Лекция 1. Античная демократия

1.      Древнегреческая демократия

Во время правления Перикла сложилась политическая система афинской демократии, главными органами которой выступали народное собрание (экклесия), совет пятисот (буле) и народный суд (гелиэя). Следует подчеркнуть, что античный мир не признавал такого принципа демократии, как разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Поэтому все главные учреждения афинской демократии, может быть кроме гелиэи, которая выполняла чисто судебные функции, вели и законодательные, и исполнительные, и судебные дела.

Кроме того, в отличие от современных представительных демократий, греческая демократия была прямой, то есть все граждане полиса имели право и даже были обязаны непосредственно участвовать в работе народного собрания.

Гражданство. В древнегреческих полисах были две разновидности гражданства (политеи):

1) граждане по рождению (геносы) и

2) граждане, получившие гражданство за особые заслуги перед полисом по решению Народного собрания – демопойеты.

Демопойеты не имели полных прав и приобретали их только в третьем поколении. Например, они не могли занимать должности жреца и архонта. Чтобы стать гражданином по рождению – геносом, надо было быть рожденным в законном браке от отца и матери геносов, далее следовало сразу быть занесенным в список отцовского рода (геноса), а по достижении 18-ти летнего возраста – в список дема. Занесение в список дема и завершало процесс становления геноса, получавшего все права гражданина полиса. Важнейшими политическими правами афинских граждан были: право посещения экклесии, равное право голоса (исегория) и свобода слова (парресия). К наиболее значимым социально-экономическим правам граждан относились:

- освобождение от постоянных налогов;

- право владеть земельной собственностью;

- право на получение материальной помощи от государства (теорикон).

В главные обязанности граждан входила военная служба с 18 до 60 лет и материальный вклад в развитие полиса, а именно:

- чрезвычайный военный налог (эйсфора);

- налог, собираемый только с состоятельных граждан, для удовлетворения самых разнообразных нужд полиса (литургия): оснащение кораблей, подготовки хора, организации праздничных игр и шествий и т.д.

В отношении граждан запрещалось применять пытки. Насилие, примененное по отношению к какому-либо гражданину, считалось преступлением против всего полиса, а поэтому всячески пресекалось. Публичное оскорбление афинского гражданина каралось довольно значительным штрафом в 500 драхм. Афинского гражданина нельзя было арестовать без решения суда. Будучи привлеченным к суду, если не было шансов на оправдательный приговор, гражданин до рассмотрения дела мог покинуть полис.

Гражданская состоятельность после занесения жителя полиса в списки дема в дальнейшем неоднократно проверялась. Проверка гражданства (докимасия) проводилась каждый раз, когда гражданин избирался на какую-либо государственную должность. Особой проверке – докимасии ораторов - подвергались выступавшие в Народном собрании вожди. Афинские ораторы, как и все высшие магистраты, например стратеги, должны были иметь только законных детей и собственность только на территории Аттики.

Другой социально-политический статус имели метеки – свободные люди, но не граждане полиса, в котором они проживали. Кроме налогов, которые платили граждане, метеки облагались особым налогом – метекионом, а также налогом за право торговли на рынке. Метеки не пользовались политическими правами и не имели прямой правоспособности. Чтобы защитить свои права в суде метеки должны были заручиться покровительством гражданина данного полиса, то есть иметь простата, который и представлял интересы данного метека в суде и вообще перед полисом. Метеки обязаны были нести военную службу в пехоте и на флоте; к службе в кавалерии они не допускались. К V в. до н.э. число метеков в афинском войске достигало 25%.

Самый низший статус имели рабы («говорящие орудия» - Аристотель), которые фактически не пользовались никакими правами. Их социальной функцией было обеспечение всех материальных нужд граждан и создание для них возможности беспрепятственно заниматься общественными делами.

Понятие полисного гражданства было неотделимо от понятия свободы слова (парресии) – важнейшего права гражданина. Свобода слова в Народном собрании не означала вседозволенность или возможность выступать на любую тему. Свобода слова подразумевала ответственность за обещания и обвинения, высказанные публично. Граждане, нарушившие свои обещания или выдвинувшие клеветнические обвинения, могли подвергнуться осуждению Народным собранием или привлечены к суду по иску какого-либо лица. За различные проступки (неуважение к родителям, бегство с поля боя, растрата семейного имущества, занятие проституцией) граждане могли быть лишены парресии.

Понятие полисного гражданства, гражданских прав и вообще гражданской политической культуры очень важно для становления демократической политической системы. Такое понятие, например, отсутствовало на Востоке. Социально-политический статус греческого гражданина в этом смысле был несопоставимым с положением общинника в империях Древнего Востока. Это явилось одной из самых значительных причин того, почему демократия не зародилась в деспотиях.

Ведущая роль среди политических институтов политической системы Афин принадлежала Народному собранию – Экклесии. Экклесия во времена Перикла была не только высшим законодательным, но и исполнительным и судебным органом.

В народном собрании имели право участвовать только граждане.

