© Н.А.Баранов

Баранов Н.А. Русская православная церковь как актор сетевого взаимодействия // Человек. Сообщество. Управление. Научно-информационный журнал. Краснодар, 2013. №1. С.58-69.

Русская православная церковь как актор сетевого взаимодействия

Одним из наиболее динамичных акторов сетевого взаимодействия, поддерживающем тесные контакты как с представителями гражданского общества, так и с властными структурами, является Русская православная церковь. РПЦ эффективно участвует в общественной и государственной жизни страны, твердо отстаивая свою позицию и настойчиво продвигая свои интересы, вступая при этом в политические и социальные сети, объединенные общим интересом, взаимозависимостью, сотрудничеством и равноправием. Призывы Патриарха Кирилла скорректировать политический курс после декабрьских выступлений, "непраздн(ичн)ые мысли" Вс.Чаплина, призывы к интеллигенции митрополита Илариона свидетельствуют об активной жизненной позиции РПЦ и расширении ее влияния на умы и сердца людей. Представители самой крупной религиозной конфессии своевременно и своеобразно откликаются на злободневные проблемы российской политической жизни, взаимодействуют с другими участниками сети на базе ресурсной зависимости, совершенствуя коммуникативные связи с другими сетевыми акторами, представляющими кооперативный интерес. Конкурс «Православная инициатива» по развитию культуры, регулярные съезды православных врачей, ежегодные Рождественские образовательные чтения, сотрудничество в различных формах с МЧС, вооруженными силами и правоохранительными органами, Счетной палатой, другими государственными структурами позволяют РПЦ оставаться актором, в сотрудничестве с которым заинтересованы как государственные органы, так и гражданское общество. Опыт РПЦ участия в публичной политике может быть рассмотрен как успешный пример креативного подхода и использования специфических ресурсов в целях получения конкурентного преимущества перед другими участниками сетевого взаимодействия. 

В современном научном дискурсе все больше уделяется внимания анализу такого инструмента взаимодействия государственных органов и структур гражданского общества как политические сети, объединенные общим интересом, взаимозависимостью, сотрудничеством и равноправием. Л.Сморгунов выделяет следующие характеристики политических сетей. Во-первых, они представляют собой такую структуру управления публичными делами, которая связывает государство и гражданское общество и состоит из множества разнообразных государственных, частных, общественных организаций и учреждений, имеющих некий совместный интерес. Во-вторых, политическая сеть складывается для выработки соглашений в процессе обмена ресурсами, имеющимися у ее акторов, что предполагает их заинтересованность друг в друге. В-третьих, важным элементом политической сети выступает общий кооперативный интерес, отличающий ее от рынка, где каждый участник преследует, прежде всего, собственные интересы. В-четвертых, между участниками сети складываются горизонтальные связи, так как с точки зрения возможностей формирования совместного решения все они равны. В-пятых, сеть – это договорная структура, основанная на согласованных формальных и неформальных правилах коммуникации, в которой действует особая культура консенсуса. «В целом, - констатирует Л.Сморгунов, - политическая сеть представляет собой систему государственных и негосударственных образований в определенной сфере политики, которые взаимодействуют между собой на основе ресурсной зависимости с целью достижения общего согласия по интересующему всех политическому вопросу, используя при этом формальные и неформальные нормы»[19, c. 685-686].

Теория политических сетей учитывает коммуникативные процессы постиндустриального общества и демократическую практику современных государств, так как переговорное взаимодействие в сетях становится наиболее востребованным направлением исследований с учетом повышения значимости знания и технологий коммуникации. Всем перечисленным характеристикам в полной мере соответствует деятельность Русской православной церкви как важного субъекта публичного пространства, постоянно увеличивающего свое влияние в обществе и успешно использующего политические сети для решения своих задач.

