностей и образа жизни от широкого спектра внешних и внутренних угроз, различ­ных по своей природе.

Национальная безопасность - это состояние общественных отношений, гарантирующих защищенность жизненно важных интересов личности, об­щества и государства от внешних и внутренних угроз.

А вот как определя­ется национальная безопасность официально: «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства» (Стратегия На­циональной безопасности Российской Федерации до 2020 г.). Как видно, приведен­ные подходы дают возможность анализировать национальную безопасность с разных сторон.

В дальнейшем под национальной безопаснос­тью мы будем понимать такое состояние, при котором гарантируется беспрепятственное и успешное развитие всех социальных организмов и общественных структур, создаются оптимальные условия для сущест­вования и развития личности, общества и государства.

Итак, безопасность - это не благо, дарованное извне в виде защиты, охра­ны, а имманентное свойство отдельной личности, общества, государства. Спе­цифика безопасности определяется спецификой опасностей и угроз и средс­твами реакции на них. Национальная безопасность должна рассматриваться не как состояние прочности, стабильности, незыблемости, а как системное свойство страны, которое позволяет ей прогрессивно развиваться в условиях существования рисков, неопределенностей, вызовов и опасностей.