Собрания экклесии проходили 4 раза в пританию - месяц древнегреческого календаря. Всего в году было 10 пританий. Итак, ординарные экклесии собирались в Афинах 40 раз в году. Экстраординарные собрания проводились по мере необходимости для решения неотложных дел.

Особый статус имели первые Народные собрания каждой притании. Именно на таких собраниях заслушивались сообщения о проверке должностных лиц, рассматривались дела о наследствах и конфискациях имущества, обсуждались вопросы обороны и обеспечения продовольствием. На вторых Народных собраниях каждой притании рассматривались ходатайства и просьбы граждан. Третьи и четвертые были посвящены рассмотрению прочих вопросов и решению текущих проблем.

Участие в Народном собрании трактовалось не только как право, но и как обязанность гражданина полиса, ибо прямая демократия предполагала не только регулярную работу Народного собрания, но и участие в его работе всех граждан. Тем не менее, проблема политического участия стояла довольно остро. В Афинах, например, экклесию посещало обычно 2-3 тысячи граждан из 15-20 тысяч. Для решения наиболее важных вопросов существовал кворум в 6 тыс. граждан. Чтобы решить проблему политического участия в IV в. до н.э. была введена плата за посещение народного собрания (экклесиастикон) в размере одного обола, которая затем была увеличена до трех оболов, а потом доведена до полторы драхмы (прожиточного дневного минимума для семьи из трех человек).

Голосование по наиболее важным вопросам (предоставление или лишение гражданских прав, изгнание из полиса) проводилось посредством черных и белых баллотировочных камешков (псефосов, отсюда само голосование - псефофория), ибо в этих случаях требовалось точно подсчитать все голоса «за» и «против». В остальных случаях голосовали поднятием рук (хиротония). Для избрания большинства магистратов в Афинах времен Перикла применяли жребий (клеросис), только самые ответственные государственные посты замещались путем хиротонии.

Избрание по жребию обеспечивало широкое участие граждан в делах управления полисом и доступность государственных должностей для всех категорий граждан. Примерно шестьсот из семисот магистратур Афин времен Перикла избирались по жребию. Конечно, выборы по жребию не могли не нести с собой негативные моменты: выборы некомпетентных, а то и неадекватных лиц; занятие должностей лицами, не представляющие интересов большинства, то есть не демократами, а также лицами, не представляющими всех социальных групп полиса; возможность утраты подотчетности избранных лиц, которые не заинтересованы в позитивной оценке электоратом их деятельности.  Но выборы по жребию давали немало и позитивного для функционирования демократии, а именно: ограничение сроков полномочий занятия должности сроком не более года; контроль за тем, чтобы один и тот же граждан не занимал должность два срока подряд, то есть обеспечение своевременной ротации; контроль своевременного предоставления отчета всех сдавших должности (без которого гражданин не мог претендовать на другую должность); обязательная процедура освидетельствования перед жеребьевкой с целью выяснения, платит ли претендент налоги, хорошо ли относится к родителям, исполнял ли воинский долг; наконец вся деятельность магистратов находилась под постоянным контролем – любой гражданин мог выдвинуть против магистрата обвинение и потребовать его временного отстранения. Затем обвинение рассматривало народное собрание и дело направляли в суд. Только суд мог вынести обвинительный или оправдательный приговор магистрату. Такая система многократного контроля и постоянной ротации препятствовала формированию слоя постоянной административной элиты или номенклатуры, преследующей не общие, полисные, а собственные, личные интересы.

До VI в. до н.э. председательствовали в Народном собрании архонты, но в начале V в. эту функцию стали исполнять стратеги. В середине V в. право ведения Экклесии перешло к специально избиравшемуся из числа пританов эпистату.

Народные собрания в Афинах проходили на площади, вмещавшей в классическую эпоху около 14 тыс. человек.

Для определения повестки дня, предварительной проработки вопросов подготовки каждого собрания экклесия избирала своеобразный президиумБуле (Совет) Народного собрания. По каждому вопросу повестки дня Буле готовил пробулевму – проект решения, который мог быть утвержден только путем голосования всех граждан. Каждый гражданин, и в этом тоже состояла особенность прямой демократии, мог вынести на обсуждение экклесии свой проект закона или решения, пройдя процедуру согласования его в Буле и подготовки пробулевмы. Но не запрещалось ставить вопросы для решения их в народном собрании напрямую, минуя Буле. Для этого следовало добиться их включения в повестку дня экклесии, утверждавшуюся на каждом собрании.

В ходе реформ Эфиальта к функциям Буле, как президиума Народного собрания добавляются прерогативы правительства, то есть правящего органа Народного собрания. В классическую эпоху Буле состоял из 500 членов (булевритов), которые избирались не только из представителей высших слоев и среднего класса, но также и из фетов. В Буле мог быть избран любой гражданин, достигший возраста 30 лет. Способом голосования булевритов первоначально служило поднятие рук (хиротония), затем с V в. до н.э. - жеребьевка (клеросис). Для того чтобы в Буле могли работать не только состоятельные граждане в IV в. до н.э. была введена плата булевритам – 5 оболов в день для члена Буле и 6 оболов (или драхма) для притана.