Русская православная церковь – самая крупная религиозная организация в России, которая является не только влиятельным публичным субъектом на постсоветском пространстве, но и культуро-образующим фактором русской нации. РПЦ откликается на все проблемы, возникающие в российском обществе, ведет активный диалог с государством по интересующим ее паству вопросам, оставаясь наиболее значимым негосударственным актором публичной сферы. Церковь переживает внутренние трансформации, связанные с деятельностью обновленной команды, сформировавшейся вокруг Патриарха Кирилла, которые проходят в изменяющихся социально-политических условиях.

Взаимоотношения между Церковью и государством переживали различные этапы в своем становлении. Так, в 1990-е гг. государство передавало в церковную собственность храмы, земли, исторические памятники архитектуры, ранее принадлежавшие РПЦ, что было обусловлено комплексом вины, сложившимся у российской власти перед Церковью, за годы коммунистического правления. Причем решения в пользу Церкви принимались нередко теми, кто ранее осуществлял политику секуляризации. Как отмечает Н.Митрохин, «передача изъятого большевиками имущества превратила церковь в единственный социальный институт, в отношении которого в современной России действует принцип реституции» [8].

В 2000-е гг. взаимоотношения стали строиться в большей степени на взаимной поддержке и доверии светской и духовной власти. Так, взамен на поддержку государство разрешает Церкви создание института армейского духовенства, проведение занятий по основам православной культуры в школах; идет консолидированная работа по борьбе с наркотиками, алкоголизмом, безнравственностью, по возрождению величия державы.

Существенные изменения затронули и саму Церковь: происходит процесс смены поколений верующих, характеризующийся резким омоложением контингента постоянных посетителей храмов. Социологические опросы, проводившиеся в последние два десятилетия различными социологическими службами («Левада-центр», ФОМ, ВЦИОМ), дают устойчивую картину: около 59-66% граждан России с конца 1990-х годов и по настоящее время на вопрос об их религиозной самоидентификации признают себя православными [16].

К середине 2000-х годов в церковь стали приходить представители более молодых поколений и средний возраст верующих начал интенсивно снижаться. Наиболее представительной частью церковной паствы стали женщины в возрасте 40-55 лет, имеющие среднее или среднее специальное образование и представляющие либо экономически успешный слой населения (работницы торговли, бухгалтеры, чиновницы или домохозяйки), либо «интеллигенцию» самого разного возраста (в провинции - школьные учителя и врачи, в крупных городах - вузовские преподаватели, ученые, журналисты). Специалисты отмечают, что заметной группой прихожан стали девушки в возрасте 16-25 лет, с высоким уровнем образования (студентки, молодые специалистки до замужества) [8].

Для большинства называющих себя православными главным, по их оценкам, в религии является не спасение души или путь к вечной жизни, а обретение моральных и нравственных норм повседневной жизни [4, c. 73], что повышает значимость РПЦ в наше время, характеризующееся упадком нравственности и поиском национальной идеи.

В соответствии со ст.14 Конституции Российская Федерация является светским государством, в котором религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. В советское время Церковь законодательно была лишена возможности заниматься социальной работой, и лишь в январе 1991 г. был образован Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Московского патриархата. Роль и влияние Церкви в обществе стали резко возрастать, что привело к потребности в принятии соответствующего регулирующего документа. В настоящее время отношение с государством РПЦ выстраивает в соответствии с Основами социальной концепции Русской православной церкви [10] – официального документа, утвержденного на юбилейном Архиерейском соборе 2000 года, в котором представлено понимание современной ситуации, сказанное с сознательно консервативных, традиционалистских позиций.

Основы социальной концепции излагают базовые положения учения по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. Документ также отражает официальную позицию Московского патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом. Помимо этого, он устанавливает ряд руководящих принципов, применяемых в данной области епископатом, клиром и мирянами. В частности, РПЦ может взаимодействовать с государством в делах, служащих благу самой Церкви, личности и общества. Она призвана принимать участие в устроении человеческой жизни во всех областях, где это возможно, объединяя соответствующие усилия с представителями светской власти. Наиболее приемлемая форма политического присутствия Церкви в светском обществе – это, по выражению А.Кураева, «тактичное социальное партнерство» [7, c. 98].

