© Н.А.Баранов

Баранов Н.А. Глобализация в свете гуманистической теории личности // Геополитическая доктрина России: реалии и проблемы выбора. Материалы научной конференции. Санкт-Петербург, 5-6 марта 2004 г. СПб.: БГТУ, 2004. С.203-205.

Глобализация в свете гуманистической теории личности

Несмотря на то, что глобализация в настоящее время претендует на прочное лидерство в научных и общественных дискуссиях, взгляды на этот социально-политический феномен очень разные и носят порой взаимоисключающие оценочные суждения.

Оптимистический взгляд предполагает такой подход, в соответствии с которым интенсификация экономического развития приносит положительный эффект во всех сферах жизни общества, в частности, способствует научно-техническому прогрессу, укреплению демократии, повышению благосостояния людей и т.д. (Р.Дарендорф, О.Лафонтен).

С точки зрения С.Хантингтона глобализация стирает культурные границы, разрушает идентичность, что приводит к росту конфликтности в мире. Еще с одной точки зрения глобализация (Д.Брехер, Т.Костелло, Н.Грайдер) является преимущественно процессом, управляемым корпоративными элитами и их политическими союзниками. Результатом их деятельности стал быстрый рост предприятий с потогонной системой в странах третьего мира, повсеместное загрязнение окружающей среды, растущая международная задолженность бедных государств, ослабление социальных механизмов безопасности и создание мощных глобальных регулирующих учреждений, которые отвечают интересам капитала.

В противовес глобализации сверху эти исследователи предлагают развивать глобализацию снизу. Этот проект подразумевает сплочение межнациональной солидарности граждан различных стран, что является противовесом власти корпораций и государств. Окончательная цель – создание глобального гражданского общества, основанного на добровольных межнациональных связях индивидуумов и групп, стремящихся понять всеобщие интересы и ценности.

Центральным моментом в этой концепции являются национальные социальные движения, которые сближаются и превращаются в мощную межнациональную силу для глобальной реформы, которая является объективно востребованной. Но какова вероятность успешной реализации такой реформы и какие условия для этого необходимы?

Вероятно, создание мощной межнациональной силы возможно при условии соответствующего развития большинства стран третьего мира, при котором индивиды осознают необходимость создания такого глобального гражданского общества, которое будет способно влиять на национальные правительства как развитых, так и развивающихся стран.

Автор согласен с точкой зрения проф. Исаева Б.А., который считает, что иерархия потребностей А.Маслоу, предназначенная для личности, может быть адаптирована к обществу. Гуманистическая теория личности А.Маслоу описывает человеческую мотивацию в терминах иерархии потребностей. В соответствии с данной концепцией низшие потребности должны быть удовлетворены прежде, чем потребности более высокого уровня станут определяющими в поведении человека.

А.Маслоу выделяет следующие потребности человека: 1) физиологические; 2) безопасности и защиты; 3) принадлежности и любви; 4) самоуважения; 5) самоактуализации или потребность личного совершенствования.

Каким образом приведенная иерархия потребностей может повлиять на осуществление глобальной реформы?

Страны третьего мира находятся, как правило, на уровне реализации двух основных потребностей: физиологических и потребностей безопасности и защиты. Причем даже нижний уровень потребностей – в пище, питье, кислороде, физической активности, сне, защиты от экстремальных температур – еще далеко не всеми реализован в полной мере, о чем свидетельствует продолжающаяся гибель людей от голода в странах Азии и Африки. Следовательно, еще большее количество людей находится на уровне реализации второго уровня потребностей, связанного с защитой и безопасностью, куда А.Маслоу включены потребности в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх, хаос. Эти потребности отражают заинтересованность людей в долговременном выживании.

Два нижних уровня потребностей являются наиболее актуальными для обществ, которые находятся на начальном этапе модернизации своих политических систем к более современным.

