© Н.А.Баранов

Баранов Н.А. Популизм и демагогия // Человек, культура, общество: межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. Н. В. Дулина, И. А. Небыков / Волгоград. гоc. техн. ун–т. Волгоград, 2005. Вып. 3. С.100-108.

Популизм и демагогия

Одно из определений популизма гласит: "Популизм – это деятельность, имеющая целью обеспечение популярности в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов и т.д. Популист в современной политике – деятель, заигрывающий с массами".[1]  В соответствии с другим – "популизм – вид социальной и политической демагогии".[2] В Древней Греции демагогами называли политических деятелей, обладавших выдающимися ораторскими способностями, что делало их популярными в обществе, т. е. демагог – это народный вождь. А демагогия означала "руководство народом".

С течением времени демагогия стала обретать иной смысл. В.И.Даль уже так определяет демагога – крайний демократ, добивающийся власти во имя народа; тайный возмутитель; поборник безначалия, желающий ниспровергнуть порядок управления, а демагогию, как господство власти народа, черни в управлении.[3]

Современная этимология этих слов означает следующее: демагог – своекорыстный искатель народной популярности, а демагогия – заискивание у народа.[4]

То есть в современный период понятие "демагогия" приобрело ярко выраженный негативный оттенок. В политическом смысле демагогия выступает в качестве оценки выступлений, речей заявлений политиков, не содержащих конструктивных идей и предложений, либо запутывающих ту или иную проблему и отвлекающих внимание от насущных вопросов. Демагогия способствует внедрению в общественное сознание ложных представлений о действительном положении дел в обществе, убеждающих массы в позитивном движении без реального на то основания.

Демагогами теперь называют таких политических деятелей, которые создают себе популярность, добиваются собственных целей лживыми и безответственными обещаниями, извращением фактов, обманом, лестью, манипулированием сознанием людей, спекулируя на чувствах и стремлениях масс, вводя их в заблуждение.

Демагогия является мощным оружием в руках тех, кто имеет власть и кто к ней стремится. Ее берут на вооружение различные силы, заинтересованные в поддержке масс. Среди политических демагогов встречаются люди, которые свято верят в свою правоту. Но суть от этого не меняется: искреннее заблуждение одного способно ввести в заблуждение многих.

Популизм использует демагогические приемы, а это означает, что для него характерны обращение к предрассудкам толпы, лесть толпе и эксплуатацию ее инстинктов, лживые, невыполнимые обещания, которые дает политик для получения власти или достижения личных целей.

В современной политике без лести народу не обходится ни один политический лидер. Так М.Тэтчер, говоря о гордости, независимости и самостоятельности, как отличительных качествах английского национального характера, разве не льстила англичанам? Или В.Гавел, восхищающийся тем, что антикоммунистическая революция в Чехословакии была "бархатной", разве не лесть народу?

Политики, в том числе либеральные, обращаются не только к разуму, но и к чувствам, а также к инстинктам избирателей. И чем убедительнее в речах политика сочетаются эти обращения, тем он искуснее, тем больший политический вес имеет. Такова природа политической борьбы.

Некоторые российские политологи (С.А.Марков) считают, что "убеждая избирателей принять его точку зрения, политик не может обойтись без определенной степени демагогии".[5]

Это спорное заявление, так как, если здесь под демагогией понимается ее первоначальный смысл, то оно не вызывает сомнений. Но если политик будет "немного" обманывать, извращать факты, то вряд ли с этим можно согласиться.

Смысл политической риторики в условиях демократии заключается в обращении к политической аудитории за поддержкой. Демагогия – это лукавое, лживое слово, обращенное к людям.

То, что демократия не является идеальным способом управления государством, отмечали многие исследователи. Так, Б.Н.Чичерин констатировал, что при демократии меньшинство подчиняется большинству, а это "составляет извращение истинного отношения государственных элементов. В государстве … высшее должно владычествовать над низшим, а не наоборот".[6]

Так и демагогия – возможность обращаться к массам, лгать им, раздавать обещания, увлекать за собой – это завоевания демократии, которые можно отнести к числу сомнительных достоинств. Для зарождающейся демократии демагогия действительно представляет опасность. Но в развитом демократическом обществе влияние демагогии снижается за счет развития институтов, защищающих личность и меньшинства, что одновременно делает более устойчивой саму демократию.

Лживое слово в политике опасно. Однако все попытки искоренить ложь вообще или демагогию как прием политической борьбы оканчиваются ограничением свободы слова, которая может привести к диктатуре.