Выборы булевритов производились, по демам, выдвигавшим число кандидатов, пропорциональное численности населения таким образом, чтобы от каждой филы в Буле проходило по 50 представителей. Эти представители (по 50 человек от каждой филы) дежурили в здании Буле (Булевтерии) в течение одного месяца (притании). Возглавлял булевритов каждой филы специально избранный председатель (притан). Из числа десяти пританов, как уже отмечалось, избирался председатель (эпистат пританов), который вел Народное собрание. Всего месяцев по древнегреческому календарю было десять. Поэтому в течение года в Буле дежурили и решали все текущие дела по очереди притании (здесь под этим термином понимается уже правящая коллегия) от всех десяти афинских фил. Притании заседали ежедневно, кроме праздничных и неблагоприятных по мнению жрецов дней, а именно – 260 дней в году. На заседаниях мог присутствовать любой гражданин, кроме заседаний, посвященных особо важным вопросам, составляющим государственную тайну.

Важно подчеркнуть, что для предотвращения стабилизации членства в Буле, а это могло привести к его олигархизации и коррупции булевритов и представляло собой угрозу демократическому строю, существовал специальный механизм, включавший:

- ежегодное переизбрание членов Буле;

- запрет избираться в Буле более двух раз и два срока подряд.

Итак, в функции Буле входило:

- подготовка заседаний экклесии;

- реализация утвержденного бюджета;

- содержание армии и флота, государственных органов;

- распоряжение общественным имуществом;

- отношения с союзниками и вообще текущая внешняя политика;

- разовый итоговый контроль годовой деятельности чиновников (евтина);

- проверочный контроль кандидатов на государственные должности (докимасия);

- текущий надзор за магистратами (в том числе предотвращение коррупции) с помощью логистов - специальных чиновников, избиравшихся из состава Буле в количестве 10 человек;

- судебные действия по решению незначительных дел (на сумму не более 500 драхм), более важные дела рассматривала гелиэя.

Все функции Буле можно свести к трем: 1) пробулевтическая; 2) политическая (управление текущими внутренними и внешними делами); 3) судебная.

Заседания Буле проходили в Булевтерии, расположенном недалеко от Агоры. В конце IV в. до н.э. было построено новое здание Булевтерия, а в Старом булевтерии стал использоваться как государственный архив.

В Народный суд или суд присяжных (Гелиэю) ежегодно по жребию отбиралось 5000 присяжных заседателей (гелиастов) и 1000 запасных. 6000 гелиастов подразделялись на десять судебных палат – дикастериев. В дни заседания Гелиэи (не менее 300 дней в году) гелиасты также жребием распределялись по помещениям. Такая система случайного распределения давала определенные гарантии против подкупа судей. По закону, афинянин должен был сам защищать себя в суде, что требовало от каждого гражданина определенных ораторских навыков и знания законов. Суд был открытым и гласным.

В конце VIV вв. до н.э. гелиэя стала играть не только судебную, но и политическую роль, приближавшуюся к роли экклесии. В это время гелиэе не только разбирались не только наиболее значимые гражданские и уголовные дела, но и решались политические вопросы. Кроме того, гелиэя классического периода стала высшей апелляционной инстанцией, в которой можно было оспорить не только приговоры по судебным делам, но и решения любого государственного органа власти. Гелиэе принадлежало и последнее слово в осуществлении контроля чиновников (докимасии и евтины). Из числа присяжных (гелиастов) формировалась по жребию комиссия номофетов в количестве от 500 до 1500 человек, в задачи которой входило рассмотрение вносимых в экклесию законопроектов, а также принятие некоторых законов и их отмена. Заседания комиссии номофетов проходили в форме дискуссии между автором нового законопроекта и специальными оппонентами – синегорами, отстаивавшими старый закон.

Все гелиасты получали плату за свою работу по 3 обола в день.

С усилением роли Народного собрания и его совета – буле постепенно снижалась роль Ареопага, который возник еще в архаичную эпоху как совет старейшин и пополнялся отслужившими десятилетний срок архонтами. В начале V в. до н.э. избрание архонтов было заменено жеребьевкой, что открыло путь на этот важный пост не только аристократии и богачам, но и демосу. В результате Ареопаг из органа евпатридов и олигархов превратился в демократический институт, утратив при этом прежний авторитет и политическое влияние.

Как видим, древнегреческая демократия в отличие от современных демократий не предусматривала четкого разделения властей на законодательную, исполнительную и судебные ветви. В то же время функции народного собрания Афин если не аналогичны, то очень схожи с функциями современных национальных собраний, некоторые функции Буле коррелируют с некоторыми функциями современных Советов министров, функции гелиэи весьма напоминают функции современных судебных систем, а место и роль Ареопага близки к значению современных Государственных советов.

