Тема 5. Взаимодействие России со странами Африки, Ближнего и Среднего Востока

  1. Характеристика африканского континента.

Африка — огромный континент, уступающий по размерам только Азии. Проживая на площади более чем в 30 млн км2, африканское население быстро движется к полуторамиллиардной отметке. По расчетам, к 2020 г. из 100 жителей планеты каждый 16-й будет аф­риканцем, включая 13 человек из стран Африки южнее Сахары. Огромен природный потенциал континента, из разведанных запа­сов полезных ископаемых на его долю приходится 90% мировой платины, 80% хрома, 60% кобальта и марганца, 40% золота и ал­мазов, велики запасы нефти, газа, графита. На африканских зем­лях произрастает большая доля мирового количества какао, кофе, хлопка, цитрусовых и других продуктов тропического и субтропи­ческого земледелия.

В научной литературе имеется несколько вариантов деления Африки на регионы по самым разным признакам — от географи­ческих до политических и расовых. По географическому призна­ку Африку разделяют на пять субрегионов: Северную, Западную, Центральную, Восточную и Южную.

Более крупное членение Африки предполагает выделение трех ее частей: Северной (араб­ской), Тропической (южнее пустыни Сахары) и Южной. Имея в виду негроидный тип коренных жителей (в отличие от европеои­дов Северной Африки), проживающих к югу от Сахары, нередко употребляют термин «Черный континент» («Черная Африка»). Каждый из географических, политико-экономических, цивилизационно-культурных регионов имеет свою специфику и неповтори­мые особенности, характеризуется разным уровнем развития. На севере берега континента омываются водами Средиземного моря, на западе — Атлантического океана, на востоке — Красного моря и Индийского океана. И еще одна особенность: ни на одном кон­тиненте нет такого количества стран, не имеющих выхода к морю.

Этнический состав африканского населения отличается большой пестротой, по разным оценкам на континенте выделяют 300— 500 этносов. Отличительной чертой региона является также несов­падение политических и этнических границ как следствие колони­альных времен. В политическом плане Африка — самый молодой регион мира, средний возраст расположенных здесь государств око­ло 60 лет, большинство из них обрели независимость лишь в 1950— 1960-е гг.

Несмотря на огромный людской и природный потенциал, Аф­рика представляет собой наиболее бедную часть мирового хозяй­ства. Она занимает последнее место среди других регионов по уровню индустриализации, подушевому ВВП, образованию, по Индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП). На афри­канском континенте находится 33 из 49 беднейших стран мира с большой внешней задолженностью. Если в других регионах раз­вивающего мира сокращается число людей, живущих за чертой бедности, то в Африке оно остается неизменно высоким. Из 42 стран, попавших в список с низким уровнем ИРЧП, 36 находится в Африке.

К причинам такого положения относят прежде всего тяжелое наследие колониальной эпохи. Цивилизационные аспекты отста­лости объясняются также особенностями менталитета африкан­цев, их приверженностью к архаичным традициям, слабой воспри­имчивостью к нововведениям в хозяйстве. На Черном континенте нет единой господствующей религии, которая в других цивилиза­циях является фактором объединения. Африканцам свойственна смесь древних верований, христианства и ислама, что не способ­ствует консолидации этносов и племен.

Нынешний этап глобализации и научно-технических достиже­ний оставил как бы в стороне многие африканские страны, кото­рые пока не вписываются в мировые экономические и политиче­ские тренды. Порядки традиционно-архаичных обществ вступа­ют в противоречие с современным прогрессом, привносимые извне либеральные ценности и западная политическая культура плохо согласуются с иной шкалой ценностей — трайбализмом, клановостью, непотизмом. Негативное влияние на развитие аф­риканских обществ оказывает коррупция, нередко нормой счита­ется положение вещей, когда обогащение становится возможным только через доступ к рычагам государственной власти.

В XXI в. многие африканские государства столкнулись с теми же самыми проблемами, что и в начале своего самостоятельного существования. Но отличие в том, что во времена борьбы за неза­висимость и в первые годы ее существования были идеалы, ожи­дания и перспективы, в настоящее же время ни африканские, ни иностранные политики, ученые и международные организации пока не в состоянии предложить более-менее реальные и эф­фективные программы выхода из сложившегося положения.

На Африканском континенте находится большое число госу­дарств, применительно к которым используются термины «пада­ющие», «несостоявшиеся» государства. Положение усугубляется неустойчивостью политических режимов ряда африканских стран, чередой государственных переворотов и гражданских войн на ме­жэтнической и религиозной почве.

Тем не менее растет осознание того, что дальнейшая деграда­ция экономической, социальной и политической жизни Черной Африки несовместима с общечеловеческим прогрессом. Бедность и недоедание, заболевания и преступность, неразвитость внешней торговли, информационная отсталость — все это создает критиче­скую температуру и так перегретого «африканского котла», чрева­того социальными взрывами и «отставанием навсегда».

  1. Деятельность Африканского союза.

ООН и ее структурные подразделения, межправительственные организации, Евросоюз и другие региональные объединения стре­мятся оказывать помощь Африканскому континенту как в рамках целевых программ, так и адресно отдельным странам. Согласно рекомендациям ООН, объем помощи африканским государствам должен составлять не менее 0,7% от валового национального до­хода стран-доноров, однако к настоящему времени лишь немно­гие развитые страны следуют этим пожеланиям.