Реализация потребностей третьего уровня - потребностей в принадлежности и любви - означает совершенно иной уровень развития общества. Это общество, в котором в основном удовлетворены физиологические потребности и потребности безопасности и защиты, государство создает необходимые условия для работы, достойной оплаты труда, оказания помощи безработным в переподготовке на востребованные специальности, заботится как о подрастающем поколении, так и о людях преклонного возраста, для которых создаются достойные условия существования, ведется эффективная борьба с преступностью за выполнение законов. Поэтому в таком обществе групповая принадлежность становится доминирующей целью человека. Граждане в таком обществе начинают активно заниматься общественной и политической деятельностью, так как это связано с необходимостью человека проявить свои способности, быть признанным другими людьми. Поиски близких взаимоотношений являются одной из наиболее распространенных социальных потребностей человечества.

Именно на этом уровне происходит идентификация человека, как личности, которая способна выбирать, анализировать, готова к самостоятельным действиям, способна дорожить такой возможностью. Чем большая личность конкретный человек, тем большим гражданином он является, тем быстрее развивается гражданское общество, которое набирает силу и отбирает у государства ряд функций. Так как государство неохотно расстается со своими властными полномочиями, то для того, чтобы это произошло, необходима высокая активность граждан, осознание ими востребованности в принадлежности и любви. Только в таких благоприятных условиях способно появиться глобальное гражданское общество, которое может решить проблемы, порожденные глобализацией.

На этом уровне потребностей происходит осознанная ассоциация личности с той или иной политической партией, с которой связываются надежды на переход к новому уровню потребностей – самоуважения, то есть создание властью необходимых условий для достижения личностью успехов в трудовой, общественной и других областях, получение определенного статуса и признание со стороны других, значимых для нее личностей.

Это уровень потребностей, которые связаны с такими понятиями, как свобода, независимость, права человека и т.д. Потому что добиться самоуважения и уважения со стороны других людей, можно только при условии свободной реализации человеком своих способностей, возможностей, желаний, потребностей. Удовлетворение потребностей самоуважения порождает чувство уверенности в себе, достоинство, осознание полезности и необходимости для других. Но это не является синонимом славы, так как оно основывается на действительной значимости человека, а не на внешних факторах, находящихся вне контроля.

Для людей, достигших такого уровня потребностей, приоритетными становятся политические силы, исповедующие принципы, которые стремятся ограничить влияние государства на личность, предоставляют личности развиваться самостоятельно.

Уровень самоактуализации – самый высокий уровень иерархии потребностей – по статистике А.Маслоу достигает 1% населения. Человек достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. Концепция самоактуализции заставляет человека концентрировать свое внимание на том, что он реально может достигнуть. Такое стремление придает жизни личности соответствующие интерес и цель. Для политической сферы этот уровень характеризуется тем, что люди сами начинают создавать политические партии, которые реализуют цели и ценности данной группы людей, не связывая себя с существующими, или, используя действующие политические силы, направляют их деятельность в том направлении, которое считают приоритетным.

Трудность в реализации данного уровня потребностей заключается в том, что многие люди просто не видят своего потенциала и не понимают пользы самосовершенствования. Национальная специфика состоит также в том, что социальное и культурное окружение может подавлять тенденцию к самоактуализации определенными нормами, связанными с патриархальными корнями политической культуры, неприязненно относящейся к индивидуальности, которая рассматривается, как стремление выделиться из общей массы.

Большинство стран третьего мира являются бедными странами. Поэтому основная часть населения находится на первом и втором уровнях потребностей. В связи с этим призывы борьбы с бедностью являются для народа приоритетными, а потребности в свободе такие условия не актуализируют.

Осознание населением развивающихся стран необходимости и потребности в придании процессам глобализации демократической направленности является с точки зрения гуманистического подхода приоритетным моментом. В качестве основной задачи формирующихся межнациональных социальных движений следует отметить выявление диапазона интересов, который позволит направить глобализацию в содержательное русло, сократив издержки до минимума.

Развитые страны Запада, решившие в основном потребности первого, второго и частично третьего уровней, начинают осознавать губительность неконтролируемой для развивающихся стран глобализации и необходимость создания такого международного сообщества, в котором каждый народ должен иметь в международном диалоге равное право голоса. С учетом гуманистической теории личности А.Маслоу, включающей в себя иерархию потребностей человека, глобализация сможет с помощью ликвидации существующих барьеров, создания коммуникативного сообщества решить основные экономические и социальные проблемы, реализовать духовный потенциал личности и устранить неравенство людей.