Кроме ведущих демократических институтов экклесии, буле и гелиэи большую роль в функционировании политической системы Афин играли различные коллегии. Именно через них в большой мере афиняне реализовывали такой принцип демократии, как коллегиальность принятия и осуществления решений. Особое значение в эпоху демократии получили следующие постоянные коллегии:

- коллегия приемщиков (аподектов), ежегодно избиравшаяся в количестве 10 человек (по одному от каждой филы) для контроля поступления доходов, распределения их между различными кассами и определения правильности расходования бюджета;

- коллегия афлофетов, избиравшаяся в количестве 10 человек ( по одному от филы) на четырехлетний срок для организации главного праздника Афин – Панафиней, проходившему раз в 4 года;

- коллегия гендеков, избиравшаяся ежегодно в количестве 11 человек для руководства поддержанием правового порядка в полисе, фактически для осуществления полицейских функций;

- коллегия стратегов, состоявшая из 10 человек и игравшая роль высшего военно-политического руководства полисом;

- коллегия экзегетов, избиравшаяся дельфийским оракулом из списков кандидатур, подготовленных афинянами. В задачи этой коллегии входило толкование норм священного права, объяснение оракулов, решение вопросов ритуального очищения.

Кроме постоянных, регулярно избираемых ординарных коллегий существовали экстраординарные коллегии, предусмотренные для разовых или экстраординарных случаев.

Существование в древнегреческой демократии системы комиссий и коллегий также наводит на мысль если неполном функциональном, то почти полном функциональном ее сходстве с современными демократическими политическими системами.

Подобным образом были устроены политические системы других греческих полисов. Подчеркнем, в каждом древнегреческом полисе в описываемую нами эпоху сформировалась демократическая политическая система, основу которой составляли выборные и периодически сменяемые коллегиальные институты: Народное собрание, Совет, как исполнительный орган, Суд присяжных.

Демократия не является вечным и неизменным общественным строем. За свою историю демократия испытала эпохи бурного развития и взлета, периоды застоя, этапы деградации и крушения. Древнегреческая демократия, родившаяся на земле Эллады и вписанная в греческую историю, прошла, зарождаясь, развиваясь, активно действуя, наконец, хирея и умирая, все исторические эпохи Древней Греции.

Непосредственно демократический процесс, (то есть зарождение, становление и упадок демократической политической системы или генезис демократии) начался с реформ Клисфена (508 г. до н.э.) и продолжался вплоть до завоевания Греции Римом в 148 г. до н.э., то есть более трех с половиной веков. При этом на восходящую ветвь генезиса демократии в Греции (от начала реформ Клисфена до окончания правления Перикла в 429 г. до н.э.) приходится менее века, а именно около 80 лет, а на нисходящую – почти три века, точнее более 280 лет. Весь цикл древнегреческой демократии во временном ее исчислении, повторим, занял 360 лет, а именно: восхождение и расцвет – 80 лет, закат и гибель – 280 лет.

При этом демократическая политическая система функционировала в следующих режимах: аристократическом, тираническом, умеренно- и радикально-демократическом, олигархическом. Последовательность и полнота цикла режимов, данная нами по истории афинского полиса, соблюдалась не во всех полисах. Например, в Спарте имел место только аристократический режим, в Коринфе – аристократический, затем тиранический и, наконец, - олигархический.

2.      Древнеримская республика

Для целей нашего исследования более рациональным будет разделение республиканской эпохи на:

1. Период ранней республики, характерный в политическом отношении зарождением республиканской политической системы, установлением и развитием республиканских институтов власти, формированием республиканского законодательства и республиканских политических отношений;

2. Период развитой республики, для которого характерно совершенствование и трансформация политических институтов и отношений на устоявшейся республиканской основе;

3. Период поздней республики, когда достигают своего апогея все противоречия, накопившиеся за предыдущие периоды, а политическая система не может адекватно реагировать на них и испытывает кризис.

Становление ранней республиканской политической системы началось с изгнания царя Тарквиния Гордого. Движение против царя организовали патриции, непосредственным толчком к восстанию послужило обесчещение Тарквинием римской патрицанки Лукреции и ее самоубийство. В результате государственного переворота власть перешла к сенату, который решил больше царя не избирать, а чтобы не возникло возможности узурпации всей власти в одних руках, впредь избирать двух консулов на строго ограниченный срок – один год. Это произошло примерно в 510 г. до н.э. Итак, римская республика при своем рождении получила аристократический характер.

Период ранней республики имел важное значение для зарождения и становления республиканских политических институтов и республиканской политической системы. В этот период определяющими политическими факторами были:

- во внутренней политике – борьба между плебеями и патрициями;

- во внешней политике – завоевательные войны, завершившиеся полным завоевание Римом всей Италии (265 г. до н.э.).

Римская ранняя республиканская политическая система напоминала греческую систему полисной демократии. Греческому архонту соответствовали два римских консула, греческому буле – римский сенат, а греческой экклесии – римские комиции. Как и в Греции, в Риме ежегодно избирались высшие магистраты. Таким образом, политические институты и системы древнегреческих полисов и республиканского Рима были практически аналогичны, а отличия не носили принципиального характера.