Для современной России политик-демагог опасен тем, что он может сплотить неимущих, бедных граждан против собственников. Если в благополучной Европе этого не стоит опасаться, так как подавляющее большинство населения составляет средний класс, которому есть, что терять, то в России основной массе граждан терять нечего. Когда таких людей много – это становится опасным для государства. Имея право голоса такие избиратели могут поддержать демагога, обещающего им масло на кусок хлеба. Демагог дает им надежду что-то получить, шанс на успех.

Политики, которые апеллируют к экономически неимущим массам, становятся опасными для нестабильного общества. Многие люди в новых экономических условиях оказались выбитыми из свои социальных уз, поэтому они податливы на умелую риторику демагогов, пообещавших им улучшения материального положения. На избирателей, не осознавших, что право голоса является инструментом власти, что выборы – это высокая ответственность за будущее страны, рассчитаны демагогические устремления политиков. Нашей страной еще не пройден период, когда ловкий политик, пообещав "сразу все, всем и по справедливости" может захватить власть абсолютно легальным путем.

В отличие от демагогии популизм однозначно негативно классифицировать нельзя. Подстраиваться под мнение избирателей, льстить толпе или упрощать проблемы можно, не прибегая ко лжи, извращению фактов, обману.

Быть демагогом и быть популистом – не одно и то же. Популизм подразумевает менее негативный способ обретения популярности в массах, чем демагогия. Многие политические деятели пользуются популистскими методами, т.к. в современной политической борьбе надо понравиться народу, для чего необходимо уметь изъясняться на простом, понятном народным массам языке, говорить доступно о сложных вещах, ясно излагать мысли, поднимать насущные проблемы, критиковать власть за ее промахи. Все эти составляющие уже изначально содержат элементы популизма.

В то же время агрессивный популизм сродни демагогии. Например, в конце XIX века Б.Н.Чичерин, имея в виду США, писал: "В таких странах успех имеют потерявшие нравственное достоинство политиканы, демагоги, умеющие льстить толпе, потакать ее страстям и низменным влечениям. … Демагоги в своих корыстных целях науськивают толпу на все, что над нею возвышается, возбуждают бедных против богатых ".[7]

С течением времени популизм становится необходимым атрибутом каждого политика. Причем его агрессивность падает с повышением политической культуры граждан, развитием гражданского общества, с наличием в обществе толерантности и плюрализма мнений.

Демагогия же сохраняет за собой статус резко негативного приема как в политической, так и в социальной сфере.

Следует согласиться с теми исследователями (А.В.Малько), которые считают, что популизм – лишь составная часть демагогии. То есть всякий популизм есть демагогия, но не всякая демагогия является популизмом. Демагогия первична, популизм вторичен, так как он вырос из демагогии, взял на вооружение ее арсенал средств и перешел на другой, более высокий уровень.

Если популизм не игнорируют даже самые известные, уважаемые политики, то одного обвинения в демагогии порой достаточно для снижения рейтинга политического лидера, так как демагогия стала бранной кличкой для политиков.

Демагогия имеет более широкую область применения: она встречается в различных сферах деятельности человека. Популизм же связан с политикой, с борьбой за власть и выступает своеобразной формой проявления демагогии, а именно, как считает А.В.Малько - создает популярность с помощью социальной демагогии, привлечения масс на свою сторону демагогическими приемами и методами, предвыборными трюками.[8]

Демагогические приемы заканчиваются разочарованием и скептицизмом масс. По сути демагогия представляет собой не что иное, как искажение истины. Изобличить ее может только истина, доведенная до народа. Именно истинное знание разоблачает обман.

Социальной демагогии должно быть противопоставлено хорошо организованное массовое познание глубинных процессов нашей жизни. Необходимым условием борьбы с демагогией является открытость власти: массы должны обладать информацией, необходимой для принятия решения.

Демагоги проповедуют идеи как бы не опровергаемые. Они учитывают особенность человеческой психологии: люди мечтают о лучшем будущем и в большинстве своем предрасположены к завышению собственных возможностей. Поэтому для уменьшения влияния демагогии необходимо критичное отношение к высказываниям политиков. 

Меры противодействия популизму

Популизм  является атрибутом демократического развития общества, поэтому противодействие этому политическому явлению должно осуществляться в рамках демократического политического процесса. В зависимости от развития демократических политических институтов в государстве сценарий развития популизма также может быть различным.

