© Баранов Н.А. 

Баранов Н.А. Популизм как политическая деятельность. СПб.: Изд-во СЗАГС, 2002. 44 с.

Введение

Политический феномен под названием «популизм» имеет достаточно широкую интерпретацию. Так под этим явлением понимают исторически сложившийся переходный тип политического сознания; термин, используемый для обозначения различных социально-политических движений и идеологий, в основе которых лежит апелляция к широким народным массам; политическую деятельность, основанную на манипулировании популярными в народе ценностями и ожиданиями.[1]

В данной работе популизм рассматривается как политическая деятельность, так как обычно в этой ипостаси чаще всего приходится сталкиваться с ним избирателям – тем, от кого зависят результаты выборов, референдумов и других политических актов всенародного волеизъявления.

Еще Б.Н.Чичерин обратил внимание на то, что «способность убеждаться разумными доводами составляет редкий дар природы, требующий высокого развития ума и характера. Обыкновенно же люди убеждаются тем, чем они хотят убедиться, т. е. тем, что льстит их наклонностям или их интересам».[2] Именно поэтому популизм ориентирован на манипуляцию избирателями для создания массовой поддержки.

Французский социолог Пьер Бурдье, рассуждая о причинах распространения популизма, констатировал, что «популистская снисходительность…, приписывая народу врожденное знание политики», способствует тому, что «некоторые индивиды, способные произносить речи о социальном мире, имеют возможность сознательно воздействовать на этот мир».[3]

Американский политолог Р.Даль выделяет среди других популистскую демократию, провозглашающую в качестве цели народный суверенитет и политическое равенство, основанное на приоритете большинства.[4] Именно большинство определяет, кто будет властвовать, кому будут доверены рычаги управления государством, республикой, областью, городом или районом, кто будет разрабатывать законы, по которым придется жить народу.

Популизм характерен не только для отдельных политических лидеров, но и для ветвей власти в целом, которые постоянно выясняют, кто из них ближе к народу, его нуждам и проблемам. Это противостояние основано на придании легитимности проводимой политике, оправдании тех или иных шагов, предпринимаемых в социально-экономической или политической сфере.

Некоторые исследователи (Д.И.Выдрин) рассматривают популизм как универсальный набор антитехнологий, таких как презумпция истинности простых решений, презумпция значимости малых, но конкретных дел, лесть охлократии, идеологическое клиширование, которые характерны также для демагогии.[5] Поэтому демагогией нередко подменяют популизм, проводя между ними знак равенства. При более внимательном изучении этих политических явлений можно выделить как общие черты, объединяющие их, так и различия.

Опасность популизма заключается в том, что, являясь сопутствующим атрибутом демократии, он порой приводит к власти политических лидеров, которые в дальнейшей политической деятельности исповедуют авторитарные или тоталитарные принципы. Поэтому необходимы меры противодействия популизму для снижения негативных последствий этого политического явления, становление полноценных механизмов народовластия, стабильных демократических норм и традиций.

В то же время в современной политической жизни публичный политик вынужден использовать те или иные популистские методы, придерживаться определенного стиля в борьбе за власть, так как полное игнорирование нужд и симпатий избирателей приводит к поражению на выборах.

1. Избиратель как объект политической деятельности

Политика перестройки советского общества, проводимая М.С.Горбачевым, привела к первым росткам демократии в Советском Союзе. Одним из проявлений демократизации явился феномен популизма, который в постсоветской России заявил о себе, как о неотъемлемом атрибуте современной политической действительности.

Условия для распространения этого политического явления в России сложились "благоприятные": глубокий кризис в социально-экономической и политической сферах, нестабильность в обществе, стремление наций к самоопределению, вплоть до отделения.

В этих условиях господствующие в обществе взгляды, настроения стали использоваться политическими лидерами, борющимися за власть, для завоевания популярности и поддержки населения.

Популизм может быть эффективно использован в том случае, когда политический субъект – носитель популизма – нуждается в поддержке граждан, преследуя при этом определенную цель, а именно: 1) достижение власти; 2) реализацию своих планов, находясь у власти.

При стремлении к власти популистская практика может принести свои плоды только в том случае, если в обществе имеются демократические институты и свободы, такие как всеобщее избирательное право, равноправие граждан, право на свободу слова, право на объединение. В противном случае обращение к чувствам избирателей не имеет смысла, так как авторитарная или тоталитарная система функционирует по своим законам, и мнения избирателей, идущие вразрез с генеральной линией руководства, игнорируются.

Если идет речь о воплощении в жизнь определенных планов политических субъектов, находящихся у власти, то возможно эффективное проявление популизма в государствах с недемократическими режимами. Так, в фашистской Германии была развернута беспрецедентная кампания по сплочению нации в целях завоевания мирового господства. Гитлер эффективно эксплуатировал национальные чувства немцев для реализации имперских планов.

Но к власти фашисты пришли на демократических выборах, обещая выполнить насущные требования населения. Впоследствии популизм был использован фашистами для борьбы с другими нациями и народностями в целях создания "Великой Германии". В бывших советских республиках в арсенал средств борьбы за власть в качестве важнейшего элемента также был включен популизм, основанной на эксплуатации национальных чувств людей.

В Октябрьской революции 1917 года большевики взяли власть не только силой оружия, но и популистскими обещаниями немедленного окончания войны и провозглашения справедливого и всеобщего мира, самоопределения наций вплоть до отделения, немедленной передачи земли крестьянам, созыва Учредительного собрания, введения рабочего контроля на фабриках и заводах, отмены смертной казни и т.д. Они одинаково успешно эксплуатировали вековую темноту и невежество, чистую веру и энтузиазм масс.

Исходным принципом демократического государства является народовластие, суть которого состоит в том, что всей полнотой власти обладает народ.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.32 п.2) [6] граждане имеют право участвовать в управлении делами государства, как непосредственно, так и через своих представителей. Непосредственное участие в управлении заключается в работе органов местного самоуправления или в выражении своей воли на референдуме.

Форма участия в управлении государством через представителей является основой для избирательного процесса. Представителями народной воли считаются политические субъекты, которые были поддержаны в рамках определенной избирательной системы.

В демократическом государстве выборы предполагают конкуренцию нескольких кандидатов, борющихся за доверие избирателей. В свободном обществе основная ответственность лежит на гражданах, которые должны передать свои права одному из кандидатов. Предполагается, что граждане в состоянии выбрать того кандидата, который в наибольшей сте­пени отражает их интересы и обладает всеми необходимыми качествами для защиты избирателей и реализации предвыборных программ. "Рациональный вы­бор" возможен в условиях гласного и публичного соревнова­ния кандидатов при наличии свободных информационных по­токов, когда никто не препятствует общению кандидатов со своими избирателями. Выборы позволяют привести к политической власти наиболее достойных и способных представите­лей общества.

Политик, претендующий на выражение интересов определенной группы избирателей, должен завоевать доверие людей. Делегирование доверия может произойти в силу разных оснований, подтверждающих право претендента на особую социальную роль: личного авторитета, влиятельности, популярности, наличия богатства и т.д.