Высшим политическим институтом, аналогичным институту архонта в Греции в Риме служил институт двух консулов. В Риме вместо царя ежегодно на народном собрании (конкретно – на центуриатных комициях) избирались два консула. Консулы оба вместе обладали по существу той же властью (imperium), что и царь, то есть права, включающие управление войском, юридическую власть, право созывать сенат и народное собрание, издавать указы. Но империй консулов в отличие от власти царя был ограничен, во-первых, тем, что он был действителен при их обоюдном согласии и, во-вторых, тем, что действовал один год. Консулы, как старшие магистраты поначалу назначали себе помощников или младших магистратов – квесторов.

Политическому институту греческого буле в Риме соответствовал институт сената. Отличие состояло в том, что сенат в Риме формировался из бывших магистратов, то есть отслуживших свой срок консулов и квесторов. Формально сенат считался консультативным органом при высших магистратах, но довольно скоро превратился фактически в правительство республики с некоторыми судейскими функциями. Сенат выступал также арбитром в спорах между магистратами. Он состоял, как и царскую эпоху примерно из 300 сенаторов. Сенаторы преимущественно занимались распределением финансов, внешней политикой, военным строительством и делами религии.

Политическому институту греческой экклесии в Риме соответствовал институт комиций. Существовало три типа комиций: куриатные (собрание членов всех трехсот римских родов по своим куриям), центуриатные (по признаку службы в армии) и трибутные (по территориальным округам – трибам). Всего в республиканском Риме было 35 триб (4 городские и 31 сельская).

Римская республика не знала четкого деления власти на законодательную, исполнительную и судебную. Законы принимались на комициях, но у них не было законодательной инициативы, которой обладали высшие магистраты. Судебными функциями обладал не только суд, но и сенат, и некоторые высшие магистраты. Всей текущей политикой, государственным управлением занималась не исполнительная власть, а выборные должностные лица – магистраты, которые обладали и некоторыми законодательными функциями.

Развитие политической системы республики происходило под действием внутренних и внешних факторов. Главной внутриполитической движущей силой ранней республики выступала борьба между патрициями и плебеями. Наличие таких демократических институтов, как выборы в магистраты и обсуждение важнейших вопросов на комициях, давало выход политической энергии низов общества и позволяло протекать политическому процессу с минимальным количеством интриг, заговоров, бунтов и восстаний.

В то же время, плебеи в борьбе за свои права иногда допускали формы политического противостояния, не предусмотренные республиканскими законами и обычаями. Так в 494 г. до н.э. плебеи с помощью сецессии – ухода из Рима на священную гору, ухода, который лишил римскую промышленность рабочих рук, торговлю – продавцов товаров, а армию большого количества воинов, заставили патрициев пойти на уступки. Была введена магистратура десяти народных трибунов, избиравшихся из плебеев для защиты прав плебеев и получивших право на вето любого законопроекта или решения магистрата, нарушающего права плебеев. Особа народного трибуна считалась неприкосновенной.

Однако постоянно развивающаяся республиканская политическая система позволяла ввести политический процесс в законные рамки и в предусмотренное политическими нормами пространство для заседания коллегий и сходок комиций и не допустить выбросов стихийной политической энергии на улицы и площади.

В 451–450 гг. до н.э. плебеи добиваются кодификации права, то есть сведения всех законов в единый, четко прописанный документ (до тех пор законы существовали в устной форме), доступный для всех. Дело в том, что патриции, пользуясь лучшим знанием законов, часто толковали их в свою пользу. Для кодификации римских законов была создана специальная комиссия децимверов из патрициев, временно заменившая всех магистратов. Результатом ее деятельности стали так называемые «законы XII таблиц», записанные на медных пластинах и выставленные для всеобщего обозрения. Писаные законы сделали невозможным произвол патрицианских магистратов. Однако эти законы содержали ряд антидемократических положений, в частности не отменили запрет браков между патрициями и плебеями и суровые нормы в отношении должников, позволявшие кредиторам не только закабалять, но и, в некоторых случаях, лишать их жизни. Кроме того, кодификация права едва не обернулась для плебеев антидемократическим переворотом, когда децимверы-патриции отказались сложить с себя данную им на время власть. Плебеи вновь применили испытанный метод сецессии и инцидент был улажен.

В 449 г. до н.э. по закону, предложенному консулами Луцием Валерием и Марком Горацием, было введено право апелляции к народному собранию на приговор магистрата к смертной казни и телесному наказанию. Очевидно, что этот закон расширял права в первую очередь плебеев.

В 445 г. до н.э. закон Канулея разрешил, наконец, браки между плебеями и патрициями. Этот закон сыграл на руку разбогатевшим плебеям и положил начало сращиванию патрициата и верхушки плебса в новый социальный слой, получивший название «нобилитет».

С 444 г. до н.э. устанавливается практика избрания вместо двух консулов от трех до восьми трибунов с консульской властью – магистратуры, на которую могли избираться плебеи. Правда вопрос об избрании консулов или трибунов в очередном году решал патрицианский орган – сенат. Кроме того, с 443 г. до н.э. была введена новая высшая магистратура – цензор, избиравшийся только из патрициев. Задачей цензора был персональный учет состава сословий (сенатского и всаднического).