Данное положение является основанием для участия РПЦ во всех возможных формах сотрудничества как с государственными и муниципальными органами, так и со структурами гражданского общества для реализации своих целей. Причем сегодня речь идет об активизации Церкви в отношениях с обществом, которая по выражению Патриарха Кирилла «должна идти к народу», а ее деятельность «нужно оценивать не только по числу храмов и монастырей, но и по влиянию, которое Церковь оказывает на жизнь людей и общество» [3, c. 10].

Примером такого сотрудничества является принятый 4 февраля 2011 года Архиерейским собором Русской православной церкви документ «О принципах организации социальной работы в Русской православной церкви» [9], в котором социальное служение Церкви (благотворительность, социальная деятельность, диакония) характеризуется как «инициированная, организованная, координируемая и финансируемая Церковью или с помощью Церкви деятельность, имеющая своей целью оказание помощи нуждающимся». К делу социального служения Церкви в соответствии с документом могут привлекаться сотрудники государственных социальных и медицинских учреждений (врачи, медицинские сестры, педагоги, воспитатели, обслуживающий персонал интернатов, социальные работники и т.д.), в том числе не являющиеся активными членами Церкви. В делах милосердия и благотворительности РПЦ может сотрудничать с центральными, региональными и местными органами власти, благотворительными и иными общественными организациями и объединениями граждан, представителями традиционных религий и конфессий, политическими партиями, профсоюзами, деловым сообществом, что является основой для формирования сетевых сообществ в решении взаимозаинтересованных проблем.

В качестве важного ресурса, обеспечивающего современное лидерство церкви, является ее способность откликаться на наиболее злободневные проблемы в обществе. У РПЦ есть четко выверенная точка зрения на все актуальные проблемы современной России: модернизацию, бюрократизацию, борьбу с бедностью, распространение  наркотиков, алкоголизм.

Руководители РПЦ являются частыми гостями в государственных органах власти. Так, 21 декабря 2011 года состоялась встреча председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Волоколамского Илариона с коллективом Счетной палаты Российской Федерации. В своем выступлении, посвященном теме «Духовность и нравственный контроль как противодействие коррупции», председатель ОВЦС, в частности, отметил большое значение религиозного фактора в борьбе с этой опасной болезнью нашего общества: «Церковь постоянно возвышает свой голос, призывая и верующих, и неверующих избегать пороков сребролюбия, хищения и лихоимства, ведущих людей к духовной гибели, бескомпромиссно бороться с ними» [11].

Российские исследователи все чаще отмечают наступательную стратегию РПЦ, которая меняет саму Церковь и претендует на соответствующие перемены в обществе. Например, А.Малашенко выделяет три основных направления в стратегии нового Патриарха: внедрение Церкви в общественно-политическую жизнь, активизация миссионерской деятельности и борьба в информационно-аналитическом пространстве, которые, по его мнению, невозможно эффективно реализовать без сотрудничества с государством [13, c. 402-403].

Однако Церковь взаимодействует не только с государством, но и с общественными структурами. Например, 29-30 сентября 2011 года в г. Твери состоялся III Всероссийский съезд православных врачей, в котором приняли участие делегаты из 65 регионов Российской Федерации, а также из Белоруссии, Казахстана, Латвии, Литвы, Молдовы и Украины. Организаторами съезда выступили Общество православных врачей России, правительство Тверской области, администрация города Тверь, Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению, Тверская и Кашинская епархия, Тверская государственная медицинская академия.

