© Н.А.Баранов

Баранов Н.А. Роль кризиса в становлении современного российского государства // Бренное и вечное: идеология и мифология социальных кризисов: Материалы Всерос. науч. конф., Великий Новгород, 20-21 октября 2009 г. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2009. С.358-360.

Роль кризиса в становлении современного российского государства

Современный глобальный кризис продемонстрировал несовершенство мировой финансово-экономической архитектуры, сложившихся международных институтов, неспособных оградить общество от издержек рыночной стихии. Мировое сообщество ищет пути выхода из сложившейся ситуации, и в качестве одного из важнейших выводов, разделяемых политиками и экономистами, является изменение роли государства в сложившихся условиях.

Еще совсем недавно развивающимся странам отводилось два пути: либо интеграция в западный порядок, либо его отрицание и появление стран-изгоев, изолированных от остального мира. На самом деле, полагает американский политолог Фарид Закария, развивающиеся страны идут по третьему пути: «они вливаются в западный порядок, но на своих собственных условиях», преобразуя саму систему [2, 58]. Россия вносит в данную тенденцию свою лепту, переориентировавшись с первого пути, характерного для 1990-х гг., на третий, исходя из своего нового места в складывающейся глобальной конфигурации политического устройства мира.

Мировой экономический кризис показал, что дела в России обстоят далеко не самым лучшим образом. В данном контексте российский президент Д.Медведев отмечает низкое качество демократических институтов, слабость гражданского общества, низкий уровень самоорганизации и самоуправления, которые наряду с неэффективной экономикой, отсталой  социальной сферой, негативными демографическими тенденциями создают большие проблемы для становления России [4].

Во второй половине 2008 г. были внесены коррективы в стратегию развития страны, связанные с изменением внешнеполитической обстановки и кризисными явлениями в мировой экономике. Военный конфликт с Грузией сплотил российское общество вокруг власти и способствовал стремительному росту патриотических настроений. Патриотизм, являясь широко распространенным явлением в национальных государствах, влияет на все сферы жизнедеятельности общества. Патриотично настроенные группы людей, классы, различные слои общества своей поддержкой или неприятием проводимой политики формируют тот режим, который отвечает в наиболее полной мере потребностям нации-государства. Недаром патриотично настроенная элита рассматривается современными российскими идеологами как одно из важнейших условий успешного развития общества.

Российская власть стала фактором объединения общества, когда стали решаться вопросы социальной справедливости и усиления могущества страны. При этом ценности свободы и прав человека, по-прежнему, находятся на периферии общественного сознания и не являются объединяющим фактором. С точки зрения автора, их значимость повысится лишь в том случае, если они смогут вписаться в поддержанную обществом парадигму развития, которая может быть скорректирована под влиянием кризиса.

Либеральная концепция минималистского государства в период кризиса оказалась несостоятельной, и даже страны либеральной демократии пересматривают свое отношение к месту и роли государства в современных условиях. В результате наметившейся тенденции - усиления роли государства - появилась опасность расширения авторитарных норм и практик, что является объективно обусловленным явлением. В этих условиях становится необходимым совершенствование механизмов контроля за государственной властью во избежание нарушения прав и свобод человека, реализации его законных интересов.

Российская политическая практика свидетельствует о том, что в условиях мирового финансово-экономического кризиса государственные органы стали чаще обращаться за помощью к обществу, к гражданам. Регулярные встречи с трудовыми коллективами, открытость в принятии государственных решений, участие в обсуждении антикризисных мер как политической оппозиции, так и всего гражданского общества, доступность власти для средств массовой информации свидетельствуют о демократических тенденциях в политическом режиме современной России.

Важнейшим демократическим критерием является контроль за государственной властью со стороны общества. Среди инициатив, предложенных и реализованных государственной властью за последние полгода, следует выделить внесение изменений в Конституцию Российской Федерации, связанных с контрольными полномочиями Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации, вступившие в действие с 31 декабря 2008 г. Так, в соответствии с п.1, ст.103 Конституции Российской Федерации к ведению Государственной Думы теперь относится заслушивание ежегодных отчетов  Правительства о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой [3].

Отчет Председателя Правительства Российской Федерации, прозвучавший 6 апреля 2009 г. стал поворотным пунктом в отношениях между законодательной и исполнительной властью. Глава правительства теперь не может игнорировать представительную власть и обязан отчитываться о своей деятельности, а депутаты могут задавать ему вопросы, на которые вправе ожидать ответов.

Изменение формата отношений между ветвями власти можно рассматривать в качестве антикризисной меры, которая логично вписывается в систему сдержек и противовесов, повышая ответственность обеих ветвей власти за проводимую политику.