Достигнув определенных успехов в достижении социального равенства, плебеи перенесли центр тяжести своей борьбы с патрициями в область политического и имущественного, в том числе земельного права.

В 376 г. до н.э. народные трибуны Лициний и Секстий внесли в народное собрание три законопроекта:

1. Всем римским гражданам, независимо от их сословной принадлежности, предоставлялись равные права по пользованию общественной землей, на которую устанавливалась предельная норма – 500 югеров (125 га);

2. Была сделана уступка должникам (а это были, в основном плебеи): уплаченные по займу проценты засчитывались как погашение долга, что фактически погасило большинство долгов;

3. Был отменен институт военных трибунов с консульской властью, вместо которых стали избираться консулы, но один их них обязательно из плебеев.

Вскоре после принятия законов Лициния – Секстия плебеи добились доступа к другим магистратурам, в том числе – к магистратуре диктатора.

Со второй половины IV в. до н.э. был отменен порядок утверждения решений комиций сенатом. Народное собрание – главный политический орган плебеев стало действительно решающей инстанцией.

В 326 г. по закону Петелия – Папирия было установлено, что должник не может быть сделан рабом, тем более убит: он отвечает перед кредитором «только имуществом, но не телом». Отныне понятия «римлянин» и «свободный гражданин» стали тождественны.

Последним актом плебейско-патрицианского противостояния стал закон Гортензия (287 г. до н.э.), утвердивший за плебисцитами (голосованиями по трибам) силу общего закона для всех римлян.

Борьба плебеев и патрициев имела для Римской республики такое же значение, что и для греческих полисов архаичный, преддемократический период. Она установила социальное, политическое и гражданское равенство в обществе, демократизировала государственные институты, подготовив пришествие демократии.

Несмотря на то, что большинство государственных институтов продолжало носить элитарный характер, экономика и экономические отношения, как в греческих полисах, так и в Риме не пошли, как в восточных деспотиях, по пути всеобщего огосударствления и государственного закабаления нижних слоев общества, политическая система и политические отношения позволяли всем свободным людям, апеллируя к политическим институтам, вести борьбу в рамках законов и добиваться равноправия и реализации своих интересов.

Развитая республиканская политическая система принципиально не отличалась от политической системы ранней республики. Но она функционировала в изменившемся обществе, в другой стране. Во-первых, Рим, благодаря своей мощной и дисциплинированной армии, успешно проводя эспансионистскую внешнюю политику, значительно вырос территориально. Это, во-вторых, дало ему огромный прирост ресурсов: земельных, людских, торгово-промышленных, финансовых и новые широкие возможности для наращивания финансово-экономической и военной мощи и создания условий, в-третьих, для повышения жизненного, образовательного и вообще культурного уровня граждан, что в решающей степени определяет рост демократической политической культуры и развитие республиканской политической системы.

Рост военной и вообще государственной мощи Римской республики не создавал тенденции возврата к царскому правлению, тем более  - к строительству деспотии по восточному типу, как это происходили в империях Востока. Основой и ранней, и развитой римской республики было аграрное производство. Завоеванные общины принуждались к передаче Риму от 2/3 до 1/2 части своей земли, которая поступала в общественный земельный фонд (aqer publicus) и продавалась, а частично и бесплатно раздавалась римским гражданам, поддерживая равновесие между частным и государственным землевладением. Такое же положение сохранялось в промышленности: наряду с существовавшими государственными рудниками, карьерами по добыче мрамора и гранита, верфями, фабриками и т.д. существовало множество частных крупных, средних и мелких предприятий.

В социальном плане римское общество подразделялось теперь на три сословия. Высшим сословием было сенатское, к которому принадлежали только сенаторы. Все они были достаточно состоятельными людьми, поэтому имущественного ценза для них не существовало. Условием вхождение в сенатское сословие было занятие и исполнение высшей магистратуры (консула или претора), а со II в. до н.э. – и низших магистратур, таких как квестор и эдил, а также народного трибуна. Раз в пять лет цензоры, ревизовавшие списки сенаторов, могли вычеркнуть фамилии тех, кто совершил какие-либо антиобщественные поступки, но, практически звание сенатора было пожизненным. Сенаторами в период развитой республики становились не только патриции, но и добившиеся высокого общественного положения плебеи, составлявшие вместе с патрициями слой нобилитета, отличавшийся от других слоев римского общества своими заслугами на государственной службе.

Вторым сословием развитой римской республики были всадники. Первоначально в него входили состоятельные римляне, имевшие возможность содержать коней и купить полное вооружение всадника и поэтому назначенные служить в кавалерии и голосовать в 18 всаднических центуриях. К III в. до н.э. принадлежность к всадничеству утратила свою военную основу и определялась цензом в 400 тыс. сестерциев, службой государству. «Всадник» как и «сенатор» стал почетным званием, которого можно было лишиться при очередной ревизии цензора.

