Тема 3. Каналы и средства ведения информационных войн

1.      Средства массовой коммуникации (СМК) и система массовой информации (СМИ)

Массовая коммуникация — систематическое распространение информации через печать, радио, телевидение, кино, звуко- и видеозапись с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

Средство массовой информации — средство распространения информации, характеризующееся:

1) обращенностью к массовой аудитории;

2) общедоступностью;

3) корпоративным характером производства и распространения информации.

К СМК относятся: пресса, радио, телевидение; кинематограф, звукозаписи и видеозаписи; видеотекст, телетекст, рекламные щиты и панели; домашние видео-центры, сочетающие телевизионные, телефонные, компьютерные и другие линии связи.

Издательство — предприятие, осуществляющее подготовку, производство и выпуск книжной и другой печатной продукции (документов).

Периодическое издание — сериальное издание, выходящее: через определенные промежутки времени; постоянным для каждого года числом номеров (выпусков); не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными нумерованными и/или датированными выпусками, имеющими одинаковое заглавие.

Газета — периодическое газетное издание, выходящее через краткие промежутки времени, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также литературные произведения и рекламу. Обычно газета издается в виде больших листов (полос).

Журнал — периодическое журнальное издание: содержащее статьи или рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам; литературно-художественные произведения; имеющее постоянную рубрикацию; официально утвержденное в качестве журнального издания. Журнал может иметь приложения.

Дайджест — периодическое издание, перепечатывающее материалы из других изданий, приспосабливая их к интересам и образовательному уровню широкой аудитории.

Корпоративное издание — корпоративная газета или журнал, позволяющие: доносить до широкой общественности без искажений позиции и мнения компании; сообщать общественности о своих достижениях и планах.

Кроме того, корпоративные издания являются эффективным инструментом формирования корпоративной культуры.

Условия функционирования средств массовой коммуникации.

К подобным условиям можно отнести следующее:

1) наличие технических средств, обеспечивающих регулярность и тиражированность массовой коммуникации;

2) социальная значимость информации, способствующая повышению мотивированности массовой коммуникации:

3) массовая аудитория, которая, учитывая ее рассредоточенность и анонимность, требует тщательно продуманной ценностной ориентации;

4) многоканальность и возможность выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность и вместе с тем нормативность массовой коммуникации.

Разберем каждый пункт подробнее.

1) Технические средства.

Среди технических средств, обеспечивающих коммуникацию, принято различать:

Ø  средства массовой информации (СМИ),

Ø  средства массового воздействия и

Ø  технические средства.

К СМИ относятся периодическая печать (пресса), радио и телевидение. СМИ — отличаются периодичностью.

К средствам массового воздействия относятся кино, театр, цирк, все зрелищные представления и художественная литература. Средства массового воздействия характеризуются периодичностью обращения к массовой аудитории.

Технические средства коммуникации (телефон, телетайп и т.п.) не имеют массового охвата аудитории, и передаваемая информация может носить сугубо личный характер, не связанный с социально значимыми реалиями.

Европейская пресса ведет отсчет времени с XVII в. (впервые появилась коммерческая газета). Первая газета в США — в 1833г. Радио как СМИ — 75 лет. Телевидение — более 50 лет.

Появления новых средств массовых коммуникаций расширяют функции СМИ в следующих направлениях:

Ø  децентрализация — выбор программы зависит от индивида,

Ø  увеличение объема информационных программ (благодаря кабельному и спутниковому телевидению),

Ø  возможность интерактивности — взаимодействия через обратную связь для обмена информацией.

2) Социальная значимость информации.

Содержание массовой коммуникации оказывает влияние на аудиторию в разных аспектах (обучение, убеждение, внушение и т. п.). Воздействие информации зависит от того, насколько она соответствует социальным запросам аудитории и от регулярности выхода в эфир. Наряду с социальной актуальностью смысловой информации, большое значение имеет оценочная информация. Получатель информации вольно или невольно «ожидает» оценочную информацию. Именно оценочная информация в значительной степени способствует формированию общественного мнения.

3) Массовая аудитория как компонент массовой коммуникации характеризуется неоднородностью, рассредоточенностью (по территориальному признаку) и анонимностью. Индивиды, образующие эту аудиторию, рассматриваются как личности, включенные в сеть реальных общественных отношений и связей. Именно при помощи массовой коммуникации эти личности могут установить и поддерживать отношения и связи не только внутри своей социальной группы, но и с более широкой социальной средой.

4) Способы и средства массовой коммуникации. Различают следующие способы:

а) направленность;

б) многоканальность;

в) нормативность;

г) вариативность коммуникативных средств.

Раньше массовая коммуникация была однонаправлена. С введением в практику писем и звонков читателей, слушателей и зрителей - стала взаимонаправленной (взаимный интерес).