Но главное, конечно, зависит от самих африканцев и их лиде­ров, в задачу которых входит формирование и реализация обще­африканских, региональных и национальных стратегий развития. Ведущая роль в этом отношении принадлежит Африканскому сою­зу (АС) — международной организации, в состав которой входит 55 стран региона. Датой основания организации является 2002 г., создана она на базе Организации африканского единства (ОАЕ), существовавшей с 1963 г.

Главные цели Африканского союзаукрепление единства и солидарности африканских народов и государств, ускорение политической и социально-экономической безопасности и ста­бильности. Штаб-квартира Африканского союза находится в столице Эфиопии городе Аддис-Абеба, общее число населе­ния стран, входящих в АС, составило, по состоянию на 2016 г., 950 млн человек. Для Афросоюза характерна возможность кол­лективного воздействия на те государства, которые нарушают нормы АС, а также право на вмешательство в дела стран, дей­ствующих вопреки уставу и принципам деятельности союза. В 2015 г. принято решение о создании региональной группиров­ки войск.

Под эгидой Африканского союза действует экономическая про­грамма НЕПАДновое партнерство для развития Африки. Ос­новные задачи программы — искоренение бедности, обеспечение устойчивого роста, интеграция Африки в мировую экономику. В рамках программы реализуются проекты в шести областях:

-       сель­ского хозяйства и продовольственной безопасности;

-       управления природными ресурсами;

-       региональной инфраструктуры;

-       развития человеческого потенциала; э

-       кономического и корпоративного управления;

-       защиты прав женщин.

Программа НЕПАД подготов­лена самими африканцами, ее отличие от других программ в том, что она нацелена не на получение помощи извне, а на осущест­вление крупных межстрановых проектов преимущественно соб­ственными силами. Однако организаторов программы упрекают в медленной реализации выдвинутых задач, в увлечении различ­ными семинарами и встречами в ущерб конкретной работе, а так­же в том, что программа служит интересам прежде всего крупных африканских стран.

Заметную роль на континенте играют субрегиональные струк­туры, среди которых выделяются Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС) и Сообщество развития Юга Африки (САДК).

ЭКОВАС представляет собой региональное объ­единение 15 западноафриканских стран, лидером его является Ни­герия. Кроме экономических функций, организация решает так­же военные и политические задачи. САДК объединяет группу юж­ноафриканских государств во главе с ЮАР. Кроме ЭКОВАС и САДК на континенте действуют такие интеграционные струк­туры, как Восточноафриканское сообщество, Западноафрикан­ский экономический и валютный союз, Общий рынок для Вос­точной и Южной Африки, Экономическое сообщество стран Центральной Африки, Экономическое и валютное сообщество Центральной Африки.

  1. Внешнеполитиче­ская ориентация африканских стран.

Внешнеполитические ориентиры африканских стран после обре­тения ими независимости отражали сложившуюся тогда биполяр­ную систему мироустройства. Обе сверхдержавы стремились во­влечь вновь образовавшиеся государства в орбиту своего влияния. Советский Союз последовательно выступал за освобождение Аф­рики от колониализма, поддерживал африканские страны в их на­ционально-освободительной борьбе. Особое внимание уделялось тем государствам, которые провозгласили своей идеологией марк­сизм-ленинизм — Анголе, Мозамбику, Эфиопии. Существенная помощь оказывалась странам социалистической ориентации, к которым в разное время относились Мали, Конго (Браззавиль), Гана, Гвинея, Сомали. В некоторых государствах (Ангола, Эфио­пия) советские военные советники и специалисты принимали не­посредственное участие в боевых действиях по отражению внеш­ней агрессии.

СССР помогал африканским государствам в решении социаль­но-экономических задач, возводил промышленные предприятия, объекты инфраструктуры, налаживал работу учреждений образо­вания и здравоохранения. Тысячи советских специалистов рабо­тали в странах Африки, большое число африканских студентов прошло обучение в вузах СССР. В 1960 г. был учрежден Универси­тет дружбы народов, который с 1961 по 1992 г. носил имя Патриса Лумумбы — первого премьер-министра Демократической Респуб­лики Конго, одного из символов национально-освободительного движения народов Африки. К концу советской эпохи более 40 стран африканского континента имели долгосрочные торгово-экономические соглашения с СССР.

Возрастал международный вес африканских стран, за их голоса боролись великие державы. В середине 1960-х гг. была официально оформлена африканская группа, которая положила начало коллек­тивной дипломатии стран Африки в ООН и ее специализирован­ных структурах. Африканская группа способствовала избранию в 1992 г. Генеральным секретарем ООН египтянина Бутроса Гали, в 1997 г.уроженца Ганы Кофи Аннана. В ожидаемой реорганиза­ции ООН африканская группа намерена настаивать на включение в число постоянных членов Совета Безопасности представителя Аф­рики.

Африканский союз и другие региональные организации под эгидой ООН с 1960-х гг. активно участвуют в миротворческой де­ятельности на континенте: в Конго, Намибии, Анголе, Западной Сахаре, Кот д Ивуаре, Либерии, Мозамбике, Руанде, Сьерра-Ле­оне, Центрально-Африканской Республике, Чаде.