В России в середине 1990-х гг. получил распространение иррациональный подход избирателей к выборам своих представителей во власть. Это соответствует утверждению Пьера Бурдье о том, что "популистское пристрастие давать народным массам «политику» непреднамеренно, как наделенную от природы свойствами, вытекающими из господствующего определения политики, не учитывает, что практическое освоение, выражающееся в ежедневном выборе, находит свое обоснование … скорее, в бессознательном класса, чем в его сознании".[7] Апофеозом такого подхода стал лозунг одной из российских избирательных кампаний "Голосуй сердцем".

Избирательная кампания в этом случае превращается в большой спектакль, главными режиссерами которого становятся специалисты по манипулированию общественным мнением и имиджмейкеры. Их главная задача – показать привлекательность кандидата, претендующего на роль представителя народных интересов. Такого рода выборы вызывают неприятие у значительной части граждан, что приводит к низкому проценту участия в волеизъявлении и в итоге - к несостоявшимся выборам, как это нередко происходит на выборах в Государственную думу и Законодательные собрания субъектов федерации.

Некоторые избиратели отдают предпочтение тем представителям, которые своими действиями непосредственно реализуют народную волю. Однако еще К.П.Победоносцев показал, что народные избранники претворяют не народную, а партийную волю. Фактически, писал он, избиратели "в самом акте избрания отказываются от всех своих прав в пользу избранного представителя".[8]

Уязвимая сторона представительной демократии заключается в ее слабой защищенности от современных средств манипулирования массовым сознанием, подмене воли народа, по словам Д.Шумпетера, «сфабрикованной волей». Теоретическим выражением этой тенденции стала рыночная модель демократии представляющая политическую организацию современного общества в качестве аналога его экономической организации.

Американский исследователь Уильям Грайдер назвал эту модель «демократией наоборот». Он описывает механизм ее действия следующим образом: «Избиратели рассматриваются как пассивный агрегат «потребителей», массовая публика потенциальных покупателей. Путем научных исследований выясняется, что знают и думают эти потребители, и, особенно важно, что они чувствуют даже тогда, когда не сознают собственных «чувств». Избирательная стратегия затем строится так, чтобы связать кандидата с этими потребительскими позициями. Создаются рекламные образы, которые дадут позитивные отклики и обеспечат продажу».[9]

В некоторых странах численность служащих, работающих в агентствах, занимающихся манипуляцией общественности, значительно превосходит число журналистов. Гигантский аппарат «политического рынка», использующий изощренную технику массового маркетинга во имя победы на выборах, берет на вооружение идеологию так называемого «корпоративного либерализма». Ее смысл состоит в том, чтобы при помощи лживых призывов и обещаний эксплуатировать отчуждение и недовольство безвластных граждан для создания популистской политической базы.

Популизм рассчитан на народные массы. Масса по Х.Ортега-и-Гассету – это множество людей без особых достоинств, общий социальный признак человека без индивидуальности, ничем не отличающегося от других.[10]

В условиях демократии и всеобщего избирательного права роль массы заключается в том, чтобы поддержать ту или иную программу переустройства общественной жизни, представленную политическим субъектом. Б.Н.Чичерин утверждал, что масса выбирает людей "не по их внутренним качествам, а сообразно с теми мнениями, которых держатся избираемые; следовательно, избиратели должны быть судьями мнений, а в демократии всегда перевес будет иметь то мнение, которое нисходит до понимания толпы или говорит ее страстям".[11]

Человек массы не слушает доводов разума – эту его характерную черту нещадно эксплуатируют популисты. Б.Н.Чичерин по этому поводу писал: "Власть должна находить опору в мыслях и чувствах народа. Чувство составляет достояние массы, мысль сосредотачивается в высших слоях".[12]

Популисты очень внимательно относятся к изучению общественного мнения по той причине, что, как показывает исторический опыт, против общественного мнения править нельзя. Но общественное мнение можно сформировать, используя в этих целях богатый арсенал средств: неограниченные возможности административного ресурса, средств массовой информации, методы политического манипулирования и социально-политического маневрирования.

По утверждению Х.Ортеги-и-Гасеета "у большинства людей мнения нет, мнение надо дать им, влить как смазочное масло в машину.[13]

Метод политического манипулирования заключается в воздействии на общественное сознание граждан через средства массовой информации. Использование массовых коммуникаций, в т.ч. печати, радио, телевидения, а в последнее время возможностей Интернета, выявило их высокую эффективность как способа укрепления позитивной ориентации на идеологию правящей политической элиты и одновременно способа ослабления негативного отношения к ней. Результаты действий политического манипулирования во многом зависят от обстоятельств использования различного рода проводников. Чем разветвленнее сеть коммуникаций, чем сложнее их структура, тем эффективней усвоение массами установок политического лидера.

Политологи вывили закономерность – чем ниже уровень политической культуры населения данной страны или региона, тем выше вероятность формирования вождизма, абсолютного лидерства харизматического вождя.

Социально-политическое маневрирование включает различные средства для ослабления противодействия властям самой ущемленной части общества. Наиболее распространенным средством социального маневрирования выступает перераспределение общественного богатства с учетом интересов “проигрывающих” групп, что позволяет частично ослабить социальную напряженность. Спектр методов социально-политического маневрирования достаточно широк - от сепаратных сделок, временных политических блоков до провозглашения популистских лозунгов, способных отвлечь общественное мнение.

На деятельность элит накладывают ограничения убеждения народа. Лидеры не вправе слишком далеко отрываться от настроений своих сторонников, иначе те найдут себе других, более подходящих вождей. Ф.Ницше утверждал, что толпе нужно доставлять то, "что ей приятно, или сначала вбить ей в голову, что то или иное было бы приятно, и затем дать ей это. Но ни в коем случае не сразу; наоборот, следует завоевывать это с величайшим напряжением или делать вид, что завоевываешь…".[14] Политикам приходится соответствовать требованиям избирателей. Лидеров несет волна массового мнения, что подталкивает их к популизму.

В ходе современных российских реформ сравнительно быстро произошло разрушение привычного образа жизни большинства граждан и возникло сильное расслоение общества по уровню жизни. Проблемы нашего общества, которые привели к этим и многим другим негативным для большинства граждан последствиям, очень сложны для понимания и тем более для решения. Приспособиться к новым условиям непросто, поэтому возникает естественное желание побыстрее получить ответы на жизненно важные вопросы, при чем эти ответы должны быть простыми и понятными. В значительной степени в этом причина популизма в широких слоях российского общества. И этот массовый популизм способствует развитию популизма среди профессиональных политиков: они предлагают гражданам простые решения, которых граждане от них ждут.

2. Популистские методы и стиль политической деятельности

Термин "популизм" происходит от латинского слова "populus" – народ. В русском языке в XIX веке появилось заимствованное из французского языка слово "популярный", где "populaire" является синонимом латинского "popularis" и обозначает «народный, обычный в народе, любимый им».[15] Следовательно, популизм можно этимологически объяснить как народную популярность.

Популярность не имеет отрицательного содержания. Более того, завоевание популярности в определенных сферах деятельности, например, в сфере публичной политики является необходимым условием поддержания высокого реноме.