Заслуживает внимания т.н. скрытая обратная связь (характерная для радио и телевидения). Опытный коммуникатор может прогнозировать реакцию слушателя или зрителя на ту или иную информацию и на ее оценочную интерпретацию.

Эффект соучастия в процессе коммуникации тем сильнее, чем лучше осуществляется эта скрытая обратная связь. Это достигается при помощи продуманного структурирования дикторского дискурса, предусматривающего последовательность информации, и за счет тщательного отбора коммуникативных средств — слов, формул общения, стереотипов речевого поведения, включающего фонационные и кинетические средства невербальной коммуникации (пример — программа «Двое против одного»).

В массовой коммуникации различается степень социальной опосредованности. Телепередачи в прямом эфире (репортажи, интервью) являются непосредственно направленными. Подготовленные и отредактированные телепередачи социально опосредованы.

Массовая коммуникация отличается многоканальностью. Используются следующие каналы: а) визуальный, б) аудитивный, в) аудитивно-визуальный каналы. Основное различие между ними заключается в преимущественном использовании письменной или устной форм коммуникации.

Традиционно массовая коммуникация рассматривается как опосредованное общениечерез СМИ, поскольку непосредственное общение (прямой контакт оратора с аудиторией) предполагает большую, но не массовую аудиторию. Этим объясняется, почему из двух базовых функций коммуникации взаимодействия и воздействия — в массовой коммуникации на первый план выдвигается именно воздействие. В рамках этой базовой функции рассматривается целый ряд частных функций типа социального контроля, контакта и т.п., которые можно объединить в три основные социально значимые функции массовой коммуникации — информационную, регулирующую и культурологическую.

Функции средств массовой коммуникации.

В 1948 г. американским ученым Г. Лассуэллом были выделены три функции:

1) Обозрение окружающего мира (информационная функция).

2) Корреляция с социальными структурами общества (воздействие на общество и его познание через обратную связь).

3) Передача культурного наследия (познавательно-культурологическая функция, функция преемственности культур).

В 1960 г. американский исследователь К. Райт добавил еще одну функцию — развлекательную.

В начале 1980-х годов Мак-Квейл предложил еще одну функцию, так называемую мобилизующую, имея в виду специфические задачи, которые выполняет массовая коммуникация во время различных компаний, чаще - политических.

В отечественной психолингвистике (А.А.Леонтьев) выделяются четыре функции, типичные для радио и телевизионного общения:

1) оптимизация деятельности общества за счет ориентации на социальное общение, позволяющее изменить коллективную (совместную) деятельность;

2) функция контакта, которая играет роль в формировании группового сознания;

3) функция социального контроля через использование социальных норм, этических и эстетических требований;

4) функция социализации личности — воспитательная функция привития личности тех черт, которые желательны для общества.

Теории средств массовой коммуникации.

Начало исследований массовой коммуникации связано с именем М. Вебера (1910). Имеющиеся теории можно объединить в три группы:

1) функция политического контроля,

2) функция опосредованного духовного контроля,

3) культурологическая функция.

Особняком стоит теория «информационного общества», в рамках которой исследуется роль массовой коммуникации.

Рассмотрим эти теории.

1) Функция политического контроля. Выделяются две подгруппы:

а) Политико-экономическая теория (наиболее последовательно используются постулаты марксизма, на первое место выдвигает роль экономических факторов, определяющих функции СМИ);

б) Теория «гегемонии» и теория массовой коммуникации, построенная на основе марксистской методологии.

В основе теории — положение о самодостаточности идеологических факторов как социальных стимулов развития общества, зависящих не столько от экономических или структурных критериев, сколько от механизмов воздействия на сознание масс. Подчеркивается огромная роль СМИ благодаря их регулярности и возможности воздействия на людей в опосредованной, скрытой форме.

Советская социологическая школа на основе марксистско-ленинской методологии разрабатывала теорию массовой коммуникации как вида социального общения. Одним из постулатов этой теории является положение, согласно которому массовая коммуникация реализуется лишь тогда, когда люди обладают выраженной общностью социальных чувств и общим социальным опытом. Наиболее существенные исследования социального аспекта массовой коммуникации были проведены под руководством Б.А. Грушина, — изучалось влияние СМИ на формирование массового сознания и общественного мнения. Под руководством Б.М. Фирсова были проведены исследования главным образом на материале телевидения.

2) Во второй группе наиболее значительными являются теории, разработанные на основе методологии структурного функционализма. Структурно-функциональные теории восходят к социологической теории действия американского социолога Т. Парсонса — создателя системно-функциональной школы в социологии в значительной степени опираются на положение американского социолога Р. Мертона, согласно которому все действия в обществе обусловлены его потребностями. Идеологические факторы при этом несущественны. СМИ рассматриваются как самоорганизующаяся и самоконтролируемая подсистема, функционирующая в пределах установленных политических правил.