Не все миро­творческие операции на Черном континенте были удачными. В 1960 г. «голубые каски» вынуждены были принимать участие в боевых действиях на стороне одной из группировок в Республи­ке Конго (бывшем бельгийском Конго). В 1961 г. во время миро­творческой операции по невыясненным до сих пор причинам в авиакатастрофе погиб Генеральный секретарь ООН Даг Хаммаршёльд. Независимая международная комиссия по расследованию геноцида в Руанде, во время которого в 1994 г. погибли сотни ты­сяч человек, пришла к выводу, что ООН не сумела ни предотвра­тить, ни остановить массовые убийства в этой стране.

Ведущие страны мира, в том числе бывшие колониальные дер­жавы, имеют свои интересы в Африке.

Во-первых, привлекают внимание сырьевые богатства континента, исключительность некоторых полезных ископаемых, дешевизна рабочей силы.

Во- вторых, для США и европейских стран важный аспект их деятель­ности — предотвращение транснациональных угроз, исходящих из нестабильных стран Африки, борьба с набирающим силу тер­роризмом, прекращение вооруженных конфликтов на континен­те.

В-третьих, усилия развитых стран направляются на оказание помощи африканцам в развитии национальных хозяйств, на внед­рение в политическую жизнь африканских государств норм демо­кратии.

В-четвертых, особое значение для бывших владельцев ко­лоний имеет факт сохранения их позиций на континенте.

В дан­ном случае показателен пример Франции. Предоставив в послевоенный период независимость всем своим более или менее значимым территориям на континенте, Франция тем не менее сумела сохранить и даже развить на новой основе от­ношения с франкоговорящими государствами. Создана Франкофониямеждународная организация франкоязычных стран, которая вначале1980-е гг.) занималась культурно-лингвистической проб­лематикой, затем спектр ее деятельности расширился и охватывает теперь экономическое и политическое сотрудничество. Междуна­родная организация Франкофония (МОФ) включает в себя более 60 членов, в том числе наблюдателей. Франция имеет сеть военных баз в Африке, наладила афро-французское сотрудничество в обо­ронной сфере с рядом стран на континенте. В Африке работает зна­чительное число французских предприятий, около 200 тыс. фран­цузов постоянно проживает в Африке, полтора-два десятка близких к Франции государств поддерживают ее в ООН и других междуна­родных организациях.

Возрастающую активность на Черном континенте демонстри­рует Китай. Привлекают КНР большие запасы нефти и других по­лезных ископаемых, сельхозугодия, а также возможность зару­читься политической поддержкой со стороны африканских стран. Один из принципов внешнеполитической деятельности Китая в регионе — сотрудничество с любыми режимами, независимо от того, насколько они демократичны и соблюдают права человека. В фокусе китайских интересов находятся Ангола, Судан, Ниге­рия, Замбия, ЮАР, то есть страны с большим сырьевым потенци­алом и крупными сельхозугодиями. Особое внимание КНР уде­ляет инвестициям в африканскую экономику и строительству инфраструктурных объектов по формуле «сырье в обмен на ин­фраструктуру».

КНР всячески подчеркивает общность исторических судеб с африканскими государствами, имея в виду их колониальное и полуколониальное прошлое, а также то обстоятельство, что все они входят в группу развивающихся стран. В 2000 г. основан сам­мит Китай — Африка, на заседаниях которого с участием глав го­сударств один раз в три года обнародуется программа сотрудниче­ства, реализуемая в последующей трехлетке. В декабре 2015 г. на очередном форуме в южноафриканском Йоханнесбурге китайский лидер Си Цзиньпин объявил о предоставлении странам Африки финансовой помощи и кредитов на сумму в 60 млрд долларов. В свою очередь, президент ЮАР Джейкоб Зума отметил, что Ки­тай является крупнейшим торговым партнером Африки и что со­трудничество с КНР имеет для африканцев особую ценность, так как в Китае и на африканском континенте проживает в общей сложности треть населения планеты.

Отношения африканских государств с Российской Федерацией пе­режили серьезный спад в 1990-е гг. Были утеряны экономические, политические, военные связи, страны Африки оказались на за­дворках внешней политики России. Из-за нехватки средств и по причине недооценки африканских стран закрылись российские посольства в ряде из них, перестали функционировать представи­тельства Союза советских обществ дружбы и культурные центры в государствах региона, отозвано большинство отечественных спе­циалистов. Утрачены геополитические опорные точки в регионе, в целом в те годы Россия, по существу, потеряла Африку, в кото­рую прежде было вложено так много сил и средств.

Постепенное возвращение России на Черный континент нача­лось в XXI в. В высших эшелонах власти осознали, что Россия те­ряет поддержку многих дружественных стран Африки и что «свято место пусто не бывает». Образовавшийся вакуум вследствие ухода СССР/России из региона стал быстро заполняться геополитически­ми конкурентами из США, Европы и Азии.

Проблема поддержания взаимовыгодных российско-африкан­ских связей весьма значима для обеспечения интересов России как в самом регионе, так и на международной арене. По неоднократным заявлениям лидеров ведущих африканских государств, они намерены наращивать взаимодействие с новыми центрами силы в мировой политике, в том числе со странами БРИКС. Среди своих привиле­гированных партнеров африканские государства хотят видеть и Рос­сию. При этом не только из благодарности за поддержку их борьбы за национальное освобождение, но и будучи уверенными в усиле­нии роли Российской Федерации в мировых делах.