В январе 2012 г. были подведены итоги конкурса «Православная инициатива – 2011». Главная цель конкурса — поддержка гражданских инициатив, развивающих масштабное и разностороннее сотрудничество между Церковью, православной общественностью, предпринимателями и государством. В конкурсе принимали участие проекты, в основе которых стояла реальная деятельность людей, направленная на объединение всех слоев современного российского общества вокруг традиционных православных ценностей. Митрополит Калужский и Боровский Климент, комментируя итоги конкурса, обратил внимание на восполнение недостатка социальной инфраструктуры по направлению «Культура»: «Нужны семейные досуговые центры, новые библиотечные фонды, на базе которых существовала бы возможность людям из глубинки узнать о христианском мировоззрении, приобщиться к традиционным ценностям русской семьи. Родниками национальной культуры являются малые города и села. Мегаполисы в этом отношении представляются скорее котлами, где осуществляется процесс растворения множества культур в едином наднациональном пространстве» [12].

РПЦ регулярно присуждая премии, например, Патриаршую литературную премию, премию Международного общественного фонда единства православных народов и некоторые другие, вовлекает в орбиту своих интересов наиболее активных граждан, придерживающихся православных взглядов.

Примером сетевого взаимодействия могут служить также различные организации, форумы, где РПЦ играет решающую роль, среди которых выделяются Всемирный русский народный собор и Рождественские чтения. 

Всемирный русский народный собор - международная общественная организация, функционирующая под эгидой РПЦ, существующая с 1993 года и призванная способствовать формированию гражданского общества России. В его заседаниях традиционно принимают участие представители всех ветвей власти, лидеры общественных объединений, высшее духовенство традиционных религий России, преподаватели и студенты крупнейших учебных заведений страны, деятели науки и культуры, делегаты русских общин из ближнего и дальнего зарубежья, многочисленные представители молодёжи. С момента создания ВРНС главой этой общественной организации является Патриарх Московский и всея Руси.

Целью этой меж­ду­на­род­ной об­щест­вен­ной ор­га­ни­за­ции является при­вле­че­ние об­щест­вен­ного мне­ния к наибо­лее ост­рым воп­ро­сам сов­ре­мен­нос­ти. ВРНС стал об­щест­вен­ной пло­щад­кой и ме­стом встре­чи лю­дей, ко­то­рые, не­за­ви­си­мо от по­ли­ти­чес­ких взгля­дов, объе­ди­не­ны еди­ной целью - за­бо­той о на­сто­ящем и бу­ду­щем Рос­сии [17].  

На XV Всемирном русском народном соборе, состоявшемся в 2011 г., обсуждался актуальный для российского народа вопрос базисных ценностей, вакуум которых особенно остро ощущается в последние годы. Не позиционируя себя ни с одной из политических партий, Церковь, тем не менее, обращает внимание на ответственность за политический выбор в предстоящей избирательной кампании, результаты которой будут определять жизнь страны на годы вперед. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл озвучил набор ценностей, которые предлагаются обществу: «справедливость, мир, свобода, единство, нравственность, достоинство, честность, патриотизм, солидарность, семья, культура, национальные традиции, благо человека, трудолюбие, самоограничение, жертвенность», а также от имени Патриаршего совета предложил для обсуждения триаду «вера, Родина, свобода» [2]. РПЦ призвала к тому, чтобы сформулированный ею набор фундаментальных ценностей учитывался при принятии правовых и политических решений в государстве.

Включение в качестве основных ценностей свободы является, с одной стороны, неожиданным предложением Церкви, а с другой стороны, хорошо просчитанным ее иерархами потребностью, в которой нуждается современное российское общество, что было подтверждено массовыми выступлениями гражданского общества в декабре 2011 –марте 2012 гг.

Коммерциализация всех сфер человеческого бытия, говорится в Соборном слове собора, несет угрозу духовной целостности человека, превращая людей в рабов потребления, теряющих высшие духовные ориентиры. В то же время выражается уверенность в том, что «восточнославянская цивилизация скажет свое весомое слово в диалоге мировых цивилизационных проектов, покажет пример преодоления трудностей на основе духовного единства, солидарности, обращения к вечным ценностям и идеалам» [18], которые сохраняются в нашей многовековой традиции.