К важнейшим функциям массовой коммуникации относятся:

Ø  информационная,

Ø  интерпретирующая, обеспечивающая преемственность господствующей культуры,

Ø  развлекательная,

Ø  мобилизующая людей к активным действиям при проведении различных кампаний.

3) Для теорий третьей группы характерен социокультурологический подход к пониманию массовой коммуникации и роли СМИ.

Франкфуртская (поздняя) школа во второй период своей деятельности обратилась к проблемам культурологического функционирования массовой коммуникации. Вольно или невольно представители этой школы сохраняют марксистский постулат о важности исторического подхода к анализу факторов, обусловливающих социальные отношения в обществе. Это отражено в постановке и условиях выполнения основной задачи: прежде чем изучать реакцию различных социальных групп на информацию, передаваемую СМИ, необходимо провести тщательный анализ положения, которое та или иная группа занимает в культурном наследии данного общества.

Критическая направленность этой школы нашла наиболее последовательное выражение в работах Т. Адорно. Адорно показал:

а) разрушительное воздействие СМИ на личность посредством распространения стереотипов массовой культуры;

б) указал на изменение типов личности под влиянием стереотипов телепередач.

Г. Энценсбергер рассматривал СМИ как репрессивный механизм, который осуществляет централизацию и бюрократический контроль, что усугубляет пассивность аудитории.

Бирмингемская школа (начала функционировать с 1970 г.) — имела противоположный взгляд. Один из авторитетных представителей — С. Холл. Им подчеркивается позитивная, интегрирующая роль массовой культуры.

Х. Мак-Люэн и А. Моль являются авторами кКультурологической теория массовой коммуникации — как нового этапа социального общения. Мак-Люэн разработал типологию исторически развивающихся систем культуры (устная, письменная, аудиовизуальная), основанную на различных средствах общения. Изучение коммуникативных средств он считал главной задачей для понимания их взаимодействия с человеком. Интересно его наблюдение, что пользуясь «электронной информацией», мы вынуждены думать не «линейно последовательно» (как привыкли при чтении книги), а «мозаично», через интервалы. Мозаичность» культуры, создаваемую при помощи СМИ, отмечал также и Моль.

Теории «информационного общества» (Д. Белл).

Основа теорий — концепция постиндустриального общества:

1) Информация является главным источником и средством производства, а также и его продуктом;

2) СМИ являются мощным стимулом для потребления информации и ее оценки;

3) изменения в обществе заложены не в содержании информации, а в способах и средствах ее передачи и дальнейшего ее применения.

Р.Парк и Ч.Кули рассматривали коммуникацию как общение индивидов в пределах большого города, страны, всего мира. При этом индивиды оказываются вырванными из привычных условий взаимодействия, они действуют независимо от социальных ролей, предписанных им обществом.

Рассмотренные теории массовой коммуникации при всей их вариативности главным образом ориентированы на роль СМИ.

Мак-Квейл выделяет:

а) поиски сближения социального и индивидуального использования коммуникаций;

б) создание концепции соотнесенности информации и культуры в плане их объективных возможностей и условий функционирования;

в) более тщательный анализ отношений в процессе коммуникации с тем, чтобы сбалансировать практикуемую передачу информации и реальные запросы общества;

г) пристальное внимание к различным технологиям и изучение их потенциальной направленности в практическом использовании;

д) более тщательное исследование альтернативного понимания коммерциализации и ее места в массовой коммуникации;

е) пересмотр «общественного интереса» в коммуникации и понимания природы информации как вида частной собственности и общественного товара.

  1. Пропаганда как социально-психологический феномен

Одной из самых востребованных технологий ведения информационно-психологической войны является пропаганда как эффективное средство манипуляции сознанием.

Информационная пропаганда - разновидность информационного воздействия, в котором осуществляется преднамеренное воздействие на объект с целью оказания влияния на его ориентацию, намерения и действия. Применяется в целях:

Ø    изменения убеждений;

Ø    стимулирования элементов поведения, способствующих снижению (повышению) морально-психологического состояния;

Ø    ослабления эмоционально-волевой стойкости человека.

В настоящее время, по мере перехода нашей страны от постиндустриального общества к обществу информационному, доля присутствия пропаганды в нашей жизни будет неуклонно возрастать. Связано это, в первую очередь, с тем, что объёмы потребляемой нами информации резко возросли. Однако нашим системам переработки и хранения информации стало тяжело справляться с огромными информационными потоками, которые буквально обрушиваются на нас с экранов телевизоров, радиопрограмм, газетных статей. Нам становится труднее критически оценивать получаемую информацию, приходится многое принимать на веру и пользоваться той интерпретацией, которую навязывают нам журналисты, деятели культуры и политики. Все эти факторы являются питательной средой для психологического воздействия пропаганды на наше сознание.