Во взаимоотношениях России со странами Африки стали не только восстанавливаться прежние связи, но и выявились новые тенденции. Нормой становятся визиты на самом высоком уровне в африканские страны, лежащие южнее Сахары, чего раньше не было. Россия стала принимать участие в миротворческих операци­ях под эгидой ООН в странах континента, где происходят разруши­тельные конфликты. РФ поддерживает бизнес-проекты российских компаний, работающих в Африке. Так, компания РУСАЛ приобре­ла контрольный пакет акций нигерийской компании Alcon Nigeria и наладила полный цикл производства алюминия. Российская ком­пания «Норильский никель» владеет значительным пакетом акций золотодобывающей компании Gold Fields в ЮАР. При участии рос­сийского бизнеса в странах региона строятся электростанции, объ­екты инфраструктуры, модернизируются предприятия, построен­ные в советский период. Во внешней политике России учитывает­ся и то обстоятельство, что в составе правящих элит ряда африканских государств находятся люди, получившие образование в Советском Союзе/России и сохранившие добрые чувства по от­ношению к нашей стране.

Россия выстраивает отношения со странами Черного конти­нента и на общерегиональном уровне, и на двусторонней основе. Особое внимание уделяется взаимодействию с Южно-Африканской Республикой (ЮАР) — лидером Южной Африки, государством, вы­ходящим на глобальный уровень.

  1. Южно-Африканская Республи­ка как лидер континента

ЮАР — государство, расположенное в южной части Африки, омывающейся водами Атлантического и Индийского океанов, имеющее население численностью более 50 млн человек, которые говорят на 11 официальных языках, в том числе английском и африканс. Местные народы проживали на территории Южной Аф­рики давно, первое упоминание о постоянных поселениях евро­пейцев относится к середине XVII в. В последующем колонисты из Нидерландов, Франции и Германии, которых называли бурами, основали в Южной Африке свои го­сударства: Оранжевую республику и Трансвааль. В конце XIX — начале XX в. произошли две англо-бурские войны, в результате которых бурские государства были упразднены. В 1910 г. создан Южно-Африканский союз, ставший доминионом Британской им­перии. В 1961 г. Южно-Африканский союз стал независимой Юж­но-Африканской Республикой.

В ЮАР был установлен режим апартеида, государство стало единственным в мире, где во второй половине XX в. узаконен ра­сизм. Под давлением мировой общественности и внутреннего со­противления в 1994 г. апартеид отменен. Тогда же состоялись пер­вые всеобщие выборы, на которых победу одержал Африканский национальный конгресс. Исключительную роль в борьбе с южно­африканским фашизмом (терминология ООН) и расизмом сыграл Нельсон Мандела (1918—2013) — легендарный борец за права че­ловека, проведший 27 лет в тюрьме, но не сломленный, первый чернокожий президент ЮАР (1994—1999). В 2009 г. Генеральная Ассамблея ООН объявила 18 июля Днем Нельсона Манделы в знак признания его выдающегося вклада в дело мира и свободы.

Современная ЮАР позиционирует себя как лидер континента и имеет для этого основания. У страны самая крупная экономика в Африке, средний доход населения находится у границы средне­мирового дохода, что значительно выше, чем в большинстве дру­гих африканских стран. Своим развитием страна во многом обя­зана природным ресурсам, их разведанные запасы оцениваются в 2,5 трлн долларов, более 50% экспорта приходится на горнодо­бывающую промышленность. ЮАР полностью обеспечивает внут­ренние потребности в продовольствии, является одним из веду­щих экспортеров сельхозпродукции. Введено всеобщее среднее об­разование, грамотность в стране приблизилась к 90%, примерно 15 млн южноафриканцев получают социальные гранты от государ­ства.

Южноафриканское общество отмечается исключительным мно­гообразием, недаром ЮАР называют Радужной страной, это мета­фора разнокультурной, многоконфессиональной и многонародной складывающейся нации. В стране и в Африке в целом популярна концепция «Африканского ренессанса», в рамках которой про­возглашены следующие цели:

-          бороться с мнением, будто Африка уступает другим континентам в развитии;

-          доказывать, что Африка может меняться к лучшему и возрождать африканское достоинство;

-          изживать позорящие Африку явления;

-          сделать реальной связь меж­ду Африкой и правами человека;

-          показывать способность к модер­низации;

-          вновь почувствовать душу Африки.

Одновременно ведется пропаганда убунту, что можно перевести как «человечность», «совме­стность», понятие, близкое к русскому слову «соборность». Ныне убунту считается весомой частью общеафриканской идеологии и аф­риканского образа жизни.

Вместе с тем в ЮАР много проблем, ждущих своего решения. Миллионы чернокожих южноафриканцев живут в бедности, чрез­вычайно тяжела ситуация с безработицей, она составляет от 25% до 43% в зависимости от методики подсчета. Крайне высок уро­вень уличной преступности, в том числе процент тяжких престу­плений. Остро стоит проблема нелегальной миграции, прежде все­го из стран Восточной Африки. В 2008 г. впервые после отмены апартеида армия ЮАР была использована против граждан соб­ственного государства, которые учинили массовые антиэмигрант­ские погромы. Эпидемия СПИДа поразила население ЮАР едва ли не сильнее, чем любые другие страны Африки. Средняя про­должительность жизни южноафриканцев, хотя существенно вы­росла по сравнению с 2000 г., тем не менее составляет около 60 лет.