В обществе с высоким уровнем развития демократии: политик, пришедший к власти с использованием популистской технологии, реально проводит в жизнь экономические и социальные программы, прилагает усилия для повышения жизненного уровня населения, являющегося основным критерием деятельности политического лидера в демократическом обществе. Если его слова расходятся с делами, то на очередных выборах повторить свой успех такому политику вряд ли удастся, так как оппонентами будут использованы все механизмы демократического воздействия на избирателей.

В обществе со слабо развитыми демократическими традициями: в виду отсутствия реальных программ, популистский политик начинает искать виновных в ухудшении жизни, крахе декларируемых преобразований, а затем за поддержкой обращается к избравшему его народу, указывая истинных, на его взгляд, виновников сложившегося положения. В таких условиях он идет дальше и предлагает обществу усилить нажим на «виновников», добиваясь их ухода с политической арены. При этом используется, в том числе, репрессивный аппарат. Все эти деяния прикрываются вывеской «для блага народа». Реально страна скатывается к авторитаризму с последующим возможным переходом к тоталитарному режиму. Причем пока народ будет ориентироваться не на реальное положение дел в экономической и социальной сфере, а на красноречивые высказывания политиков, не подкрепленные делами – опасность авторитаризма будет существовать.

Одним из условий распространения популизма является плюрализм. Популизм паразитирует на плюрализме, представляя собой «ложную ветвь» развития многообразия. Это инструмент поверхностного обобщения интересов различных слоев и упрощённая их интеграция в «общесоциальные», «общегрупповые» интересы, основанные на ожиданиях народа и реализуемые в конкретных политических действиях.[9]

В то же время плюрализм выступает одной из мер противодействия популизму. Он предоставляет возможность для преодоления одномерности политической логики, расширения альтернативы интересов, увеличения оттенков мнений, открытия доступа к влиянию на политику для большего количества людей, социальных и политических групп. В результате формируется способность учёта многообразия объективных связей и тенденций, действующих в обществе. Политика может стать надёжной и эффективной только в случае приближения её к высокой степени реализма, исходящей из информированности о различных вариантах развития, их достоинствах и недостатках.

С искажённой информацией, которую представляет популизм, бороться можно только с помощью истинной информации. Только истина разоблачает обман и только полноценная, достоверная информация подрывает основы для развития популизма. В России условия доведения такой информации до населения еще не стали нормой жизни. Осведомленность избирателей остается низкой, широкие слои населения располагают самыми приблизительными сообщениями о политическом курсе, о политической ситуации, ориентируясь, в основном, на интерпретацию происходящего политическими лидерами и ангажированными средствами массовой информации. Основные потоки информации остаются малодоступными для большинства граждан.

Современная западная демократия нашла способы умерять власть лукавого слова, не обращаясь для этого к диктатуре. Это осуществляется за счет установления правил политической борьбы: возможности разоблачения и судебной ответственности со стороны политических соперников, сдерживания власти большинства над личностью, над меньшинствами посредством надежной гарантии политических свобод личности.

Отсутствие надлежащего информационного пространства в обществе повышает политический риск, подрывая устои демократии. Создание полноценной информационной среды является важнейшей задачей эффективного функционирования демократических институтов. Этому способствуют новые средства коммуникации, связанные с передовыми технологиями.

Во всем мире наблюдается развитие взаимосвязей, информационных обменов между гражданами, превращение их сообщества в то, что в англоязычном мире называется "сетью", где каждый член сообщества не разобщен с другими, а тесно включен в реальные или потенциальные информационные и научные взаимосвязи.

Интернет предоставляет право выбора. Возможности Интернета в возрастании межличностных взаимодействий практически безграничны. Организация различного рода интернетовских конференций способствует обмену взглядами, идеями, практическими предложениями в разных областях общественной жизни.

К сожалению, в обществе, где поиск средств существования является главной жизненной целью большинства граждан, Интернет не может стать в ближайшее время, как на Западе, одним из основных средств общения, получения научного знания, решения проблем. По этой причине, он не может быть тесно вовлеченным в орбиту реальных или потенциальных информационных и научных взаимосвязей.[10] Более того, у многих российских граждан в этом нет даже не только возможности, но и потребности.

В последние годы проявляется все возрастающий интерес фискальных органов государства к сети и к тому, что там делают подвластные ему граждане, что навевает грустные воспоминания о недалеком прошлом нашего государства.

Главный путь для преодоления возникших трудностей - разумная социально-экономическая политика государства, приверженность демократическому пути развития и создание условий для населения с целью его приобщения к новым компьютерным технологиям.