Современная пропаганда часто мимикрирует под сообщения СМИ, PR, политическую рекламу, поэтому зачастую выявить её бывает очень сложно. Как показывает политическая практика, пропаганда никуда не исчезла из нашей жизни, она просто проходит очередной этап в своём развитии, ведь мир за последние годы сильно изменился, следовательно, меняются формы и средства пропаганды.

В структуре пропаганды можно выделить следующие элементы:

Ø  адресанта (коммуникатора),

Ø  информацию,

Ø  адресата и его действия, угодные адресанту и вызванные влиянием полученной информации.

В роли адресанта в системе пропаганды, как правило, выступают политический лидер, правительство или политические партии, а в странах с тоталитарной формой правления, адресантом (коммуникатором) могут быть как запрещённые политические партии, так и отдельные диссиденты.

Источником информации в пропагандистской деятельности являются средства массовой информации (СМИ) и средства массовой коммуникации (СМК). Однако в некоторых случаях адресант и источник информации могут меняться местами, то есть в роли адресанта могут выступать СМИ или СМК, а в роли источника информации — политический лидер, правительство или политические партии.

Адресатом же, как в первом, так и во втором случае является массовое сознание граждан своей страны, жителей нейтральных, дружественных или враждебных стран, а также военнослужащих, как своей армии, так и армии противника. Пропагандистская информация направлена на эмоционально-волевую сферу массового сознания, изменения в которой и побуждают адресата совершить нужные адресанту действия.

Для массового сознания характерны две особенноститенденция к упрощению и тенденция к конкретизации, что было показано ещё в начале ХХ века французским исследователем психологии масс Г. Лебоном. «Упрощение — это выделение нескольких или единственного несложного признака для обозначения сложных явлений реальности. Конкретизация — сочетание более или менее абстрактных понятий с какими-либо конкретными привычными образами». Из двух этих особенностей образуются стереотипы. Данный термин ввёл в социальные науки У. Липпман в своей работе «Общественное мнение», вышедшей в 1922 году. Липпман определил стереотип как упрощённое, заранее принятое представление, не вытекающее из собственного опыта.

Чтобы обойти сформировавшиеся стереотипы и использовать защитные психологические барьеры в своих целях, пропаганда должна соответствовать следующим требованиям:

1. Быть направленной на конкретную целевую аудиторию;

2. Привлекать внимание этой аудитории и соответствовать её интересам;

3. Преодолеть шум, исходящий от других сообщений, с помощью повторения;

4. Соответствовать представлениям целевой аудитории и избегать конфликтной информации;

5. Удовлетворять интересы и потребности данной целевой аудитории.

Можно сделать следующие выводы:

— Пропаганда — не только средство информационно-психологического воздействия на эмоционально-волевую сферу массового сознания, но и специфический информационный процесс;

— Для оказания нужного информационно-психологического воздействия на массовое сознание пропаганда формирует и использует уже сформированные стереотипы и установки, которые входят в установочно-познавательную призму, влияющую на приём и переработку информации;

— Пропаганда преподносит информацию слушателю так, чтобы он не только точно знал, что произошло в мире, но и захотел передать эти сведения своим знакомым;

— Неся в себе элемент сенсационности, пропаганда даёт человеку возможность почувствовать себя осведомлённым, хорошо информированным «специалистом» в той или иной области;

— Отличие пропаганды от других информационных процессов в интерпретационном и эмоционально окрашенном характере сведений, передаваемом в пропагандистском сообщении;

— Информирование в системе пропаганды имеет психологическую природу, в ней функционируют все элементы познавательного процесса: восприятие, эмоции, мышление и память;

— Пропаганда умеет обходить и использовать в своих целях такие защитные психологические барьеры личности как избирательное внимание, избирательное восприятие, избирательность призыва.

3.                  Пропаганда как неотъемлемая часть системы политической коммуникации

Выясним соотношение политической пропаганды, политического PR и политической рекламы. Г. Почепцов разграничивает данные средства политической коммуникации по стратегиям, которые они используют, представляя это в виде таблицы:

 

Коммуникативная технология Базисный инструментарий
Реклама Стратегия желания
Паблик рилейшнз Стратегия доверия
Пропаганда Стратегия убеждения

 Пропаганда и PR. В 1928 году вышла книга Э. Бернайза «Пропаганда», в которой автор объединил два этих понятия, назвав PR «новой пропагандой». С начала 1930-х гг. термин «пропаганда» не входил в обиход западных учёных, имея негативную окраску, и был прикреплён к тоталитарным режимам Германии и СССР.