Внешнеполитическая деятельность ЮАР отличается многосто­ронностью, стремлением занять достойное место в мире. Среди приоритетов внешней политики на первом месте стоит Африкан­ский континент, где ЮАР претендует примерно на такие же меж­дународные позиции, как Германия в Европе. Второе по значению направлениеотношения по линии Юг — Юг, наибольшее вни­мание в этом контексте уделяется сотрудничеству в формате ИБСА (Индия, Бразилия, Южная Африка), а также странам Британско­го содружества, расположенным в Южном полушарии. К приори­тетному полю деятельности относится участие ЮАР в многосторон­них организациях, среди которых неизменно выделяется ООН. Южно-Африканская Республика неоднократно озвучивала свои претензии на место постоянного члена Совета Безопасности ООН. В контексте полицентричности высоко оценивается роль БРИ КС, в которой в апреле 2011 г. ЮАР обрела полноправное членство. В 2013 г. в южноафриканском Дурбане состоялся саммит БРИКС, где был подписан ряд важных документов. Россия совместно с ЮАР приняла Декларацию о стратегическом партнерстве, а так­же Соглашение о создании в Йоханнесбурге центра обслуживания российских вертолетов, Соглашение о сотрудничестве в сфере ме­таллов платиновой группы. Взаимодействие России и ЮАР име­ет тенденцию к расширению.

В целом внешняя политика России на Черном континенте на­целена на укрепление взаимовыгодного сотрудничества с его стра­нами. И хотя есть мнение, что «Россия нуждается в Африке боль­ше, чем Африка в России», все же представляется, что Африка и Россия взаимозаинтересованы в развитии отношений. Для даль­нейшего укрепления позиций в Африке у Российской Федерации есть ряд объективных обстоятельств и преимуществ.

Во-первых, у России нет колониального прошлого в Африке, отношения с го­сударствами региона не омрачены историческими обидами.

Во-вторых, Россия в своей политике может опереться на позитивный опыт СССР, который развивал сотрудничество с африканскими странами по широкому спектру вопросов и оставил в этом смыс­ле большое наследие.

В-третьих, у России и государств Африки много общего в понимании современной международной ситуа­ции, в представлениях о необходимости формирования нового ми­рового порядка, который будет строиться на иных, более справед­ливых правилах.

  1. Политические и экономические особенности Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока.

К Тропической Африке примыкает регион Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока. Это обширное пространство, нахо­дящееся на стыке Африки, Азии и Европы. На юге условные гра­ницы региона проходят по пустыне Сахаре, на северепо линии Черного и Каспийского морей. На востоке регион простирается до Индийского субконтинента.

К Ближнему и Среднему Востоку причисляют Египет и все находящиеся к востоку от него арабские страны, а также Израиль, Турцию, Иран, Кипр. К Северной Аф­рике относят Алжир, Западную Сахару, Ливию, Марокко, Судан, Тунис, Южный Судан.

Регион Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока колыбель древних цивилизаций, родина таких мировых религий, как христианство и ислам, а также иудаизм. Зарождение ислама и экспансия арабов в VII—VIII и последующих веках превратили регион «в земли под управлением мусульман» — Дар аль-Ислам. Здесь долгое время господствовал обширнейший и могуществен­ный Арабский халифат, закончивший свое существование в XIII в., затем воцарилась Османская империя, заметную роль играла шах­ская Персия.

В Новое время началось торгово-экономическое, а затем и по­литическое проникновение в регион европейцев, постепенно он оказался под владычеством колониальных держав, прежде всего Великобритании и Франции. Окончание Первой мировой войны привело к распаду Османской империи, на руинах которой были образованы подмандатные территории, затем и независимые го­сударства. Вторая мировая война положила конец европейскому владычеству в арабском мире, а крушение колониальной системы привело к образованию ныне существующих суверенных стран ре­гиона. Во второй половине XX столетия в основном закончился процесс формирования политической карты Ближнего и Средне­го Востока.

Другое дело с геополитическим раскладом сил в регионе: вли­яние Франции и Великобритании упало, на авансцену вышли СССР и США. Две сверхдержавы несколько десятилетий, вплоть до 1990-х г., соперничали друг с другом за влияние в странах Се­верной Африки, Ближнего и Среднего Востока.

В регионе обра­зовалось два лагеря: просоветский и проамериканский, первый из них цементировался социалистической идеологией, экономической и военной помощью, второй — финансовой, по­литической и военно-технической поддержкой со стороны США и Запада в целом. После распада СССР Россия, по сути, ушла из региона и вплоть до второго десятилетия XXI в. не оказывала су­щественного влияния на процессы, происходящие в арабских и соседних с ними странах. В настоящее время происходит возвра­щение России в регион.

Северная Африка, Ближний и Средний Восток известны как со­кровищница углеводородов, нефти и газа, прежде всего. Благодаря нефтедолларам стали быстро богатеть и развиваться Саудовская Ара­вия, Объединенные Арабские Эмираты и другие нефтедобывающие монархии Персидского залива.

Взять, к примеру, Катар — неболь­шое монархическое государство (11,586 тыс. км2) с населением чуть больше 2 млн человек. По данным Международного валютного фонда, Катар в последние несколько лет с большим отрывом от остальных лидирует в мире по такому показателю, как ВВП на душу населения (свыше 140 тыс. долларов в год). Страна — третья в мире по запасам природного газа, шестая — по его экспорту, за­нимает 21 место по вывозу нефти и нефтепродуктов. Широкую из­вестность получила базирующаяся здесь телекомпания «Аль-Джазира». Государство заботится о развитии спорта, здесь, пере­няв эстафету от России, в 2022 г. планируется провести чемпионат мира по футболу. В эмирате подавлена политическая жизнь, под запретом политические партии, профсоюзы, демонстрации. Но одновременно Катар ведет активную внешнюю политику, как от­крытую, так и закрытую, имея в виду, что эмират неоднократно обвинялся различными экспертами, СМИ и политическими дея­телями в спонсировании исламских террористов, тайных опера­ций на территории других арабских государств. Являясь заметным игроком регионального и нерегионального масштаба, Катар на­зывают непропорционально великой державой.