Однако, популярность достигается различными методами. Под популистскими методами понимаются приемы, способы, образ действия, используемый политическими субъектами для того, чтобы заручиться поддержкой народных масс. Суть популизма заключена в таких методах достижения популярности, которые имеют отрица­тельную природу с точки зрения норм жизнедеятельности общества. А так как под популизмом понимается деятельность, основанная на манипулировании в народе ценностями и ожиданиями, то по своей сущности популизм есть метод социально-управленческого воздейст­вия на общество, основанный на отклоняющихся нормах и использующий поддержку народа для завоевания успеха.

Основными популистскими методами являются:

  • Попытки подстроиться под требования народа.
  • Использование податливости больших человеческих масс на примитивные громкие лозунги.
  • Использование черт обыденного сознания масс: упрощенность представлений об общественной жизни, непосредственность восприятия, максимализм, тягу к сильной личности.
  • Игра на “ожиданиях” народа.
  • Апелляция к простоте и понятности предлагаемых мер, приоритет простых решений сложных проблем.
  • Прямой контакт между лидерами и массами без посредства политических институтов.
  • Спекуляция на вере людей в быстрые и легкие пути выхода из кризиса.
  • Выступление от имени простого человека.
  • Переориентация гнева и обид людей на действующие институты власти и элиты.
  • Использование нерешенности самых злободневных на данный момент проблем в целях получения статуса борца за народные интересы.
  • Манипулирование общественным мнением.

Популистская деятельность, как правило, имеет отрицательные результаты, которые могут привести к тяжелым последствиям для общества. Популизм подрывает доверие народа к институтам власти, служит орудием для сведения политических счетов, обусловливает снижение гражданской активности, отчуждение людей от власти, экономические и политические потрясения, социальный беспорядок.

Популизм выступает в качестве специфической недобросовестной политической рекламы, приукрашивающей реальные способности и возможности кандидата в выборный орган и на выборную должность. Выборы — это своеобразная «продажа» конкретного политика избирателям. Популизм предполагает отказ от жесткой социальной и идеологической привязки, имитирует всенародную поддержку и связан с раздачей многочисленных обещаний, льгот, наград, субсидий.

Причем сами по себе обещания не содержат ничего предосудительного. Подобные приёмы используют практически все политические силы и политики, тем более те, кто находится у реальных рычагов власти. Определяющим является то, насколько объявленные предвыборные обещания будут фактически выполнены, насколько искренен конкретный политический лидер в своих предвыборных планах изменить жизнь к лучшему. То есть важно, чтобы обещания не превратились в популизм, ибо не всякое обещание выступает в качестве популизма.

Так характерной чертой советского и российского популизма конца 1980-х–начала 1990-х годов была борьба с привилегиями, основанная на критике партийной номенклатуры. Под этим лозунгом проходили предвыборные кампании 1989-1991 годов. Впоследствии оказалось, что те, кто под знаком борьбы с привилегиями добился власти, создали еще более мощную систему привилегий.

С помощью популистских методов политик зачастую пытается во что бы то ни стало понравиться избирателям, показать себя благодетелем, эксплуатируя по сути их действительные и мнимые ожидания. Одна из характерных черт популистской деятельности выражается в том, чтобы перед выборами обещать как можно больше, а выполнять лишь то, что выгодно. 

В то же время популизм в определённых ситуациях имеет границы своего действия, за пределами которых он не срабатывает, а, наоборот, играет роль антирекламы. Обычно это связано с тем, что тот или иной политический субъект уже не раз успешно прибегал к популистским методам, достигая желаемых результатов на фоне обманутого народа. Невыполненные обещания, накапливаясь год от года, могут вызвать негативную реакцию избирателей в очередной предвыборной кампании в отношении такого кандидата.

Каковы наиболее благоприятные условия для распространения популизма?

Общество, наиболее восприимчивое к популизму, характеризуется состоянием, которое американский исследователь Г.Блумер называет социальным беспокойством.[16] Наиболее характерными признаками такого состояния являются повышенное возбуждение, тревога, неуверенность, агрессивность, внушаемость людей.

В таких условиях популизм проявляется в критике существующих государственных институтов, их деятельности, имеющей тяжелые для общества последствия, в возбуждении недоверия к ним. Люди в этой ситуации хотят узнать пути выхода из создавшегося положения, нуждаются в цели, которая смогла бы их вывести из напряженного состояния.

Выдвижение целей, искусственно замещаю­щих в сознании и чувствах людей неудовлетворенность их потребно­стей, является универсальным способом популистского воздействия. К такому популизму, который некоторые российские исследователи (Ю.П.Аверин, В.А.Солохин) называют "целевым",   широко прибегают в кризисных и бедных обществах.[17] Наиболее характерными формами воздействия при этом являются прямые контакты с массами без посредничества каких-либо политических институтов, постоянная апелляция к широким слоям населения.

Популистское "целевое" воздействие реализуется наиболее эф­фективно, если оно отождествляется людьми со своей, личной целью. Такое отождествление возможно, если политический лидер обладает харизмой и под его воздействием человек воспринимает предлагаемую ему цель, как истину, не подлежащую сомнению.

При харизматическом воздействии само повиновение людей основано на эмоциональной зависимости. Чело­век психологически отождествляет себя с харизматическим лидером, принимая его ценности и нормы как свои.

В случае отсутствия у субъекта воздействия харизмы возможен обратный механизм формирования мотива отождествления, когда не объект воздействия принимает цель субъекта воздействия как свою, а наоборот, субъект отождествляет свою цель с целью объекта. В этом случае цели людей становятся личными целями политического субъекта, заинтересованного в их поддержке. Распространенный вариант тако­го рода воздействия — намеренное формирование в сознании людей образа "слуги народа".

Еще одним средством популистского воздействия является приспособление, суть которого состоит в использовании субъек­том политического действия, решения в личных интересах. Например, когда прове­дение реформы или принятие закона обеспечивает карьерный рост.

Содержание популизма как специфического метода управленче­ского воздействия обусловлено особенностями его реализации, эф­фективность которой определяется способностью субъекта ох­ватить своим воздействием максимально возможное количество людей. При этом воздействие приобретает тем больший масштаб, чем большее число концентрирует свое внимание на этом субъекте. Концентрация внимания означает выделение его среди других субъектов ввиду отклонения действий от общепринятых, рас­пространенных, от социальной нормы. В качестве таких действий могут выступать слова, жесты, внешний вид - все то, что определяет популистский стиль деятельности.

Популистский стиль деятельности - это механизм завоевания поддержки избирателей, основанный на нестандартных приемах, способах и образе поведения политического лидера.

Для популистского стиля характерны следующие черты:

  • “Заигрывание” с массами, говорить только то, что они хотят услышать;
  • “Хождение в народ” (апелляция к широким массам в стране);
  • “Народная дипломатия” (апелляция к широким массам за рубежом);
  • Создание имиджа решительного, уверенного в себе политика;
  • Умение коротко и доходчиво излагать свои программы;
  • Создание видимости человека из народа: “я такой же, как и вы”;
  • Использование национальных и патриотических чувств народа;
  • Демонстрация поддержки со стороны известных личностей, “звезд” эстрады, актеров и т.д.
  • Создание привлекательного имиджа с помощью средств массовой информации;
  • Принародное подписание государственных документов, раздача денег;
  • Отклоняющееся поведение:

o       нестандартная одежда;

o       вызывающее поведение ;

o       демонстративные жесты;

o       общественные скандалы;

o       ненормативная лексика.