Американский специалист Ф. Джефкинс считает, что пропаганда направлена на удержание правительства у власти, а PR на то, чтобы действия правительства были понятными и правильными. В данном случае разграничение происходит по «благородству» целей. Но и такой подход нельзя считать конструктивным, потому что пропаганда так же стремится к тому, чтобы действия правительства были понятными и правильными, а PR так же используется для удержания правительства у власти.

Е. Егорова-Гантман и К. Плешаков отмечают: «Что является общим и что частным — пропаганда или PR — сказать трудно. По нашему мнению, и то, и другое — формы политической коммуникации, отличающиеся по методам воздействия на общественное сознание с целью изменения установок в отношении того объекта, в интересах которого ведётся это воздействие».

Можно сделать вывод, что пропаганда и PR — самостоятельные средства (формы) политической коммуникации, тесно взаимосвязанные между собой.

PR — формирует в общественном сознании доверие к политической партии, политическому лидеру или политике правительства.

Пропаганда, на основе сформированного доверия, информирует о тех или иных действиях правительства или политической партии и убеждает широкую общественность в своевременности, необходимости и правильности этих действий.

Пропаганда и политическая реклама. Российский специалист по рекламе А. Лебедев-Любимов рассматривает пропаганду как вид рекламной деятельности, обосновывая это следующим образом: «У пропаганды, условно говоря, есть свои «рекламируемые товары» — это мнения, представления, стереотипы, образ жизни, стиль поведения и т. д. Она рекламирует политику государств, правительств, партий, точки зрения и взгляды на те или иные события и пр., участвует в формировании имиджей, используя для этого как традиционное убеждение, так и методы суггестивного[1] воздействия».

А. Деркач, В. Жуков и Л. Лаптев в своём учебнике «Политическая психология» пишут следующее: «С психологической точки зрения политическую рекламу следует рассматривать как систему политических коммуникаций, призванных изменить сознание и поведение людей в соответствии с политическими целями рекламодателя (в широком контексте — политических партий, движений, лидеров)». И далее: «Следует заметить, что политическая реклама не есть политическая пропаганда или агитация. Пропаганда — это вид деятельности по распространению каких-то идей, принципов. Агитация — деятельность, направленная на побуждение, призыв к конкретным действиям. Соотношение данных определений показывает, что политическая реклама может рассматриваться в качестве интегративной агитационно-пропагандистской технологии».

Российский специалист в области политического маркетинга Ф. Ильясов так определяет пропаганду и политическую рекламу: «Пропаганда — это специфический вид комбинированного (информационного и возможно физического) воздействия, ставящий перед собой цель увеличить влияние и власть. Пропаганда состоит из рекламы и устрашения. Та часть пропаганды, которая основана на позитивных стимулах, демонстрирует положительные стороны пропагандируемого объекта, называется рекламой и включает в себя ту или иную идеологию (обоснование). Ту же часть пропаганды, которая основана на негативных стимулах, на угрозах и демонстрации (использовании) силы, можно назвать устрашением... Политическая реклама есть основанный на изучении масс процесс информационного воздействия на них с целью побуждения к политическому поведению определённой направленности».

Пропаганда и политическая реклама по методам воздействия на массовое сознание практически не отличаются. Однако у них разные объекты воздействия и разный рекламируемый «товар». Пропаганда популяризирует и прививает в массовом сознании определённые политические идеи и идеалы, стараясь расширить количество их сторонников. В функции пропаганды входит переубеждение идейных политических противников.

Политическая реклама побуждает сторонников определённых политических идей и идеалов проголосовать на выборах за политических лидеров или политические партии, являющихся носителями данных идей и идеалов. Политическая реклама не занимается переубеждением идейных политических противников.

Таким образом, политическая коммуникация есть система мер информационно-психологического воздействия на массовое (общественное) сознание в интересах достижения политических целей определённых политических партий и/или лидеров. Основными составными частями системы политической коммуникации являются: политический PR, политическая пропаганда и политическая реклама. Система политической коммуникации зависит от политического режима, который, в свою очередь, зависит от идеологии, принятой в данном обществе.

Политический PR формирует доверие к определённому политическому деятелю (политической партии), то есть создаёт плацдарм для дальнейшей обработки массового сознания.

Политическая пропаганда на основе сформированного доверия внедряет в массовое сознание определённые политические установки и стереотипы и формирует определённый тип политического поведения.

Политическая реклама побуждает тех, кого удалось «обработать» пропаганде, проголосовать за определённую политическую партию (политического деятеля). Именно в такой последовательности работает система политической коммуникации.