Будучи нефтегазовой кладовой мира, Ближний и Средний Вос­ток одновременно самое конфликтогенное место на планете. Здесь происходят перманентные революции, осуществляются переворо­ты, ведутся гражданские и межстрановые войны, отсюда исходит основная угроза исламского терроризма.

Выделяют следующие причины повышенной конфликтогенности региона:

-      колониальное прошлое Северной Африки, Ближнего и Сред­него Востока, оставившего после себя массу неурегулирован­ных территориальных претензий;

-      политическая молодость государств региона, борьба за лидер­ство в нем (на Ближнем и Среднем Востоке активно идет про­цесс выделения регионального лидера среди слишком большо­го количества амбициозных лидеров);

-      активное вмешательство в региональные процессы внерегиональных держав, вооруженные интервенции западной коали­ции против неугодных режимов (Ирак, Ливия), приводящие к хаосу и росту насилия;

-      арабо-израильские противоречия и войны, проблема создания арабского государства на территории Палестины;

-      конфессиональная пестрота региона при доминирующей роли ислама суннитского толка;

-      «арабская весна», спровоцировавшая вмешательство ведущих стран мира в дела региона;

-      длительная гражданская война в Сирии, вызвавшая кризис международного масштаба из-за вовлеченности в него многих государств и коалиций;

-      резкая активизация исламского экстремизма, беспрецедентность террористических атак и попытки создать теократическое «Исламское государство» с его проекцией на образование все­мирного халифата;

-      курдский фактор — усиление национально-освободительной борьбы курдов в ряде государств региона.

На Ближнем и Среднем Востоке страны с быстроразвивающимися экономиками и устойчивыми политическими режимами со­седствуют с государствами, переживающими глубокий кризис. Кровоточащей раной арабского мира называют Сирию. Для­щаяся более шести лет гражданская война в Сирийской Арабской Республике унесла, по данным ООН, более 250 тыс. убитыми, миллионы сирийцев вынуждены бежать из страны. Многие го­рода и памятники культуры Сирии превратились в руины, хозяй­ство разрушено, население значительно сократилось.

Сирияодно из древнейших государств, но современная го­сударственность ведет отсчет с 1946 г., когда была провозглашена независимость и французские войска ушли из страны. С 1963 г. республика находится под управлением Партии арабского социалистического возрождения, иначе Баас (буквально «возрож­дение»), Баасисты ратовали за социализм с арабской спецификой и считали Советский Союз своим главным идеологическим союз­ником. В 1970 г. к власти пришел Хафез аль-Асад, возглавлявший страну почти 30 лет. В 1980 г. Сирия заключила с СССР Дого­вор о дружбе и сотрудничестве, который действует до сих пор.

Сменивший в 2000 г. Хафеза Асада, его сын Башар аль-Асад впо­следствии дважды переизбирался на референдуме на семилетний президентский срок.

Начавшиеся в начале нынешнего десятилетия арабские револю­ции перекинулись и на Сирию. В стране начались антиправитель­ственные волнения, быстро переросшие в вооруженное восстание. Основными причинами называют недовольство населения соци­ально-политической системой, коррупцией в органах власти, рели­гиозные противоречия, авторитарный стиль президента. Сыграл свою роль конфессиональный и этнический фактор. Сирийские арабы составляют более 85% населения страны, на втором месте по численности — курды (11,5%), на третьем — сирийские туркмены (туркоманы). Примерно 86% населения Сирии — мусульмане, 10% — христиане. Из мусульман 82% — сунниты, остальныеисмаилиты и алавиты. Последние представляют собой ветвь шиитов, которые с 1970-х гг. составляют военную и политическую верхушку Сирии, что явилось одной из причин недовольства суннитского большинства страны. Существуют и внешние причины — стремле­ние ряда государств Запада и стран Персидского залива сменить Б. Асада, поддерживая в этих целях вооруженную оппозицию.

Сирийская трагедия показывает насколько дисбалансирован и неуправляем постбиполярный мир, особенно Ближневосточный регион; как трудно в наши дни найти согласие между борющими­ся сторонами, включая международные силы; насколько опасен и заразен может быть транснациональный терроризм, свивший себе гнездо на Ближнем Востоке.

Нынешнюю конфликтную ситуацию на Ближнем и Среднем Востоке нередко сводят к религиозному столкновению суннитов и шиитов. На первый взгляд действительно кажется, что война в Сирии, события в Ираке, вооруженный конфликт в Йемене, борьба с террористической организацией «Исламское государ­ство» имеют религиозный подтекст. Такого взгляда придержива­ются некоторые политики на Западе и такие влиятельные регио­нальные игроки, как Саудовская Аравия и Иран.

Картина суннитско-шиитского мира довольно пестра. Есть страны, где подавляющую часть населения составляют шииты, на­пример Бахрейн и Ирак. Однако в оплоте шиизма — Иране — име­ются районы с компактно проживающими суннитами (Хузестан).