Другой публичной формой, используемой РПЦ для влияния на государственные вопросы, являются Рождественские чтения - крупнейший в Российской Федерации ежегодный церковно-общественный форум, который дает возможность выразить позицию Церкви в области образования, обсудить важнейшие вопросы церковно-государственного сотрудничества, сохранения традиционных семейных ценностей, православного воспитания детей и юношества, развития взаимоотношений РПЦ со светским обществом. В Рождественских чтениях принимают участие Патриарх и священноначалие Русской православной церкви, представители органов исполнительной, законодательной и судебной власти, ученые и общественность. Так, XХ Международные Рождественские образовательные чтения, прошедшие 22-25 января 2012 года в Москве, обсудили тему: «Просвещение и нравственность: забота Церкви, общества и государства». В рамках Рождественских чтений были проведены мастер-тренинги по социальному проектированию, секция «Военно-патриотическое воспитание молодежи», ряд конференций по направлению «Церковь и культура», в рамках которых был обобщен опыт создания электронных библиотек.

РПЦ принимает активное участие в решении других социальных проблем. Так, эффективно функционирует совместная рабочая группа Государственного антинаркотического комитета и Русской православной церкви, в состав которой входят представители Церкви и федеральных министерств и ведомств - Минздравсоцразвития, Минобрнауки, Минэкономразвития, ФСИН, ФСКН. Успешно взаимодействуют представители Церкви и уполномоченные по правам ребенка федерального и регионального уровня, акцентируя внимание на развитии деятельности в сфере заботы о приемных семьях, о детях, которые остаются без попечения родителей, детях-инвалидах. МЧС активно сотрудничает с РПЦ в деле устранения последствий влияния тоталитарных сект.

Для политических сетей в качестве эффективного коммуникационного средства особую значимость приобретает Интернет, с помощью которого РПЦ взаимодействует с другими сетевыми акторами, выражает свое отношение к происходящим событиям, комментирует те или иные явления политической жизни, обозначает официальную позицию руководства Церкви по актуальным вопросам современной действительности. Посредством Интернета осуществляется взаимодействие различных структур Церкви с мирянами и со всем обществом.

Православный Рунет появился в 1996 г. На март 2012 г. среди Интернет-ресурсов РПЦ насчитывается 267 епархиальных сайтов (в 2010 – 199, в 2011 - 230), 439 сайтов монастырей (в 2010 – 337, в 2011 - 414), 2175 сайтов храмов (в 2010 – 1445, в 2011 - 1907), а также 108 сайтов духовных академий и семинарий (в 2010 – 96, в 2011 - 102), 1663 сайтов православных СМИ (в 2010 – 1125, в 2011 - 1485), 163 домашних страницы священников (в 2010 – 132, в 2011 - 161) [5]. Создано сообщество православных веб-разработчиков, председателем которого до февраля 2011 г. являлся Александр Дятлов.

Официальные сайты имеют все сколь-нибудь значимые структуры Русской православной церкви, большинство из которых регулярно, а зачастую ежедневно обновляются. Находится в стадии активного развития православная блогосфера (в марте 2012 г. насчитывалось 355 форумов и блогов для православных) [6], в которой обсуждаются как религиозные, так и светские злободневные темы. Так, широко известен форум миссионерского портала протодиакона Андрея Кураева [20]. Статистика форума впечатляет: на 17 марта 2012 г. зарегистрировано 4653363 сообщений в 75385 темах от 32555 пользователей.

РПЦ за последние годы стала более современной. Эта модернизация стала возможной благодаря критическому пересмотру форм и методов работы священнослужителей с верующими. Еще при предыдущем Патриархе, а в большей степени при нынешнем, в церковь стала привлекаться образованная, социально и экономически успешная молодежь. Дискуссия о допустимости проповедничества священника на рок-концерте была завершена после участия на одном из концертов, организованных в 2008 г. в Киеве диаконом Андреем Кураевым, митрополита Кирилла, который стал первым постоянным членом Священного Синода, принявшем участие в подобном мероприятии. По мнению Н.Митрохина, после 2005 года возник неформальный идеологический блок, который он называет «молодой церковью» [8]. В 2009 г. ее представители оказались на значимых должностях в Московской патриархии.