Пропаганда является неотъемлемой частью любой системы политической коммуникации и, как и PR, присутствует и в тоталитарных странах, и в странах «демократических». Существенным отличием систем политической коммуникации тоталитарных стран от стран «демократических» является отсутствие в первых политической рекламы. В такой системе политической коммуникации функции политической рекламы берут на себя политический PR и политическая пропаганда.

Таким образом, политическая пропаганда как социально-психологический феномен представляет собой неотъемлемую часть системы политической коммуникации, которая посредством информационно-психологического воздействия направлена на формирование в массовом сознании определённых политических взглядов и убеждений и, на их основе, соответствующего типа политического поведения, нужного пропагандисту.

  1. Формы и технологии информационно-психологического воздействия

Пропаганда воздействует на эмоционально-волевую сферу массового сознания. Следовательно, психологическому воздействию пропаганды подвергаются, в первую очередь, эмоции. По тому, какие эмоции у людей пробуждает пропаганда, российский социолог А. Цуладзе различает позитивную и негативную пропаганду.

Позитивная (конструктивная) пропаганда доводит до потребителя те или иные убеждения в доходчивой форме. Цель позитивной пропагандыспособствовать социальной гармонии, согласию, воспитанию людей в соответствии с общепринятыми ценностями. Позитивная пропаганда выполняет воспитательную, информационную, разъяснительную функции в обществе. Она осуществляется в интересах тех, кому адресована, а не ограниченного круга заинтересованных лиц. Позитивная пропаганда не преследует манипулятивных целей, не допускает ложь и сокрытие фактов.

Негативная (деструктивная) пропаганда навязывает людям те или иные убеждения по принципу «цель оправдывает средства». Цель негативной пропагандыразжигание социальной вражды, эскалация социальных конфликтов, обострение противоречий в обществе. Это позволяет разобщить людей, сделать их послушными воле пропагандиста. Технология создания «образа врага» позволяет сплотить толпу вокруг пропагандиста, навязать ей выгодные ему убеждения и стереотипы. Основная функция негативной пропагандысоздание иллюзорной, параллельной реальности, выгодной пропагандисту, с перевёрнутой системой ценностей, убеждений, взглядов. Негативная пропаганда активно пользуется низкой критичностью и внушаемостью масс с целью манипулирования ими в интересах узкой группы лиц.

По целевой направленности психологического воздействия пропаганды на массовое сознание выделяют следующие формы: пропаганда созидания, пропаганда стойкости и героизма, пропаганда просвещения, пропаганда разрушения, пропаганда разделения, пропаганда устрашения и пропаганда отчаяния.

Пропаганда созидания рекламирует строительство общества нового типа и побуждает людей принять участие в этом строительстве.

Пропаганда стойкости и героизма призывает мужественно переносить издержки строительства общества нового типа или военного времени, демонстрирует героизм и самопожертвование отдельных личностей и на этих примерах проповедует массовый героизм.

Пропаганда просвещения информирует о тех или иных действиях правительства, политического лидера или политической партии, об экономической или военной мощи того или иного государства, рекламирует определённый, например, американский, образ жизни, преподносит систему ценностей какого-либо общества как единственно правильную.

Пропаганда разрушения работает против идеологии враждебного государства, убеждая население, что система ценностей этого государства глубоко порочна, а канонизированные герои - это больные люди или преступники.

Пропаганда разделения разжигает национальные, религиозные, социальные противоречия, использует трения между солдатами, офицерами и генералами, а также между разными родами войск противника.

Пропаганда устрашения запугивает руководство и население враждебной страны или военнослужащих противника экономической и военной мощью своего государства. Иногда пропаганда устрашения, помимо психологического, использует и физическое воздействие.

Пропаганда отчаяния акцентирует тяжёлое экономическое и социальное положение во враждебной стране, внушая населению, что до их нужд правительству нет никакого дела, что оно не способно улучшить обстановку. В военное время пропаганда отчаяния внушает солдатам и офицерам армии противника, что их положение безнадёжно (по причине окружения, нехватки оружия и продовольствия и т.п.), а дальнейшее сопротивление бесполезно.

Заметим, что последние пять форм пропагандистского воздействия могут использоваться не только против населения и военнослужащих враждебных государств, но и против населения и военнослужащих собственной страны.

По типологии источника информации пропаганда делится на белую, серую и чёрную.

Белая пропаганда ссылается на официальные источники (например, на информацию правительственных органов). Она является открытой, использует проверенные данные и не маскирует свои цели.