Что заставляет людей прибегать к популистскому стилю политической деятельности и в какой мере "общий" интерес становится средством прикрытия своего корыстного интереса?

Социальный механизм формирования популизма применитель­но к деятельности политических институтов позволяет раскрыть теория организационной игры М. Крозье и Э. Фридберга.[18] Согласно этой теории, в рамках политической организации, каковой является представительный орган государственной власти, популизм является одним из видов стратегической игры. Стратегия каждого из игроков в организации подчинена одной цели — получению максимальных преимуществ в рамках существующих в ней правил игры за счет ограничения возможностей других участников или расширения сво­их собственных. Каждый актор стремится поставить других в пози­цию, в которой их действия будут предопределены, а его собствен­ные — свободны.

Степень свободы зависит:

  • от степени контроля политическим субъектом тех или иных сфер общественной жизни;
  • от значимости данных сфер для завоевания поддержки народа. Популистские действия политиков наиболее интенсивны в тех сферах общественно-политической жизни, которые имеют наибольшее значение с точки зрения граждан (например, социальная сфера);
  • от количества времени, в течение которого актор может использовать ресурсы, позволяющие ему контролировать про­исходящие политические события и предопределять действия других акторов в соответствии с установленными правилами. При приближении выборов популистские устремления политиков возрастают;
  • от возможностей взаимодействия с различными органами власти (центр и регион), с исполнительной и законодательной ветвями власти, с партийными структурами.

Переход политиков из одной структуры в другую является обычным делом. Главное для популиста – завоевание поддержки народа, которая способна обеспечить высокое положение в какой-либо управленческой структуре. В зависимости от этого положения можно критиковать исполнительную власть за неумение эффективно расходовать народные деньги, или обвинять законодательную власть в несовершенстве законов и бедственном положении людей, акцентировать внимание народа на "региональных баронах", растранжиривающих федеральные средства или убеждать граждан в неспособности центральной власти навести порядок в регионах.

Возможности политического субъекта зависят от занимаемого положения в обществе. Находясь в различных властных структурах, можно использовать их ресурсы, позволяющие контролировать происходящие политические события и предопределять действия других политических субъектов.

Таким образом, важнейшим фактором формирования популизма выступает баланс влияния людей на процесс контроля и принятия решений, определяемый формальной структурой организации.

3. Политические и социальные факторы формирования популизма исполнительных и законодательных органов власти

Популистская деятельность характерна не только для отдельных политиков, партий и движений, но также для органов исполнительной и законодательной власти в целом.

Особенно часто к популизму прибегают в условиях политической нестабильности, когда обе ветви власти в качестве самоутверждения стремятся привлечь на свою сторону большинство населения. Такая обстановка чревата политическими конфликтами и может привести к социальным взрывам. Она характеризуется тем, что избиратели ждут от своих избранников реальных шагов, направленных на повышение качества жизни: увеличение зарплаты, улучшение условий труда, расширение возможностей для образования и медицинского обслуживания, обеспечение общественной безопасности, защиту вкладов населения и т.д.

Когда возможности государства неизмеримо ниже потребностей населения, возникает конфликтная ситуация. Суть ее заключается в том, что в обществе, характеризующемся популистскими устремлениями политических субъектов, избиратели требуют от своих представителей во властных структурах (президента, губернатора, депутата) исполнения предвыборных обещаний, которые, как правило, были ими даны без учета реальных социально-экономических возможностей страны или региона. В сложившихся условиях между исполнительной и законодательной властью начинается перевод стрелок народного возмущения на того, кто виноват в игнорировании этих обещаний.

В результате такой политики на фоне агонизирующей экономики и неспособности властных структур нормализовать обстановку в стране отдельные субъекты политической власти, и даже отдельные ее ветви, стремятся нажить политический капитал, обвиняя в несостоятельности своих оппонентов.

Поэтому деятельность народных избранников в органах как исполнительной, так и законодательной власти все более подчиняется целям и интересам, которые являются непонятными и даже чуждыми для избирателей. В результате падает доверие к институту представительной власти, что в конечном итоге приводит к разочарованию в демократических ценностях среди граждан.

Политическими факторами формирования популизма исполнительных и законодательных органов власти являются следующие:

1. Властное разделение конституционных полномочий.

2. Характер взаимодействия между органами власти.

3. Особенности функционирования органов власти.

4. Существующая связь с избирателями.

5. Подготовка к референдуму или выборам.

Властное разделение конституционных полномочий между исполнительной и представительной органами власти определяет вектор их популистской деятельности. В странах, где парламент формирует правительство, оснований для популизма и противостояния с исполнительной властью меньше, чем в странах, в которых исполнительная власть формируется президентом.

В России правительство назначается президентом (ст. 83 Конституции Российской Федерации) и ответственно перед ним. Он же принимает решение об отставке правительства.

Государственная дума может выразить недоверие правительству, после чего президент имеет право отправить правительство в отставку или не согласиться с решением нижней палаты парламента. Если Государственная дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие правительству, то президент или объявляет об отставке правительства или распускает нижнюю палату Федерального собрания.

Полномочия ветвей власти, определяемые конституцией, непропорциональны. Так, президент издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории страны, не противоречащие конституции и федеральным законам. На законы же, принимаемые Федеральным собранием, президент может наложить вето. Так в 1990-е гг. Россия значительное время жила по указам президента, а не по законам.

То есть конституционные полномочия законодательного органа власти в России сильно ограничены президентскими полномочиями.

Это накладывает отпечаток на характер взаимодействия между органами власти, т. к. возможности законодательного органа власти удовлетворить требования избирателей определяются в значительной степени реше­ниями и действиями исполнительного органа государственной власти и способностью депутатов влиять на них. Чем меньше влияние депутатов на исполнительные органы власти, тем в большей степени проявляется популизм законодательного органа власти.

Государственная дума находится постоянно под угрозой роспуска в случае ее несогласия с решениями правительства. Данные конституционные нормы реально подрывают контрольные полномочия законодательного органа, ограничивают влияние на правительственные решения, не дают возможности необходимым образом реагировать на требования избирателей.

Особенности функционирования ветвей власти заключаются в вытекающем из Конституции разделении властных полномочий. Так, слабость законодательного органа — Государственной думы — и чрезмерная подконтрольность его деятельности исполнительной власти (широ­кая возможность наложения президентом "вето", ограниченность полномочий в сфере формирования внутренней политики государст­ва, ограниченное влияние на формирование правительства), с одной стороны, провоцируют стремление вмешиваться в деятельность ис­полнительной власти, с другой — рождают у депутатов чувство безответственности за принимаемые ими законопроекты и постанов­ления. Можно не опасаться за последствия их реализации в надежде на то, что другие ветви власти их "поправят", можно принимать решения в расчете на последующий политический торг.