Можно согласиться с председателем российского правительства в том, что «антикризисный план требует согласованных действий на всех уровнях публичной власти. Людей не волнует, чье именно обязательство не исполняется - федеральными органами власти, региональными либо муниципальными - для них важно, как это скажется на их повседневной жизни» [1]. И здесь, следует отметить, власть не всегда использует демократические процедуры и механизмы.

Перенесение акцента на развитие человека в современных условиях становится характерным для многих демократических стран. В условиях кризиса социальные программы становятся наиболее уязвимыми, так как сокращаются доходы государств и, следовательно, выделение средств на реализацию программ социальной помощи и поддержки. В сложившихся условиях становится принципиально важным выдерживать докризисные параметры социальной политики, что является свидетельством ее ориентирования на человека.

В Программе антикризисных мер правительства социальная направленность политики заявлена в качестве приоритетных задач. «Социальные обязательства государства перед населением, принятые до начала кризиса, в 2009 году будут выполнены в полном объеме» [6], - говорится в упомянутом документе. Следует отметить, что Программа антикризисных мер разрабатывалась при активном участии экспертов, граждан Российской Федерации, представителей партий, общественных и политических организаций, т.е. формирующегося гражданского общества, которое становится полноправным участником политического процесса. 

Среди приоритетов в деятельности политической власти в период борьбы с кризисом стало обращение к средствам массовой информации как важнейшему каналу политической коммуникации. Вошли в практику регулярные встречи политического руководства страны с журналистским сообществом, интервью различным телевизионным каналам и печатным СМИ, ежедневное информирование о кризисных проблемах и путях их решения. Такой диалог в режиме «online» повышает доверие населения к власти, делает прозрачным процесс принятия решений, что сказывается на общественном настроении и в целом на ситуации в стране.

Внимание к средствам массовой информации является актуальным также в связи с расширением доступа населения к независимым средствам массовой информации. Использование новых технологий в коммуникативной сфере привело к созданию огромного информационного сегмента, независимого от власти – Интернет-изданий. Причем информацией, распространяемой через Интернет, пользуется, как правило, наиболее активная, подвижная часть российского общества. Предыдущий год стал прорывным для распространения Интернета в России: по данным правительства доступ к сети имеет треть населения страны. Поэтому важным политическим шагом явилось создание Совета по развитию информационного общества в Российской Федерации при Президенте.

Тем не менее, не следует ожидать глобальной поддержки намеченных преобразований. Препятствовать демократическим тенденциям, по мнению Д.Медведева, будут «влиятельные группы продажных чиновников и ничего не предпринимающих предпринимателей» [4]. Президент в своей работе по модернизации российского государства может опереться только на гражданское общество, инновационно настроенную часть правящей элиты, малый, средний и частично крупный бизнес, потому что небольшая часть честных чиновников не в состоянии решить возникающие проблемы. Активные, заинтересованные граждане, свободные средства массовой информации, смогут сделать гораздо больше, чем предпринятые административные меры. Перспективы такой поддержки можно оценить высоко, так как при решительной власти общество активизируется и сможет обеспечить легитимность намеченных преобразований.

«Чем полезен кризис помимо того, что это колоссальное испытание?» – задается вопросом Д.Медведев. И отвечает: «Он позволяет переосмыслить жизнь. Если бы не произошло этого падения, мы продолжали бы, может быть, развиваться в инерционном сценарии» [5].

Такое переосмысление необходимо для всего общества. Но люди ждут, прежде всего, реальных шагов со стороны государства, которое, благодаря накопленным финансовым резервам, обязано оказать помощь гражданам в разрешении кризисных проблем.

Социальная направленность политики, борьба с коррупцией, реформа судебной системы, снижение зависимости СМИ посредством развития информационного общества – таковы основные тенденции в становлении российской государственности в начале XXI века, вызванные как объективной потребностью в инновационном развитии, так и ответной реакцией на мировой финансово-экономический кризис.

Литература

1. Выступление в Государственной Думе с отчетом Правительства РФ о результатах его деятельности за 2008 год. [Электронный ресурс] // URL: http://premier.gov.ru/events/2490.html

2. Закария Ф. Постамериканский мир. М., 2009. 280 с.

3. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 2009. 21 января.

4. Медведев Д. «Россия – вперед!» [Электронный ресурс] // URL: http://www.kremlin.ru/news/5413

5. Медведев Д. Интервью швейцарским СМИ, 17.09.2009 г. [Электронный ресурс] // URL: http://www.kremlin.ru/news/5505

6. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год. [Электронный ресурс] // URL: http://premier.gov.ru/anticrisis/#soczashita