Серая пропаганда не всегда указывает свои источники информации, использует как проверенные, так и непроверенные сведения, стремится подтасовать факты и мнения, чтобы навязать свои выводы и оценки. Так, один из бывших руководителей ЮСИА Алвин Снайдер (США) вспоминал, что после гибели южнокорейского «Боинга-747» они срочно готовили 5-ти минутный фильм на основе представленного им текста перехвата переговоров пилота СУ-15 с землёй. Получился ролик, из которого следовало, что майор Осипович хладнокровно расстрелял «Боинг», зная, что это пассажирский самолёт и не попытавшись с ним связаться. Этот ролик потом показали в Совете Безопасности ООН. В итоге, мировой общественности была навязана выгодная американской стороне интерпретация гибели южнокорейского «Боинга».

Чёрная пропаганда всегда скрывает свои подлинные источники информации, ставит своей целью введение массового сознания в заблуждение. В качестве примера приведём текст листовки, имевшую значительный успех среди русских солдат в 1915 году, во время Первой мировой войны, которую распространяли немцы:

«Возникла сия несчастная война против воли моей: она вызвана интригами Великого князя Николая Николаевича и его сторонников, желающих устранить меня, дабы ему самому занять престол... Солдаты! Отказывайтесь повиноваться вашим вероломным генералам, обращайте своё оружие на всех, кто угрожает жизни и свободе Вашего Царя, безопасности дорогой родины! Несчастный Ваш Царь Николай II».

Центральное место в пропаганде занимает пропагандистское сообщение — соответствующим образом подготовленная информация, учитывающая потребности пропаганды.

По Л. Войтасику, в структуру пропагандистского сообщения входят следующие элементы:

1) пропагандистки насыщенная информация о фактах и их оценке. Факты составляют главную часть пропагандистского сообщения и отражают замыслы коммуникатора или потребности реципиента;

2) призыв, цель которого состоит в том, чтобы объединить людей вокруг какого-либо дела или идеи. Призыв всегда содержит некоторые указания на то, какое именно действие ожидается от тех, кому предназначается это сообщение.

Пропагандистское сообщение
Пропагандистки насыщенная информация о фактах и их оценке
Призыв, побуждающий к определённому действию

Факты, используемые в пропаганде, могут быть достоверными, искажёнными, ложными. Для пропагандиста «факты» — строительный материал, не обладающий никакой самостоятельной ценностью. Разрозненные и не имеющие между собой никакой реальной связи факты могут быть объединены в общую картину благодаря повторению.

Практически любое пропагандистское сообщение строится так, как будто бы в нём заинтересован адресат (реципиент), интересы адресанта (коммуникатора) в сообщении скрываются. Таким образом, в пропагандистском сообщении можно выделить два уровня: поверхностный и глубинный.

На поверхностном уровне сообщение строится с позиции интересов получателя, а на глубинном — с позиции интересов пропагандиста.

В качестве примера рассмотрим листовку первой войны в Персидском заливе, распространяемую армией США среди иракских военнослужащих. Вот её текст: «Два дня мы предупреждали вас о намерении бомбить 10-ю пехотную дивизию. Мы сдержали своё обещание и бомбили её вчера. Мы повторим эту бомбардировку завтра. Итак, у вас есть выбор: или встреча лицом к лицу со смертью, или принятие приглашения объединённых вооружённых сил и сохранение своих жизней».

Следует заметить, что листовка составлена с учётом национально-психологических особенностей иракцев. Обидная для восточных людей фраза «сдача в плен» заменена более привлекательной для их менталитета фразой — «принятие приглашения объединённых вооружённых сил».

На поверхностном уровне армия США предупреждает иракских военных о готовящейся бомбардировке их позиций, давая тем самым иракцам возможность сохранить свои жизни.

На глубинном уровне соблюдены интересы армии США, ибо, убедив иракских военных прекратить сопротивление, американцы сразу решают две проблемы: сокращают финансовые расходы на войну и минимизируют потери среди своих военных.

Текст листовки, информируя иракских военнослужащих о надвигающейся угрозе для их жизней, тем самым увеличивает их стрессовое состояние, («Мы повторим бомбардировку завтра») и тут же предлагают путь к спасению («принятие приглашения объединённых вооружённых сил») с позитивным разрешением стрессовой ситуации («сохранение своих жизней»). Таким образом, структурно листовка состоит из трёх компонентов: Негативной ситуации, её Исправления и Позитивных последствий (сокращённо — НИП). Однако данная листовка не позволяет оправдать нарушение воинской присяги. Угроза смерти не может являться убедительным оправданием сдачи в плен, ведь профессия военного, кстати, одна из самых высокооплачиваемых в Ираке, связана с риском для жизни даже в мирное время. Американские специалисты психологической войны учли это обстоятельство в другой листовке того же периода, так же построенной по системе НИП, предназначенной для окружённых частей иракской армии. Вот её текст: «ВЫ ОТРЕЗАНЫ! Саддам Хуссейн повернулся к вам спиной. Он бросил вас умирать. Не будет ни пополнения, ни подкрепления. Бросай своё оружие и присоединяйся к своим арабским братьям в интересах мира!».