Права, предоставленные депутатам Конституцией РФ, в значи­тельной мере декларативны. Право на запрос отнюдь не означает права на получение четкого ответа. Право на безотлагательный прием реально не исполняется. Запрашиваемые документы не предо­ставляются, на "Правительственный час" в Думу зачастую минист­ры присылают своих заместителей. Это и не удивительно. Ведь игнорирующий депутата министр напрямую от него не зависит. Ни отдельный депутат, ни Государственная дума в целом не могут влиять на назначение или отставку отдельных мини­стров. Зависимость здесь скорее косвенная. Единственным действи­тельно реализуемым правом депутата является право законодатель­ной инициативы. Однако и это право в конечном счете существенно ограничено правом "вето" со стороны Совета федерации и прези­дента.

В этих условиях депутат стоит перед чрезвычайно острой дилем­мой. Он, как публичный политик, нуждается в поддержке, чтобы иметь возможность продолжать свою политическую карьеру. Однако он поставлен в условия, когда его деятельность не является эффек­тивной. Депутат не может самостоятельно решить ни общегосударст­венных проблем, ни проблем своего избирательного округа. Он не имеет реальных рычагов воздействия на ситуацию. Несовпадение общественных обязанностей депутатов Государственной думы с их реальными возможностями при зависимости от поддержки избирате­лей порождает у депутатов чувство неуверенности.

Таким образом, чрезмерная зависимость деятельности Государ­ственной думы от президентской и правительственной власти существенно снижает эффективность исполнения ею требований граж­дан, ведет к росту популизма и последующей ее дискредитации как института представительной власти. Вместе с этим дискредитируют­ся и другие институты демократической системы, связанные своим существованием с Государственной думой, — Совет федерации, представительные органы субъектов федерации, политические пар­тии, а также демократический институт президентства в России. Все это усиливает нестабильность ее политической системы в целом.

С другой стороны, органы исполнительной власти, имеющие большие возможности влияния на процесс контроля и принятия решений, вынуждены отвечать за свои действия, что делает эту ветвь власти менее склонной к популизму. Законодательная власть, пользующаяся меньшим влиянием на процесс контроля и принятия решений, стремится увеличить свое влияние посредством популизма.

Следовательно, чем выше ответственность при принятии решений, тем меньше проявлений популизма в деятельности властных структур.

Большое значение на формирование популистских устремлений имеет связь с гражданами.

Американский политолог Роберт Даль, ссылаясь на Дж.Мэдисона, отмечал, что «число членов исполнительных и судебных органов невелико, их знает только небольшая часть избирателей; … исполнительная власть является объектом зависти и непопулярна. Напротив, члены законодательных органов живут среди народа и связаны с ним узами кровными и узами дружбы». [19]

Депутаты Государственной думы ежемесячно на неделю выезжают в округа и ведут там прием граждан или работают в приемной Государственной думы (для депутатов по партийным спискам). Они ведут переписку с избирателями и организациями, действующими на территории их округов. Избиратели часто просят депутатов предоставить им разного рода информацию, оказать помощь в решении самых разнообразных проблем - от личных до региональных и всероссийских. То есть связь с избирателями поддерживается постоянно, что вызывает у населения соответствующую реакцию.

Исполнительные органы власти тоже ведут приемы граждан, разъясняют свои решения в средствах массовой информации. Но в то же время за исполнительной властью, вынужденной принимать зачастую непопулярные для населения решения, сохраняется имидж власти с "подмоченной репутацией". В силу предоставленных широких полномочий ей трудно убедить граждан в своей правоте. Для народа индикатором правильности решений служит уровень жизни людей с наименьшими доходами, за счет которых исполнительная власть нередко пытается решить наболевшие проблемы. А этот показатель чрезвычайно низок. Причем соотношение доходов самых богатых и самых бедных слоев населения продолжает возрастать.

Обе ветви власти значительно активизируют свои популистские устремления в период избирательных кампаний или референдумов. В погоне за голосами избирателей идет соревнование – кто предоставит народу больше благ. В период президентских выборов или выборов глав администраций субъектов федерации, районов и городов наблюдается рост популистских решений органов исполнительной власти. В период выборов в Государственную думу или законодательные собрания республик и областей возрастает популизм законодателей. Причем население настолько привыкло к таким подачкам перед выборами, что их отсутствие резко отрицательно сказывается на авторитете той или иной власти.

Важнейшими социальными факторами формирования популизма исполнительных и законодательных органов власти являются требования различных социальных групп реализации социальной политики, с одной стороны, и поддержка гражданами существующей политической системы, ее институтов, с другой стороны.  

Поддержка — это поведение и действия или готовность к ним людей, направленные на защиту политической системы, отдельных ее институтов. Поддержка выступает в разных формах: материальной   (выплата налогов, труд на общественных началах, усердная воинская служба и т.д.); соблюдение законов и других нормативных актов государственной власти; активном участии в политической жизни с целью сохранения и утверждения политических ценностей; почтительном отношении к государственной власти, государственной символике. [20]

Рост требований ведет к ослаблению политической системы. При большом количестве требований возникает состояние напряженности политической системы, которое трансформируется в недоверие к той или иной ветви власти или к обеим ветвям сразу.

Принять решения, удовлетворяющие требования граждан, довольно сложно в силу их разнообразия и противоречивости. Особенно в периоды социальных кризисов, когда количество требований резко возрастает. Сохранение баланса требований и поддержки является необходимым условием стабильного существования политической системы. Методы достижения такого баланса зависят от положения, занимаемого субъектами власти в политической системе.

Еще одной важной социальной причиной распространенности обвинений в популизме представителей как законодательной, так и исполнительной власти   является глубокая социально-культурная дифференциация, стратификация, имеющая место в современной России.

В развитых демократических обществах стал нормой уход правительства в отставку, если оно не может обеспечить исполнение закона или распоряжения главы государства. В России исполнительная власть в случае невыполнения ими закона или распоряжения президента всегда ссылается на объективные обстоятельства, основным из которых является отсутствие денежных средств.

Даже ст. 7 Конституции Российской Федерации, провозглашающая Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, является до сих невыполнимой. Иметь такую отговорку правительству помогают сами депутаты, принимающие популистские законы, не подкрепленные финансовыми средствами. С другой стороны, закон не вступает в силу без утверждения Советом федерации и подписи президента, поэтому популистские устремления депутатов Государственной думы могут быть пресечены. Если закон прошел все согласительные процедуры и вступил в действие, то он является обязательным для исполнения правительством, у которого не может быть отговорок на отсутствие денежных средств. Такая система власти, подразумевающая высокую ответственность политических субъектов за исполнение законов, в России до сих пор не сформировалась.

Популизм исполнительной власти может проявляться не только в популистских решениях, но и в критике законодательной власти за "плохие" законы и низкую продуктивность работы. Важно помнить: неправомерно считать популизмом любую критику, а только ту, которая не обоснована.

Наиболее известными популистскими решениями исполнительной власти за последнее десятилетие являются указы президента о первоочередных мерах по развитию образования, о борьбе с коррупцией, о приватизации, о переходе к профессиональной армии и некоторые другие.