И, напротив, в полюсе суннизма — Саудовской Аравии — суще­ствуют территории, большинство жителей которых принадлежат к шиитской ветви ислама. Что касается идеологии террористиче­ской организации «Исламское государство», то она представляет собой крайне радикальную трактовку суннизма, не терпящую ни­какого религиозного или политического инакомыслия.

Существовавшие многие столетия суннитско-шиитские проти­воречия не проявлялись столь остро, как в XXI в. На это время приходится новый этап шиитско-суннитского антагонизма на Ближнем и Среднем Востоке. Данное обстоятельство связано с ге­ополитическими подвижками вследствие «арабской весны», кото­рая привела к повышению роли Саудовской Аравии, других сун­нитских государств в арабском и мусульманском мире, с одной стороны, с другой — к ослаблению позиции Ирана как главной шиитской страны в результате санкционного давления Запада, а также дезинтеграции единого государства в Ираке.

Воспользовавшись ситуацией, суннитские государства решили потеснить шиитов и не допустить «шиитской дуги» от Ирана до Ли­вана. В Эр-Рияде посчитали, что интересам Саудовской Аравии угрожает шиитское окружение: с востока — Ирак и его шиитское большинство, с юго-запада — хоуситы (группа шиитских племен) в Йемене, которые свергли президента-суннита. В мае 2015 г. саудовцы организовали коалицию суннитских стран против хоуситов. Под предлогом восстановления в правах свергнутого президента ко­алиция стала бомбить города страны, где погибло много мирных жителей.

Позиция России состоит в том, что не следует рассматривать события на Ближнем и Среднем Востоке лишь как результат стол­кновений между суннитами и шиитами. В происходящих событи­ях и процессах религиозная составляющая присутствует, но не в ней корень зла. В регионе происходят сложные социально-эко­номические и политические процессы, меняется геополитический ландшафт, под вопрос поставлено существование некоторых госу­дарств в нынешних границах. На обстановку также серьезно влия­ет вмешательство внерегиональных держав. Этой ситуацией вос­пользовались террористы, которые зовут людей под религиозные знамена, пытаются вернуть мир в эпоху Средневековья и рели­гиозных войн. Что касается попыток представить Российскую Федерацию как государство, поддерживающее шиитов в борьбе против суннитов, то такие попытки безосновательны, они пре­следуют цель столкнуть Россию с суннитским большинством с перспективой переноса религиозного конфликта на россий­скую территорию.

Кроме мусульман на Ближнем и Среднем Востоке проживает зна­чительное число христиан. Христианские общины в регионе насчи­тывают, по разным подсчетам, от 15 до 20 млн прихожан. Самая боль­шая из общин — копты-христиане в Египте, численность которых составляет 8—9 млн человек, то есть примерно 10—11% населения страны. Крупные ареалы христиан с далеких времен существуют в Сирии, Ливане, Ираке и других государствах региона. В ходе про­должающихся боевых действий и крупных социально-политических неурядиц христиане подвергаются гонениям. В мире заговорили о массовом исходе христиан из Ближневосточного региона и даже их геноциде. 12 февраля 2016 г. во время встречи в Гаване патриарха Московского и всея Руси Кирилла с папой римским Франциском было принято совместное заявление, в котором говорится: «Во мно­гих странах Ближнего Востока и Северной Африки наши браться и сестры во Христе истребляются целыми семьями, деревнями и го­родами. Их храмы подвергаются варварскому разрушению и разграб­лению, святыни — осквернению, памятники — уничтожаются... Мы призываем международное сообщество к незамедлительным дей­ствиям для предотвращения дальнейшего вытеснения христиан с Ближнего Востока».

К числу не только национальных и региональных, но и междуна­родных относится курдская проблема. Суть ее — самоопределение курдского народа, численность которого, по разным оценкам, от 25 до 40 млн человек. Это самая большая в мире национальная общность, которая не имеет собственного государства. Курдысамобытный эт­нос, со своей культурой и традициями, своим языком, отличным от арабского. В силу исторических обстоятельств курды оказались в со­ставе четырех ближневосточных государствИрана, Ирака, Сирии, Турции. Каждая из этих стран проводит свою политику по отноше­нию к курдам, соответственно отличаются цели и способы националь­но-освободительной борьбы курдского населения.

Ирак в языковом и этническом отношении близок к курдам, что в известной мере смягчает курдское движение к самоопреде­лению в этой стране. В Ираке во время правления Саддама Хусей­на проводились жестокие операции против курдов, в ходе кото­рых погибли десятки тысяч людей. После вступления в силу кон­ституции 2005 г. Иракский Курдистан, численностью около 6 млн человек и богатый нефтью, имеет статус автономии, его столица Киркук претендует на роль одного из главных городов страны. Местное курдское ополчение пешмерга сумело остановить насту­пление террористов из организации «Исламское государство» на свою территорию и даже расширить ее.

В Сирии курды являются крупнейшим этническим меньшин­ством, их численность порядка 2,5 млн человек. На территории САР они компактно проживают в северной и северно-восточной частях страны, неофициально именуемой сирийский Курдистан (Курдистан — Страна курдов). Значительная часть сирийских кур­дов выступает за автономию, наподобие Иракского Курдистана, но есть и те, кто стремится к полной независимости. Во время гражданской войны в Сирии курды выступают как союзники ко­алиции, возглавляемой США, и партнерами России в борьбе с тер­рористической группировкой «Исламское государство». Курдская оппозиция провозгласила автономию в северных кантонах стра­ны. При этом руководители сирийского Курдистана заявляют, что речь об отделении от Сирии не идет. Однако официальное прави­тельство САР считает неприемлемыми любые попытки федерали­зации страны. Ситуация осложняется тем, что курды, в частности их ведущая Партия демократического союза (ПДС), не приглаше­ны на межсирийские переговоры о мирном урегулировании в Же­неве.

