© Н.А.Баранов

Баранов Н.А. Федерализм с российской спецификой // Современный федерализм: российские проблемы в сравнительной перспективе. Труды Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Санкт-Петербург, 21-22 ноября 2008 г. / Под ред. Ю.Н.Солонина, Л.В.Сморгунова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. С.60-63.

Федерализм с российской спецификой

Федеративное устройство России, закрепленное в Конституции 1993 г., основывается на принципах государственной целост­ности, единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государствен­ной власти Российской Федерации и ее субъектов, равноправия и самоопределения народов.

Конституционные основы российского федера­лизма создают предпосылки для совершенствования управления огромной страной, упрочения государственности, территориаль­ной и социальной целостности, развития демократии посредст­вом соблюдения прав и законных интересов различных нацио­нальностей, обеспечения необходимого баланса экономических, политических, этнических и социальных сторон общественной жизни.

Федеративное устройство государство тесно связано с демократией. Так, известный американский исследователь федерализма Д.Дж.Элейзер утверждает, что федерализм представляет собой «территориальное выражение демократии» (Элейзер, 1995, 106-115). Однако реализация заложенных в конституции предпосылок в повседневной политической практике наталкивается на серьезные препятствия, приводящие к серьезным нарушениям основ федеративного устройства. Противоборство между тенденциями децентрализации и централизации, демократическими методами управления и авторитарными привело к созданию противоречивого федерализма, который А.Салмин назвал фиктивным (Салмин, 2002, 48), а В.Ковалев номинальным (Ковалев, 2007, 236). М.Х.Фарукшин придерживается сходного мнения, характеризуя российский федерализм как неустоявшийся, имеющий «по ряду признаков более декларативный, чем реальный характер» (Фарукшин, 2007, 180). Население оказалось отдалено, а иногда исключено от процесса принятий решений и участия в федеративных политических связях.

Г.И.Грибанова предполагает, что «в условиях демократического транзита политические элиты оказываются вынужденными для сохранения территориальной целостности страны нередко обращаться не только к демократическим, но и авторитарным инструментам воздействия, усиливая уровень централизации государственного управления», откуда происходит противоречивость федеративных реформ (Грибанова, 2007, 197).   

Исходя из исследований современных российских ученых, можно констатировать, что в России сложилась специфическая федеративная система, которой присущи следующие черты:

– смешанный этнотерриториальный характер построения федерации, чреватый этноконфликтами;

– асимметричность масштабов федеральных единиц и, соответственно, неравный вес голосов проживающего в них населения;

– неравенство статусов субъектов федерации (различия между республиками и другими субъектами, наличие субъектов федерации, входящих одновременно в состав других субъектов);

– экономическая, социальная и политическая дифференциация регионов, которые значительно отличаются друг от друга по условиям жизни и труда граждан, по степени эффективности социальной инфраструктуры, по удельному весу и роли демократических институтов и процедур, по уровню политической активности и характеру политических предпочтений электората;

– дотационность большинства субъектов федерации, а, следовательно, их зависимость от субвенций федеральной власти;

 – авторитаризм региональных элит, меньший, чем в центре, контроль за их деятельностью со стороны гражданского общества и правовых институтов;

– неоправданно высокая роль субъективного фактора, когда личные качества главы региона и его персональные связи в центре во многом определяют отношение федеральных властей к региону и тем самым - социальное и экономическое положение проживающих в нем граждан.

Учет перечисленных особенностей российского федерализма представляет собой непременное условие позитивного решения проблем, связанных с совершенствованием взаимоотношений центр - регионы в публичной сфере.

Специфика российского федерализма определяется также социокультурными особенностями страны, историческим опытом взаимоотношений центра и регионов. Для российского федера­лизма характерно соединение национально-государственного и административно-территориального принципов построения сис­темы правления. Это связано с многонациональным составом на­селения страны. Однако в отличие от других государств, в России сложилась асимметричная форма федерализма: республики (го­сударства) обладают большим объемом прав, чем края, области, города и округа (территории) в их взаимоотношениях с центром.

Для российского федерализма характерно соединение на­ционально-государственных и территориальных принци­пов формирования федеративного государства. При та­ком подходе учитывается, что на протяжении веков Рос­сия была и остается полиэтническим государством, взаи­модействием и даже союзом более сотни народов. Согласно переписи населения 2002 года в России проживают представители 160 этносов (Доклад, http).

Все больше исследователей и политиков полагают, что реальный российский федерализм должен представлять собой территориальную форму демократии, строгое разграничение функций и собственности между федеральной и региональной властями, все большую передачу властных функций и финансов для их выполнения из центра в регионы вместе с ответствен­ностью за реализацию полномочий и использование средств.

Демократиза­ция общественной жизни в России требует федерализации отношений между центром и регионами. Федерализм - это залог целостности государства, так как регионам незачем стремиться к отделению от России, если им уже гарантировано самостоятельное развитие. По убеждению автора, возрождению российского федерализма будет способствовать демократизация политического режима и активизация гражданского общества. 

Литература

Грибанова Г.И.  Федерализм и демократия в современной России // Демократия и федерализм в России. М., 2007.

Доклад Госкомстата России «Об итогах Всероссийской переписи 2002 года» 12 февраля 2004 г. // URL: http://www.gks.ru/PEREPIS/osn_itog.htm

Ковалев В.А. Федерализм и российская политика в рамках «управляемой демократии» // Демократия и федерализм в России. М., 2007.

Салмин А. Российская Федерация и федерация в России // Мировая экономика и международные отношения. 2002. №2.

Фарукшин М.Х. Институциональные пробелы в российском федерализме // Демократия и федерализм в России. М., 2007.

Элейзер Д.Дж. Сравнительный федерализм // Полис. 1995. №5.