Все остальное население составляло третье сословие – плебс, которое было весьма разнородным в имущественном отношении. Были богатые, средние и неимущие плебеи – пролетариат. Кроме того, плебс отчетливо делился на городской и сельский.

Социальный статус в период развитой республики определялся не только цензовым (имущественным) положением, но и, что более существенно, занимаемой государственной должностью.

Политическая система развитой республики функционировала на принципах республиканизма, которые фактически были тождественны принципам греческой демократии, а именно: политическое равенство и участие, выборность, состязательность, определенная временность занятия должностей, коллегиальность принятия решений.

Особенностью римской политической системы по сравнению с греческой был принцип безвозмездности, который не предполагал, как в Греции, оплату за посещение народного собрания и исполнение государственных должностей. Это придавало даже развитому римскому республиканизму по сравнению с умеренной греческой демократией оттенок элитарности, ведь принцип безвозмездности вел к доминированию в политической жизни римской аристократии - нобилитета.

С развитием республиканских политических институтов число магистратур выросло и большинство из них, как высших, так и низших приобрели выборный характер. Высшими магистратами, кроме консулов стали преторы, которые в основном, руководили судопроизводством, два цензора, которые избирались на пять лет, но их империй длился только 18 месяцев и заключался в ревизии ценза (имущества) высших сословий – сенатского и всаднического. Низшие магистраты: квесторы, получили функции казначеев, а эдилы - надзирателей за состоянием города и устройством зрелищ и праздников. Народные трибуны, избиравшиеся в количестве 10 человек, империя не получали, но имели право вносить законопроекты и налагать вето (veto - запрещаю) на решения всех магистратов и cената. Кроме всех перечисленных ординарных магистратов (то есть, избираемых обычным путем на обычный срок) в чрезвычайных обстоятельствах назначались экстраординарные магистраты во главе с диктатором. Диктатор назначался на строго ограниченный срок в шесть месяцев из числа консулов по решению сената и обладал всей полнотой власти (полным империем). Против власти диктатора не действовало вето народных трибунов.

Несмотря на то, что сословия развитой римской республики были довольно замкнутыми социальными группами, не следует думать, что карьерный рост и путь в высшие сословия для плебса был полностью закрыт. Разумеется, плебеям было значительно труднее делать карьеру, чем сенаторам и всадникам, но и они могли добиваться государственных должностей. К III в. до н.э. сложилась определенная практика прохождения должностей. После исполнения магистратур квестора, эдила и народного трибуна (для плебеев) можно было выставлять свою кандидатуру на должности претора и консула. Из бывших консулов избирались цензоры и, в случае необходимости, назначались диктаторы.

Народное собрание развитой республики состояло из трех типа комиций: куриатных (собрание членов всех трехсот римских родов по своим куриям), центуриатных (по признаку службы в армии) и трибутных (по территориальным округам – трибам). Основными считались трибутные комиции, где обсуждались базовые, главные законы и избирались низшие магистраты: квесторы, эдилы и др. Центуриатные комиции решали вопросы войны и мира и выбирали высших магистратов: консулов, преторов и цензоров. Куриатные комиции в процессе борьбы плебеев с патрициями за равные политические права утратили свое значение.

Политическая борьба в развитой республике происходила уже не между сословиями, а между политическими группировками (своеобразными античными «политическими партиями») популяров и оптиматов.

В Римской республике группировка популяров выражала интересы среднего плебса и нижнего слоя плебса (пролетариев), а группировка оптиматов – патрициев и разбогатевшего плебса, то есть нобилитета. Так как проблемы гражданства, социального и политического равенства были, в основном решены, то борьба между низами и верхами общества фактически разворачивалась за имущественные права, за справедливое распределение общественного богатства и ограничение коррупции государственного аппарата. Кроме того, в связи с продолжавшейся завоевательной политикой республики появился новый слой бесправных людей – италики – жителей завоеванных Римом общин Апеннинского полуострова, которые стремились получить гражданские и политические права и выступали союзниками группировки популяров.

Партия популяров (от populis – народ) в качестве «программы» выставила следующие требования:

- земельная реформа, заключавшаяся в предоставлении малоимущим гражданам 30 югеров земли;

- гражданская реформа, суть которой – в расширении круга граждан за счет италиков – жителей Апенинского полуострова;

- правовая реформа, заключавшаяся в изъятии из ведома сената дел по вымогательствам для усиления контроля и борьбы с коррупцией.

Социально выравнивая римское общество, популяры способствовали его демократизации. Своими методами партийной борьбы - выдвижением законов, выражавших интересы широких масс, опорой на народное собрание, а не узкие заговорщицкие группировки, прямым обращением не только к римскому плебсу, но и к италикам популяры создали новый для Рима демократический политический стиль. Наиболее известные популяры – Тиберий и Гай Гракхи, которые избирались народными трибунами.

Таким образом, популяры выступали с демократических и реформаторских позиций, от имени широких слоев общества, но не всегда действовали легитимными средствами. Следует отметить, что реформы, предложенные популярами, были направлены не только на сокращение социального неравенства, но и, расширяя базу поддержки за счет малообеспеченных римлян и италиков, объективно служили укреплению республиканского государства.