Б.Н.Чичерин отмечал, что установлению демократической республики мешает политическая неспособность масс, но эта неспособность уменьшается с успехами просвещения. «…С совершенствованием человечества, - добавлял он, – достаток и образование все более и более будут распространяться в массах, а потому, чем выше будет общий уровень, тем более народная воля будет разумна и справедлива, следовательно, тем менее она будет нуждаться в каких-либо сдержках и преградах».[11]

С развитием средств массовой коммуникации многократно возросла возможность воздействия на массовое сознание. Эта возможность может широко использоваться в целях развития и совершенствования гражданского общества, которое рассматривается как альтернатива существующему политическому устройству. Эта альтернатива проявляется в том, что общность свободных индивидов восстает против государства, уничтожающего эту общность, превращающего человека в объект своих манипуляций.

В России сложилась парадоксальная политическая ситуация: при наличии всех формальных признаков демократии власть в стране принадлежит бюрократической системе, которая сама устанавливает правила политической игры, поведения своих граждан, в том числе в области политического участия. Несмотря на предпринимаемые меры,  все более усиливается отчуждение граждан от  государственной  власти  и  государственной  власти  от граждан, о чем свидетельствует постоянно снижающийся рейтинг большинства политиков, а также возрастающая пассивность граждан при проведении выборов.

В этих условиях популизм используется российскими политиками в качестве одной из форм прикрытия этого отчуждения, а также как набор своеобразных правил деятельности самой политической элиты. В популизме субъектов политической деятельности заключается одна из причин российских политических кризисов: политики не решают реальных проблем, потому что граждане не имеют возможности их заставить это сделать, а популизм позволяет политикам оставаться у власти и побеждать на очередных выборах. Этот путь без реального преодоления отчуждения власти и граждан ведет к социальному взрыву.

При современном уровне жизни большинства российского населения сохраняется социальная база распространения популистских устремлений политиков. Чем беднее люди, тем более они податливы примитивному популизму. Поэтому необходимым условием противодействия популизму является продуманная государственная социально-экономическая политика, направленная на решение, в первую очередь, проблем большинства населения, создания среднего класса, а также класса собственников, у которых гражданская ответственность возрастает одновременно с заботой об этой собственности.

Для минимизации последствий популизма необходимо становление полноценных механизмов народовластия, стабильных демократических норм и традиций, утверждение высокой политической и правовой культуры, как должностных лиц, так и граждан.

Демократия — это тот идеал, который предполагает досто­инство свободной личности, ее гражданскую ответственность за общее состояние дел. Другими ее условиями является разви­тая институциональная надстройка и представительское лидер­ство. Отсутствие этих условий бросает Россию то в крайности либерализма с его стремлением бюрократизировать политичес­кий процесс, то в крайности популизма, персонифицирующего политические отношения. И в том и в другом случае из­биратель пытается уйти от гражданской ответственности, делеги­ровав ее вместе с доверием политическим лидерам или инсти­тутам. Способность противодействовать манипулированию поли­тиков любого толка — это тот элемент гражданской политической культуры, которого так недостает формирующейся российской демократии.

[1] Политология: Энциклопедический словарь. – М., 1993. С.306.

[2] Политологический словарь: Учебное пособие / Р.Г.Григорян, Г.И.Демин и др.; Под ред В.Ф.Халипова – М., 1995. С.121.

[3] Толковый словарь живого великорусского языка / Сост. В.И.Даль. 1-й т. – М., 1955. С.427.

[4] Этимологический словарь русского языка. Т.1. Д,Е,Ж / Под ред. Н.М.Шанского. – М., 1973. С.63.

[5] Марков С.А. Политические профессии // Полития, 1999. № 2. С.10-11.

[6] Чичерин Б.Н. Собственность и государство // Чичерин Б.Н. Избранные труды. – СПб., 1997. С.357.

[7] Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Ч.3. – М., 1898. С.182.

[8] Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы. – М., 2000. С.205-206.

[9] Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы. – М., 2000. С.208.

[10] Баранов Н.А. Тернистый путь сети Интернет в России. // Тезисы докладов: Международная конференция «Интернет. Общество. Личность»: Санкт-Петербург, 1-5 февраля 1999 года. – СПб., 1999. С.305-306.

[11] Чичерин Б.Н. Собственность и государство // Чичерин Б.Н. Избранные труды. – СПб., 1997. С.356.