Твердая убежденность в избранном пути, высокая теоретическая подготовка, креативное мышление интеллектуалов от РПЦ – все эти качества все в большей степени привлекают общество, которое перестало с недоверием относиться к церкви. Таким образом, Русская православная церковь, используя все возможности, предоставляемые законодательством Российской Федерации, активно и эффективно участвует в общественной и государственной жизни страны, твердо отстаивая свою позицию и настойчиво продвигая свои интересы. Являясь религией большинства, она пронизывает в значительной степени государственную жизнь и государственные структуры. В свою очередь политическая власть использует Церковь в качестве одного из ресурсов для дополнительной легитимации. Сотрудничество с РПЦ даже коммунистической партии свидетельствует о том, что марксистские каноны заменяются жизненной потребностью в угоду политической целесообразности.

Церковь сохраняет лояльность государству, акцентируя внимание на воспитании нравственности и формировании в обществе моральных ценностей, присущих Православию. Опираясь в ряде вопросов на государство, РПЦ следует принципу, не позволяющему государственным структурам проникать в церковные дела, одновременно оставаясь важнейшим субъектом публичной сферы и значимым институтом в жизни большинства граждан России. Как пишет С.Филатов, конец 2010 года для руководства РПЦ стал «временем триумфа за поддержку и помощь со стороны светской власти» [13, c. 59], так как она получила все, о чем мечтала – присутствие религиозно ориентированных дисциплин в школе, участие духовенства в Вооруженных силах и возвращение Церкви незаконно отнятого у нее имущества.

В начале 2012 года протоиерей Всеволод Чаплин сформулировал блок тезисов по коренному изменению ситуации в Российской Федерации, в которых изложил свой взгляд на политические перемены в стране, проблему коррупции, миграции, заботу о вооруженных силах и сотрудниках правоохранительных органов, статус русского народа. «Если власть не хочет быть медленно загрызенной, а народ - кормить чужую армию и чужой бизнес, - пишет священнослужитель, - нужно переходить от «стабильности» к диктатуре совести и воли. Воли политической и нравственной… Не нужно сдерживать волю народа к политической активности - на местном, региональном, общенациональном уровне. Такую волю, наоборот, нужно поддерживать… Пусть 2012 год станет годом волевой, нравственной России. Страны, имеющей смысл жизни - в этом веке и в будущем» [14]. Таким образом, формируется наступательная позиция РПЦ по всем наиболее значимым проблемам современной российской действительности, а представители «молодой церкви» выступают флагманами такой политики, используя возможности как государства, так и гражданского общества.

Эту наступательную позицию не только поддерживает, но и инициирует Патриарх Кирилл, который является ключевой фигурой в выстраивании современной модели церковно-государственных отношений. Выступая 22 февраля 2012 года на расширенном заседании Патриаршего совета по культуре, посвященном современной ситуации в области национальной культуры, Предстоятель Русской православной церкви сказал: «Когда культура переживает кризис, Церковь не может и не должна быть в стороне. Будущие поколения никогда не простят Церкви - Церкви XXI века в России - ее отстраненность от решения этих проблем. И пускай никто нас не пугает клерикализацией. Это совсем другого порядка действия - это осознание ответственности за судьбу своего народа, за будущее своей страны. Церковь не может быть в стороне еще и потому, что основными ценностями, которыми живет наша культура, являются те ценности, которые хранит и передает из поколения в поколение Православная церковь» [1].