Партия оптиматов (от optimus – лучший) главной задачей ставила сохранение статус-кво, в частности закрепление общественной земли за теми, кто ее обрабатывает в данный момент, независимо от размеров участков (то есть за нобилями), против предоставления прав римского гражданства италикам, против изъятия из ведома сената дел по вымогательствам. Это была консервативная политическая группировка, объективно тормозившая демократические реформы и социальный прогресс.

Активная борьба противостоящих партий, защищавших интересы определенных социальных групп не только изменяла положение этих групп в обществе и представительство в государственных институтах, но и изменяла всю систему институтов, всю политическую систему развитой республики.

Политическая борьба в поздней республике.

Для политических отношений поздней республики характерно перерастание преимущественно мирных форм политической борьбы в преимущественно немирные, вооруженные формы. При этом, если политическая система развитой республики адекватно реагировала на все нарушения установленного порядка политического процесса, то политическая система поздней республики под напором организованных вооруженных легионов постепенно перестала выполнять присущие ей функции управления.

Наемная армия, жаждущая военной добычи, да еще в условиях, когда государственная казна практически пуста, являлась одним их главных факторов непрерывной череды гражданских войн, уничтожающих демократию. В этих условиях уже не политические группировки, а легионы наемников становятся субъектами политической борьбы, которым безразлично судьба республики и которые не стремятся к заключению мира.

Другим важным фактором кризиса демократии всегда выступала коррупция. Возможность подкупа государственных чиновников, решение местных, провинциальных политических проблем за счет умаления общегосударственных интересов всегда вела к кризису демократии.

Наконец, войны требуют огромных ресурсов, а нерациональное расходование государственного бюджета, неизбежного во время войн, вызывает падение доверия к правительству.

В период поздней республики и гражданских войн в Риме большей частью боролись не партии, а армии, и не политики, а полководцы. Но гражданские войны тоже являются формой борьбы за власть и, в конце концов, делают победившего полководца политическим руководителем, изменяют режимы функционирования политической системы.

После Третьей гражданской войны - еще более продолжительной и более  кровавой, чем две предыдущие, соперники сражались за власть на всем пространстве республики от Галлии до Египта, на суше и на море. Последнее морское сражение у мыса Акций (Греция) выиграл Октавиан (31 г. до н.э.), который затем принял имя «Август» («August» - «Благословенный», «Почитаемый») и новый титул «принцепс» (prinseps -  первый). Этот акт положил начало трансформации политической системы республики в политическую систему империи.

Республиканская эпоха по критерию зрелости республиканской политической системы может быть разделена на три периода:

1. Период ранней республики (510 – 287 гг. до н.э.), длившийся от установления республики до окончания борьбы между плебеями и патрициями и был характерен в политическом отношении зарождением республиканской политической системы, установлением и развитием республиканских институтов власти, формированием республиканского законодательства и республиканских политических отношений и борьбой плебеев за свои права;

2. Период развитой республики (287 – 121 гг. до н.э.) длился от окончания борьбы плебеев и патрициев до окончания борьбы популяров и оптиматов. Для него было характерно совершенствование и трансформация политических институтов и отношений на устоявшейся республиканской основе, борьба группировок оптиматов и популяров;

3. Период поздней республики (121 – 31 гг. до н.э.) – от окончания борьбы популяров с оптиматами до установления принципата. Это было время, когда достигают своего апогея все противоречия, накопившиеся за предыдущие периоды, а политическая система не может адекватно реагировать на них и испытывает кризис.

Римская республиканская политическая система, как и греческая, трансформировалась по определенным закономерностям:

- объединение людей в территориальную общину шло не путем присвоения общинных земель вождем, как на Востоке, а путем сложения семейных земельных владений в общинные с предоставлением главам семейных кланов места в совете старейшин (ареопаге, сенате);

- зарождение римского и греческих полисов шло по пути объединения близлежащих общин во главе с наиболее жизнеспособной общиной;

- объединение общин под властью Рима увеличивало его ресурсы (а значит жизнеспособность), в первую очередь людские и земельные, но и создавало социально-политические проблемы, в первую очередь, проблемы гражданства и раздела общественных земель;

- решение общественных проблем требовало создание постоянных органов власти, то есть государства;

- государство в своем развитии формировало ту или иную политическую систему (демократии, республики);

- политическая система, адекватно реагировавшая на внутренние и внешние вызовы закреплялась и сохранялась на достаточно длительное время;

- с другой стороны, постоянные и новые внешние и внутренние вызовы не могли не вносить диссонанса в функционирование политической системы, которая отвечала на них изменением режимов деятельности;

- когда вызовы становились слишком сильными и непреодолимыми для данной политической системы даже при помощи смены режима, начинался процесс смены самой политической системы.

Жизненный цикл римской республики от изгнания царей (510 г. до н.э ) до установления императорской политической системы (31 г. до н.э.) составил около 500 лет.