Популизм законодательной власти может быть облечен в форму принятых постановлений, которые не имеют статуса решения, обязательного для выполнения, а носят декларативный характер, обладают высокой степенью неопределенности и воздействуют на эмоциональные чувства избирателей.

Российский популизм представительных и исполнительных органов власти отличается только по форме. Исполнительная власть России, декларируя заботу об интересах простых граждан, о сохранении их вкладов, об укреплении национальной валюты, о подъеме отечественной промышленности и т.п., на деле проводит политику, эти интересы ущемляющую. Так декларация о защите вкладов населения не мешают крупнейшему российскому Сберегательному банку снижать проценты по вкладам населения без согласования с клиентами. Государство не мешало строительству "финансовых пирамид", развитию частных инвестиционных компаний, аккумулировавших деньги населения, мотивируя свою позицию отсутствием правовых оснований для ограничения деятельности такого рода. В отсутствие закона, государственное управление осуществляется посредством указов президента до принятия соответствующего законодательного акта (так государственные символы: герб, гимн, флаг, действующие в течение 1990-х годов, были введены президентским указом). Соответствующие законодательные акты стали появляться только после исчезновения вкладов граждан в результате банкротства абсолютного большинства организаций такого рода. Государственная   финансовая и иная поддержка отечественных производителей на деле приводит к падению производства и задержкам выплат заработной платы работникам при увеличении доходов руководителей производств. Можно привести еще много примеров ущемления властью интересов граждан, защита же их интересов осуществляется скорее вопреки, чем в результате действий властных структур.

4. Популизм и демагогия.

Одно из определений популизма гласит: "Популизм – это деятельность, имеющая целью обеспечение популярности в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов и т.д. Популист в современной политике – деятель, заигрывающий с массами".[21]

В соответствии с другим – "популизм – вид социальной и политической демагогии".[22]

В Древней Греции демагогами называли политических деятелей, обладавших выдающимися ораторскими способностями, что делало их популярными в обществе, т. е. демагог – это народный вождь. А демагогия означала "руководство народом".

С течением времени демагогия стала обретать иной смысл. В.И.Даль уже так определяет демагога – крайний демократ, добивающийся власти во имя народа; тайный возмутитель; поборник безначалия, желающий ниспровергнуть порядок управления, а демагогию, как господство власти народа, черни в управлении.[23]

Современная этимология этих слов означает следующее: демагог – своекорыстный искатель народной популярности, а демагогия – заискивание у народа.[24]

То есть в современный период понятие "демагогия" приобрело ярко выраженный негативный оттенок. В политическом смысле демагогия выступает в качестве оценки выступлений, речей заявлений политиков, не содержащих конструктивных идей и предложений, либо запутывающих ту или иную проблему и отвлекающих внимание от насущных вопросов. Демагогия способствует внедрению в общественное сознание ложных представлений о действительном положении дел в обществе, убеждающих массы в позитивном движении без реального на то основания.

Демагогами теперь называют таких политических деятелей, которые создают себе популярность, добиваются собственных целей лживыми и безответственными обещаниями, извращением фактов, обманом, лестью, манипулированием сознанием людей, спекулируя на чувствах и стремлениях масс, вводя их в заблуждение.

Демагогия является мощным оружием в руках тех, кто имеет власть и кто к ней стремится. Ее берут на вооружение различные силы, заинтересованные в поддержке масс. Среди политических демагогов встречаются люди, которые свято верят в свою правоту. Но суть от этого не меняется: искреннее заблуждение одного способно ввести в заблуждение многих.

Популизм использует демагогические приемы, а это означает, что для него характерны обращение к предрассудкам толпы, лесть толпе и эксплуатацию ее инстинктов, лживые, невыполнимые обещания, которые дает политик для получения власти или достижения личных целей.

В современной политике без лести народу не обходится ни один политический лидер. Так М.Тэтчер, говоря о гордости, независимости и самостоятельности, как отличительных качествах английского национального характера, разве не льстила англичанам? Или В.Гавел, восхищающийся тем, что антикоммунистическая революция в Чехословакии была "бархатной", разве не лесть народу?

Политики, в том числе либеральные, обращаются не только к разуму, но и к чувствам, а также к инстинктам избирателей. И чем убедительнее в речах политика сочетаются эти обращения, тем он искуснее, тем больший политический вес имеет. Такова природа политической борьбы.

Некоторые российские политологи (С.А.Марков) считают, что "убеждая избирателей принять его точку зрения, политик не может обойтись без определенной степени демагогии".[25]

Это спорное заявление, так как, если здесь под демагогией понимается ее первоначальный смысл, то оно не вызывает сомнений. Но если политик будет "немного" обманывать, извращать факты, то вряд ли с этим можно согласиться.

Смысл политической риторики в условиях демократии заключается в обращении к политической аудитории за поддержкой. Демагогия – это лукавое, лживое слово, обращенное к людям.

То, что демократия не является идеальным способом управления государством, отмечали многие исследователи. Так, Б.Н.Чичерин констатировал, что при демократии меньшинство подчиняется большинству, а это "составляет извращение истинного отношения государственных элементов. В государстве … высшее должно владычествовать над низшим, а не наоборот".[26]

Так и демагогия – возможность обращаться к массам, лгать им, раздавать обещания, увлекать за собой – это завоевания демократии, которые можно отнести к числу сомнительных достоинств. Для зарождающейся демократии демагогия действительно представляет опасность. Но в развитом демократическом обществе влияние демагогии снижается за счет развития институтов, защищающих личность и меньшинства, что одновременно делает более устойчивой саму демократию.

Лживое слово в политике опасно. Однако все попытки искоренить ложь вообще или демагогию как прием политической борьбы оканчиваются ограничением свободы слова, которая может привести к диктатуре.

Для современной России политик-демагог опасен тем, что он может сплотить неимущих, бедных граждан против собственников. Если в благополучной Европе этого не стоит опасаться, так как подавляющее большинство населения составляет средний класс, которому есть, что терять, то в России основной массе граждан терять нечего. Когда таких людей много – это становится опасным для государства. Имея право голоса такие избиратели могут поддержать демагога, обещающего им масло на кусок хлеба. Демагог дает им надежду что-то получить, шанс на успех.

Политики, которые апеллируют к экономически неимущим массам, становятся опасными для нестабильного общества. Многие люди в новых экономических условиях оказались выбитыми из свои социальных уз, поэтому они податливы на умелую риторику демагогов, пообещавших им улучшения материального положения. На избирателей, не осознавших, что право голоса является инструментом власти, что выборы – это высокая ответственность за будущее страны, рассчитаны демагогические устремления политиков. Нашей страной еще не пройден период, когда ловкий политик, пообещав "сразу все, всем и по справедливости" может захватить власть абсолютно легальным путем.

В отличие от демагогии популизм однозначно негативно классифицировать нельзя. Подстраиваться под мнение избирателей, льстить толпе или упрощать проблемы можно, не прибегая ко лжи, извращению фактов, обману.

Быть демагогом и быть популистом – не одно и то же. Популизм подразумевает менее негативный способ обретения популярности в массах, чем демагогия. Многие политические деятели пользуются популистскими методами, т.к. в современной политической борьбе надо понравиться народу, для чего необходимо уметь изъясняться на простом, понятном народным массам языке, говорить доступно о сложных вещах, ясно излагать мысли, поднимать насущные проблемы, критиковать власть за ее промахи. Все эти составляющие уже изначально содержат элементы популизма.