Острее всего курдская проблема стоит в Турции, где курды со­ставляют большинство населения на востоке Антальи (около 14 млн человек). Согласно Севрскому мирному договору 1920 г., оформившему раздел Османской империи между странами Антан­ты и присоединившимся к ним государствам, предусматривалось образование независимого Курдистана, границы которого долж­ны были определить совместно Англия, Франция и Турция. Но во­йна за независимость Турции под руководством Мустафы Кемаля (будущего Ататюрка) привела к заключению в 1923 г. Лозанского мирного договора, который уже не содержал никакого упомина­ния о создании независимого Курдистана.

После Первой мировой войны курды неоднократно поднимали восстания, которые жестко подавлялись. В 1984 г. Рабочая партия Курдистана (РПК), вооруженная идеологией марксизма-ленинизма, объявила войну официальным властям Турции. До 1998 г. РКП выступала с радикальными требованиями — создания единого и не­зависимого Курдистана, объединяющего курдские территории, вхо­дящие в состав Турции, Ирака, Ирана, Сирии. В конце XX в. РПК смягчила позицию и выдвинула требования, понятные и близкие основной массе курдов: предоставление автономии, сохранение на­циональной самобытности, практическое уравнивание курдов в правах с турками, открытие национальных школ, теле- и радио­вещания на курдском языке. В 2000-х гг. Турцией принят ряд мер по снижению национального гнета по отношению к курдам и предо­ставлении им больших прав. Но РПК и другие курдские политиче­ские структуры считают это недостаточным и продолжают вести борьбу с официальной Анкарой.

Во многих террористических атаках на территории Турции пра­вительство обвиняет РПК и ее союзников в сопредельных стра­нах. Однако РПК постоянно повторяет, что ее активисты никогда не нацеливают оружие против мирных граждан. Заметную роль в курдской проблеме играет и внешний фактор. Так, США под­держивают курдов в Ираке и Сирии, но не распространяют эту поддержку на турецких курдов в силу союзнических отношений с Турцией. Нерешенность курдского вопроса остается предметом международной критики, затрудняет вступление Турецкой Респу­блики в Евросоюз, вызывает недовольство части ее партнеров по НАТО.

Политики и эксперты полагают, что застарелую и опасную курд­скую проблему не решить военными методами, ее развязку следу­ет искать в политико-дипломатическом поле. Считается вполне допустимым, чтобы Турция признала курдов как народ, имеющий право на широкую автономию. В таком случае у повстанцев исчез­нет основной повод вести вооруженную борьбу с властями. Что ка­сается идеи создания единого курдского государства, то она не име­ет сегодня перспективы, ибо Турция, Сирия, Ирак, Иран не согла­сятся на отделение от них значительных территорий. Вряд ли на это будет согласен и Запад, иное обернется еще большим обостре­нием ситуации на Ближнем и Среднем Востоке.

Россия стремится восстановить и укрепить добрые отношения со странами региона. К примеру, на новый уровень выходит взаи­модействие России с Египтом, который в середине прошлого века при президенте Гамаль Абдель Насере был важнейшим партнером СССР на Ближнем Востоке. В 1970-х гг. при президенте Анваре Садате произошла смена политического курса Египта и в отноше­ниях двух стран наступило охлаждение. В середине 1980-х гг. при президенте Хосни Мубараке взаимодействие СССР/России с Египтом вновь вошло в русло плодотворного сотрудничества, что нашло отражение в подписанном в 2009 г. Договоре о стратегиче­ском партнерстве между Российской Федерацией и Арабской Ре­спубликой Египет. В 2014 г. президент Египта Абдул-Фаттах Ас-Сиси посетил Россию, которая стала первой страной вне арабско­го мира, куда приехал новый лидер страны.

В течение многих лет Египет был одним из ведущих торгово-экономических партнеров СССР/России на Ближнем Востоке и в Аф­рике. При содействии СССР построено около 100 промышленных объектов, многие из которых, включая Асуанскую высотную пло­тину, и сейчас играют заметную роль в экономике Египта. В насто­ящее время с помощью России происходит модернизация крупных предприятий, построенных специалистами СССР, осуществляются новые высокотехнологические проекты, в частности строительство первой в Египте атомной электростанции. В стадии рассмотрения находится вопрос о создании зоны свободной торговли между Егип­том и Евразийским экономическим союзом.

Российская Федерация выступает за стабилизацию ситуации в регионе, скорейшую развязку конфликтных узлов. С этой целью используются возможности многостороннего взаимодействия с государствами исламского мира, расширяются контакты с Ли­гой арабских государств, продолжается стратегический диалог с Советом сотрудничества арабских государств Персидского зали­ва, поднимается уровень двустороннего сотрудничества со страна­ми Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока.

Литература

Буянов В.С. Внешнеполитическая деятельность и международная безопасность России: учебное пособие. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2017. С.172-192.

Современные международные отношения: учебник / Под ред. А.В. Торкунова, А.В. Мальгина. М.: Аспект Пресс, 2012. С.198-239, 361-381.