Пропаганда тяготеет к упрощению и созданию двухмерной картины мира, не допуская, кроме чёрного и белого, других цветов, оттенков и полутонов. Ярким примером тому служит высказывание госсекретаря США при Президенте Трумэне Джона Фостера Даллеса, брата Аллена Даллеса — директора ЦРУ С 1953 по 1961 гг.: «Коммунизм упорно держится за плохое. Давайте упорно держаться за хорошее».

На этих же принципах построена технология создания образа врага и самообраза, вклад в которые, с точки зрения американского психолога Р. Уайта, делают шесть принципиальных компонентов:

«Дьявольский» характер врага. Враг угрожает целям и ценностям. Это умная и коварная сила, склонная вредить из принципа и имеющая наклонность к трусливым и закулисным методам.

Мужественный образ себя. Пропаганда стойкости и героизма своей группы и публичное наказание отступников и сторонников мирного разрешения конфликта.

Моральность себя — аморальность противника. Один из вариантов подчёркивания собственной моральности и справедливости — это предположение о несчастных и, в принципе, хороших рядовых членах группы противника, которых обманывает «чёрная верхушка», погрязшая в коррупции и лжи.

Селективная невнимательность. Воспринимаются только те темы, которые подтверждают сложившийся образ врага и отвергаются все остальные.

Отсутствие эмпатии. Трудно убить кого-то или нанести ему существенный вред, если воспринимаешь его таким же человеческим существом. Категоризация противника как существа неодушевлённого, биологического или аморального, ставит его вне закона, делает эмпатию в отношении него очень слабой и тем самым защищает личность от психологического ущерба при совершении его агрессивных действий.

Милитаристская самоуверенность. Рост страха часто сочетается с милитаристской самоуверенностью, особенно у профессиональных солдат. Образ врага создаётся не только в военное время. Он активно используется при проведении избирательных кампаний и является обратной стороной образа героя, так как без врага герой существовать не может.

В образе героя всегда присутствуют следующие пять элементов:

Борьба со злыми силами. Злыми силами могут быть представлены политический режим, коррумпированные чиновники, организованные преступные группировки, мировой терроризм. Злые силы, как правило, очень могущественны и коварны, не знают жалости и сострадания. В борьбе с героем всегда используют подлые и антигуманные методы.

Защита слабых и обездоленных. Герой всегда становится на защиту тех, кто сам не может противостоять злым силам, кого эти силы нещадно эксплуатируют в своих аморальных целях, то есть мирных граждан.

Порядочность. В борьбе со злыми силами герой никогда не опускается до использования подлых и аморальных приёмов.

Человечность. Герой любит свою страну, стариков и детей. Герой великодушен, он прощает тех, кто по собственному неразумению служил силам зла, но в конце концов осознал свою ошибку и встал на сторону добра. Однако герой беспощаден к тем, кто служит силам зла из-за своих «шкурных» интересов.

Отсутствие страха и уверенность в победе. Герою не ведом страх, он вступает в неравную схватку с силами зла и демонстрирует свою уверенность в том, что дело, за которое он сражается — правое, что зло будет повержено, а добро восторжествует.

Украинский специалист по избирательным технологиям Г. Почепцов замечает: «Реально коммуникатор передаёт не сообщение, он передаёт «ключ» к новой программе действия, поэтому более удачным вариантом становится опора на уже записанные в сознании или близкие программы. Т.е., это опора на уже известное, имеющее положительную окраску для получателя информации. Эта модель действует на любом уровне».

Образы врага и героя — программы, записанные в массовом сознании. Опора на эти программы помогли Ельцину стать Президентом России в июне 1991года и спустя два месяца одержать победу над ГКЧП, а Путину уверенно победить в первом туре выборов Президента России в апреле 2000 года.

Анализ воздействия СМК на массовую аудиторию показал, что они действуют не непосредственно на потребителя, а через дополнительную ступень — лидеров мнений, с которыми потребитель информации обсуждает полученную новость, в результате чего формируется её понимание и происходит определение её значимости. Лидеры мнений политически активные граждане, использующие получаемые сведения для информирования и совета другим.

Именно лидеры мнений становятся объектом американской пропаганды за границей. Рассматривая людей как каналы коммуникации, ЮСИА так формирует свои приоритеты: для нас более важно достичь одного журналиста, чем десятерых домохозяек и пятерых врачей.

Количество лидеров мнений среди аудитории определяется цифрой от 10 до 20 процентов. Именно они становятся целевой аудиторией любой кампании.

[1] Суггестия – внушение.