В то же время агрессивный популизм сродни демагогии. Например, в конце XIX века Б.Н.Чичерин, имея в виду США, писал: "В таких странах успех имеют потерявшие нравственное достоинство политиканы, демагоги, умеющие льстить толпе, потакать ее страстям и низменным влечениям. … Демагоги в своих корыстных целях науськивают толпу на все, что над нею возвышается, возбуждают бедных против богатых ".[27]

С течением времени популизм становится необходимым атрибутом каждого политика. Причем его агрессивность падает с повышением политической культуры граждан, развитием гражданского общества, с наличием в обществе толерантности и плюрализма мнений.

Демагогия же сохраняет за собой статус резко негативного приема, как в политической, так и в социальной сфере.

Следует согласиться с теми исследователями (А.В.Малько), которые считают, что популизм – лишь составная часть демагогии. То есть всякий популизм есть демагогия, но не всякая демагогия является популизмом. Демагогия первична, популизм вторичен, так как он вырос из демагогии, взял на вооружение ее арсенал средств политической борьбы и перешел на другой, более высокий уровень.

Если популизм не игнорируют даже самые известные, уважаемые политики, то одного обвинения в демагогии порой достаточно для снижения рейтинга политического лидера, так как демагогия стала бранной кличкой для политиков.

Демагогия имеет более широкую область применения: она встречается в различных сферах деятельности человека. Популизм же связан с политикой, с борьбой за власть и выступает своеобразной формой проявления демагогии, а именно, как считает А.В.Малько - создает популярность с помощью социальной демагогии, привлечения масс на свою сторону демагогическими приемами и методами, предвыборными трюками.[28i]

Демагогические приемы заканчиваются разочарованием и скептицизмом масс. По сути демагогия представляет собой не что иное, как искажение истины. Изобличить ее может только истина, доведенная до народа. Именно истинное знание разоблачает обман.

Социальной демагогии должно быть противопоставлено хорошо организованное массовое познание глубинных процессов нашей жизни. Необходимым условием борьбы с демагогией является открытость власти: массы должны обладать информацией, необходимой для принятия решения.

Демагоги проповедуют идеи как бы не опровергаемые. Они учитывают особенность человеческой психологии: люди мечтают о лучшем будущем и в большинстве своем предрасположены к завышению собственных возможностей. Поэтому для уменьшения влияния демагогии необходимо критичное отношение к высказываниям политиков.

5. Меры противодействия популизму

Популизм   является атрибутом демократического развития общества, поэтому противодействие этому политическому явлению должно осуществляться в рамках демократического политического процесса. В зависимости от развития демократических политических институтов в государстве сценарий развития популизма также может быть различным.

В обществе с высоким уровнем развития демократии: политик, пришедший к власти с использованием популистской технологии, реально проводит в жизнь экономические и социальные программы, прилагает усилия для повышения жизненного уровня населения, являющегося основным критерием деятельности политического лидера в демократическом обществе. Если его слова расходятся с делами, то на очередных выборах повторить свой успех такому политику вряд ли удастся, так как оппонентами будут использованы все механизмы демократического воздействия на избирателей.

В обществе со слабо развитыми демократическими традициями: в виду отсутствия реальных программ, популистский политик начинает искать виновных в ухудшении жизни, крахе декларируемых преобразований, а затем за поддержкой обращается к избравшему его народу, указывая истинных, на его взгляд, виновников сложившегося положения. В таких условиях он идет дальше и предлагает обществу усилить нажим на «виновников», добиваясь их ухода с политической арены. При этом используется, в том числе, репрессивный аппарат. Все эти деяния прикрываются вывеской «для блага народа». Реально страна скатывается к авторитаризму с последующим возможным переходом к тоталитарному режиму. Причем пока народ будет ориентироваться не на реальное положение дел в экономической и социальной сфере, а на красноречивые высказывания политиков, не подкрепленные делами – опасность авторитаризма будет существовать.

Одним из условий распространения популизма является плюрализм. Популизм паразитирует на плюрализме, представляя собой «ложную ветвь» развития многообразия. Это инструмент поверхностного обобщения интересов различных слоев и упрощённая их интеграция в «общесоциальные», «общегрупповые» интересы, основанные на ожиданиях народа и реализуемые в конкретных политических действиях.[29]

В то же время плюрализм выступает одной из мер противодействия популизму. Он предоставляет возможность для преодоления одномерности политической логики, расширения альтернативы интересов, увеличения оттенков мнений, открытия доступа к влиянию на политику для большего количества людей, социальных и политических групп. В результате формируется способность учёта многообразия объективных связей и тенденций, действующих в обществе. Политика может стать надёжной и эффективной только в случае приближения её к высокой степени реализма, исходящей из информированности о различных вариантах развития, их достоинствах и недостатках.

С искажённой информацией, которую представляет популизм, бороться можно только с помощью истинной информации. Только истина разоблачает обман и только полноценная, достоверная информация подрывает основы для развития популизма. В России условия доведения такой информации до населения еще не стали нормой жизни. Осведомленность избирателей остается низкой, широкие слои населения располагают самыми приблизительными сообщениями о политическом курсе, о политической ситуации, ориентируясь, в основном, на интерпретацию происходящего политическими лидерами и ангажированными средствами массовой информации. Основные потоки информации остаются малодоступными для большинства граждан.

Современная западная демократия нашла способы умерять власть лукавого слова, не обращаясь для этого к диктатуре. Это осуществляется за счет установления правил политической борьбы: возможности разоблачения и судебной ответственности со стороны политических соперников, сдерживания власти большинства над личностью, над меньшинствами посредством надежной гарантии политических свобод личности.

Отсутствие надлежащего информационного пространства в обществе повышает политический риск, подрывая устои демократии. Создание полноценной информационной среды является важнейшей задачей эффективного функционирования демократических институтов. Этому способствуют новые средства коммуникации, связанные с передовыми технологиями.

Во всем мире наблюдается развитие взаимосвязей, информационных обменов между гражданами, превращение их сообщества в то, что в англоязычном мире называется "сетью", где каждый член сообщества не разобщен с другими, а тесно включен в реальные или потенциальные информационные и научные взаимосвязи.

Интернет предоставляет право выбора. Возможности Интернета в возрастании межличностных взаимодействий практически безграничны. Организация различного рода интернетовских конференций способствует обмену взглядами, идеями, практическими предложениями в разных областях общественной жизни.

К сожалению, в обществе, где поиск средств существования является главной жизненной целью большинства граждан, Интернет не может стать в ближайшее время, как на Западе, одним из основных средств общения, получения научного знания, решения проблем. По этой причине, он не может быть тесно вовлеченным в орбиту реальных или потенциальных информационных и научных взаимосвязей.[30] Более того, у многих российских граждан в этом нет даже не только возможности, но и потребности.

В последние годы проявляется все возрастающий интерес фискальных органов государства к сети и к тому, что там делают подвластные ему граждане, что навевает грустные воспоминания о недалеком прошлом нашего государства.

