© Н.А.Баранов

От национал-популизма - к реализму

11 марта 1990 года. Принят Акт о восстановлении независимости Литовского государства. Председателем Верховного Совета Республики избран председатель совета Сейма "Саюдиса" В.Ландсбергис. Началась новая глава в истории литовской государственности, насчитывающей столетия, имеющей взлеты и падения, границы до Черного моря и ассимилицию в Речи Посполитой и Российской империи, двадцатилетний глоток свободы и спорно-насильственное присоединение к СССР.

Два неполных года национального возрождения, всеобщей эйфории в предверии государственной независимости преобразовали Литву из спящей в бурлящую. "Саюдис" разбудил дремлющее национальное самосознание литовского народа и оно обрело силу, способную управлять деяниями всей национальной общности.

Основными целями национального движения провозглашались гласность, демократия, восстановление политического, экономического, культурного суверенитета Литвы.

Но, как оказалось, независимость сама собою не утверждается в жизни и не равнозначна свободе и демократии. Не исчезают сами ни диктатура, ни тоталитаризм, ни культ власти.

Демократическая часть интеллигенции (всего 31) человек уже 31 июля 1990 года выступила с обращением к людям Литвы, в котором выражалось сожаление по поводу хозяйственного и политического хаоса в республике, поиска врагов нации, отсутствия демократии, законности.

Национальное самосознание оказалось обманутым. На нем спекулировали, использовали в политической борьбе. Идеи свободы, равенства, взаимного уважения оказались подмененными их политическими суррогатами, да еще односторонне истолкованными: суверенитет - как полная изоляция, сотрудничество - как полный разрыв старых связей и т.д.

Национальные лидеры, пришедшие в 1990 году к власти в Литве, использовали ставший модным в политике национал-популизм. Популисты на словах заботятся о национальной культуре, истории, языке, но все это у них заканчивается одними призывами. На деле же они оказываются неспособными их защитить, ничего сами не делают, чтобы исправить положение. Своими выступлениями они будоражат национальные чувства людей, нацеливают их искать виноватых на стороне, среди других наций.

В период национального возрождения люди Литвы - и русские, и поляки, и литовцы - жили надеждой на восстановление справедливости, верой в честный труд, в принцип его справедливого вознаграждения. В лидерах "Саюдиса" видели воплощение морального облика справедливого общества. Разочарование пришло скоро. По прошествии некоторого времени газеты стали писать о разгуле беззакония, коррупции и непорядочности политиков, пришедших к власти на волне национальной эйфории.

По мнению Р.Г.Абдулатипова почти все руководители бывших советских республик пришли к власти за счет национал-популизма. Благодаря национал-популизму очень легко завоевать власть, но он же в конце концов автоматически загоняет такого политика к самым крайним силам национал-патриотизма. Поэтому вся политическая тактика строится на подогреве национальных страстей. Мотив один - удержаться у власти.

Писательница В.Ясукайтите, активно поддерживающая лидеров "Саюдиса" в период национального возрождения, через полгода после прихода их к власти вынуждена была написать о наступающей в республике диктатуре и совершенствовании культа личности. При всем желании построить демократическое общество по западному образцу никому из правителей Литвы не хотелось примеривать на себя требования, предъявляемые к западным политикам.

Национал-популизм оставляет мало шансов для развития нации, этнических групп. Пришедшим к власти национальным и политическим элитам выгодна полная самостоятельность, ибо это создает благоприятные условия для непосредственного обогащения, молниеносных карьер, удовлетворения личных амбиций, возможности использовать материальные средства в частных целях путем приватизации и т.д.

Большинство национальных движений, самоопределяющихся от "центра", ставит права нации выше прав человека. Томас Венцлова - поэт, переводчик, эссеист - по этому поводу констатировал, что слово "нация" в Литве стала особенно часто писаться с большой буквы. Возрождение одних наций не должно происходить за счет ущемления интересов других. Право самоопределяющегося литовца кончается там, где оно начинает становиться бесправием русского или поляка.

Два с половиной года потребовалось Литве для переоценки ценностей, для осознания того, что часть радикально настроенных деятелей "Саюдиса" во главе с В.Ландсбергисом пошла по пути авторитаризма, осуждения всех своих союзников, личного обогащения. Один за другим покидали "Саюдис" или становились его оппонентами наиболее видные из бывших его деятелей. Осенью 1992 года "Саюдис" проиграл выборы в Сейм Литвы, а 14 февраля 1993 года - выборы Президента. Четвертым Президентом в истории Литвы стал А.Бразаускас, чей авторитет рос пропорционально падению авторитета В.Ландсбергиса.

После трудных во всех отношениях первых лет государственной независимости Литва услышала, наконец, из уст всенародно избранного Президента то, что так долго ждала - призыв к миру, стабильности:"...если мы хотим как можно быстрее преодолеть глубокий кризис, необходимо забыть о том, что нас разъединяет, и сосредоточиться на том, что объединяет. Гражданское согласие - священная цель всех политиков".

Может быть Литва переболела национализмом, национал-популизмом и теперь сумеет поставить интересы человека выше интересов нации.