Сотрудничество Церкви со светской властью в тех областях, в которых такое сотрудничество возможно и полезно, Патриарх Кирилл считает фундаментальным принципом церковно-государственных отношений, построенных на принципе «симфонии», включающем в себя невмешательство Церкви в дела государства и невмешательство государства в дела Церкви при взаимоуважительном диалоге и конструктивном сотрудничестве. Поэтому решения, принимаемые при участии Русской православной церкви, носят вполне предсказуемый характер. Так, 19 апреля 2012 года состоялись соборные слушания Всемирного русского народного собора на тему: «Общественная ситуация в России и будущее русского народа». В принятой резолюции, которая продолжила наступательную риторику иерархов РПЦ, говорится о том, что  общество ощущает вакуум идей, социальных энергий и смыслов, который может быть заполнен только обращением к созидательному русскому фактору, потенциал которого должен быть в полной мере использован в настоящий исторический момент. В подтверждении своей потребности в сетевом взаимодействии, в документе предлагается «общенациональный диалог и общенациональная сеть гражданского действия, нацеленная на разрешение главных проблем нашего народа и нашей страны, на усиление роли народа в принятии всех решений» [15]. Всемирный русский народный собор, заявляется в документе, готов стать центром такого диалога и такого действия, объединяя представителей разных социальных слоев, политических групп, поколений и призваний.

Таким образом, РПЦ претендует на роль посредника в общении верующих граждан и власти, что следует из ее моральных принципов и позиции, выработанной в последние годы. Возглавив борьбу за нравственность, Русская православная церковь использует все предоставленные ей возможности, эффективно используя преимущества сетевого взаимодействия.

Библиографический список

1.         Выступление Предстоятеля Русской Церкви на расширенном заседании Патриаршего совета по культуре. Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2029569.html

2.         Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на открытии XV Всемирного русского народного собора. URL: http://www.vrns.ru/syezd/detail.php?nid=1287&binn_rubrik_pl_news=490&binn_rubrik_pl_news=492

3.         Денисова Л.Е. Русская православная церковь как институт социальной работы // Теодицея. Альманах. Пятигорск, 2011. № 2.

4.         Зоркая Н. Православие в безрелигиозном обществе // Вестник общественного мнения. 2009. № 2 (100).

5.         Каталог православных ресурсов сети Интернет. URL: http://www.hristianstvo.ru/

6.         Каталог православных ресурсов сети Интернет. URL: http://www.hristianstvo.ru/internet/dialogue/

7.         Кураев А. Церковь в мире людей. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2009.

8.         Митрохин Н. Русская православная церковь в России в 2000--2008 годах: очерк некоторых структурных проблем // Неприкосновенный запас. 2009. № 1 (63). URL: http://magazines.russ.ru/nz/2009/1/mi13-pr.html

9.         О принципах организации социальной работы в Русской православной церкви. Официальный сайт Московского патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1401894.html

10.     Основы социальной концепции Русской православной церкви. Официальный сайт Московского патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html

11.     Официальный сайт Московского патриархата. Синодальные учреждения. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1845120.html

12.     Официальный сайт Московского патриархата. Церковь и культура. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1579763.html

13.     Православная церковь при новом патриархе / Под ред. А.Малашенко и С.Филатова. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012.

14.     Протоиерей Всеволод Чаплин: Непраздн(ичн)ые мысли. Ежедневное интернет-СМИ «Православие и мир». URL: http://www.pravmir.ru/protoierej-vsevolod-chaplin-neprazdnichnye-mysli/

15.     Резолюция соборных слушаний Всемирного русского народного собора «Общественная ситуация в России и будущее русского народа». URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2171346.html

16.     Религиозная идентичность и воцерковленность. URL: http://bd.fom.ru/report/cat/cult/rel_rel/rel_/d081623; Религия и церковь. URL: http://old.levada.ru/religion.html

17.     Сайт международной общественной организации «Всемирный русский народный собор». URL: http://www.vrns.ru/

18.     Соборное слово XV Всемирного русского народного собора. URL: http://www.vrns.ru/syezd/detail.php?nid=1304&binn_rubrik_pl_news=490&binn_rubrik_pl_news=496

19.     Сморгунов Л.В. Сетевой подход в исследовании политики // Политология: Лексикон / Под ред. А.И.Соловьева. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007.

20.     Форум миссионерского портала диакона Андрея Кураева. URL: http://kuraev.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=63