Главный путь для преодоления возникших трудностей - разумная социально-экономическая политика государства, приверженность демократическому пути развития и создание условий для населения с целью его приобщения к новым компьютерным технологиям.

Б.Н.Чичерин отмечал, что установлению демократической республики мешает политическая неспособность масс, но эта неспособность уменьшается с успехами просвещения. «…С совершенствованием человечества, - добавлял он, – достаток и образование все более и более будут распространяться в массах, а потому, чем выше будет общий уровень, тем более народная воля будет разумна и справедлива, следовательно, тем менее она будет нуждаться в каких-либо сдержках и преградах».[31]

С развитием средств массовой коммуникации многократно возросла возможность воздействия на массовое сознание. Эта возможность может широко использоваться в целях развития и совершенствования гражданского общества, которое рассматривается как альтернатива существующему политическому устройству. Эта альтернатива проявляется в том, что общность свободных индивидов восстает против государства, уничтожающего эту общность, превращающего человека в объект своих манипуляций.

В России сложилась парадоксальная политическая ситуация: при наличии всех формальных признаков демократии власть в стране принадлежит бюрократической системе, которая сама устанавливает правила политической игры, поведения своих граждан, в том числе в области политического участия. Несмотря на предпринимаемые меры,   все более усиливается отчуждение граждан от государственной   власти и   государственной власти   от граждан, о чем свидетельствует постоянно снижающийся рейтинг большинства политиков, а также возрастающая пассивность граждан при проведении выборов.

В этих условиях популизм используется российскими политиками в качестве одной из форм прикрытия этого отчуждения, а также как набор своеобразных правил деятельности самой политической элиты. В популизме субъектов политической деятельности заключается одна из причин российских политических кризисов: политики не решают реальных проблем, потому что граждане не имеют возможности их заставить это сделать, а популизм позволяет политикам оставаться у власти и побеждать на очередных выборах. Этот путь без реального преодоления отчуждения власти и граждан ведет к социальному взрыву.

При современном уровне жизни большинства российского населения сохраняется социальная база распространения популистских устремлений политиков. Чем беднее люди, тем более они податливы примитивному популизму. Поэтому необходимым условием противодействия популизму является продуманная государственная социально-экономическая политика, направленная на решение, в первую очередь, проблем большинства населения, создания среднего класса, а также класса собственников, у которых гражданская ответственность возрастает одновременно с заботой об этой собственности.

Для минимизации последствий популизма необходимо становление полноценных механизмов народовластия, стабильных демократических норм и традиций, утверждение высокой политической и правовой культуры, как должностных лиц, так и граждан.

Демократия — это тот идеал, который предполагает досто­инство свободной личности, ее гражданскую ответственность за общее состояние дел. Другими ее условиями является разви­тая институциональная надстройка и представительское лидер­ство. Отсутствие этих условий бросает Россию то в крайности либерализма с его стремлением бюрократизировать политичес­кий процесс, то в крайности популизма, персонифицирующего политические отношения. И в том и в другом случае из­биратель пытается уйти от гражданской ответственности, делеги­ровав ее вместе с доверием политическим лидерам или инсти­тутам. Способность противодействовать манипулированию поли­тиков любого толка — это тот элемент гражданской политической культуры, которого так недостает формирующейся российской демократии.

Литература 


[1] Баранов Н.А. Эволюция взглядов на популизм в современной политической науке. – СПб.: Изд-во СЗАГС, 2001. С.34

[2] Чичерин Б.Н. Собственность и государство // Чичерин Б.Н. Избранные труды. – СПб.: Изд-во С-Петербургского ун-та, 1997. С.357.

[3] Бурдье П. Социология политики: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и предисл. Н.А.Шматко. – М.: Socio-Logos, 1993. – С. 104-105.

[4] Даль Р. Введение в теорию демократии: Пер. с англ. – М., 1992. С.40-67.

[5] Выдрин Д.И. Очерки практической политологии. – Киев: Философская и социологическая мысль, 1991. С.79-84.

[6] Конституция Российской Федерации. М., 1993. – С.13.

[7] Бурдье П. Социология политики: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и предисл. Н.А.Шматко. – М.: Socio-Logos, 1993. – С. 117.

[8] Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. М., 1993. С.35-36.

[9] Greider W. Who Will Tell the People? The Betrayal of American Democracy. N.Y. 1992. P.35, 270.

[10] Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Вопросы философии, 1989. № 3. С.120-121.

[11] Чичерин Б.Н. Собственность и государство // Чичерин Б.Н. Избранные труды. – СПб.: Изд-во С-Петербургского ун-та, 1997. С.357.

[12] Чичерин Б.Н. О народном представительстве. – М., 1899. С.256.

[13] Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Вопросы философии, 1989. № 4. С.128.

[14] Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов // Ницше Ф. Соч.: В 2-х т. Т.1. – М., 1990. – С.460.

[15] Толковый словарь живого великорусского языка. Т.3. / Сост. В.И.Даль. – М., 1955. С.307.

[16] Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И.Добренькова. М., 1994.

[17] Аверин Ю.П., Солохин В.А. Особенности формирования популизма в деятельности представительного органа государственной власти: теоретико-методологический анализ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1998. № 1. С. 70-87.

[18] Crozier M., Friedberg E. Actors and Systems. The Politics of Collektiv Action. The University of Chicago and London, 1980.

[19] Даль Р. Введение в теорию демократии: Пер. с англ. – М., 1992. С.19.

[20] Easton D. Varieties of Political Theory. N.Y., 1990. P. 143—154.

[21] Политология: Энциклопедический словарь. – М., 1993. С.306.

[22] Политологический словарь: Учебное пособие / Р.Г.Григорян, Г.И.Демин и др.; Под ред В.Ф.Халипова – М.: Высш. шк., 1995. – С.121.

[23] Толковый словарь живого великорусского языка / Сост. В.И.Даль. 1-й т. – М.: Госуд. изд-во ин. и нац. словарей, 1955. С.427.

[24] Этимологический словарь русского языка. Т.1. Д,Е,Ж / Под ред. Н.М.Шанского. – М., 1973. С.63.

[25] Марков С.А. Политические профессии // Полития, 1999. № 2. С.10-11.

[26] Чичерин Б.Н. Собственность и государство // Чичерин Б.Н. Избранные труды. – СПб.: Изд-во С-Петербургского ун-та, 1997. С.357.

[27] Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Ч.3. – М., 1898. С.182.

[28] Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы. – М.: Юристъ, 2000. С.205-206.

[29] Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы. – М.: Юристъ, 2000. С.208.

[30] Баранов Н.А. Тернистый путь сети Интернет в России. // Тезисы докладов: Международная конференция «Интернет. Общество. Личность»: Санкт-Петербург, 1-5 февраля 1999 года. – СПб.: Институт «Открытое общество», 1999. С.305-306.

[31] Чичерин Б.Н. Собственность и государство // Чичерин Б.Н. Избранные труды. – СПб.: Изд-во С-Петербургского ун-та, 1997. С.356.

   

Работа издана в Северо-Западной академии государственной службы, г.Санкт-Петербург, 2002 год