© Баранов Н.А.  

Баранов Н.А. Эволюция взглядов на популизм в современной политической науке (научное издание). СПб.: Изд-во СЗАГС, 2001. 41 с.   

 СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Исторические корни популизма

2. Популизм общественно-политических движений

3. Возникновение популизма в развивающихся странах

4. Особенности популизма в развитых странах

5. Популизм в современной России

6. Определения популизма

7. Развитие популистского мировоззрения современными исследователями

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ  

Политические процессы последнего десятилетия наглядно свидетельствуют о становлении в России политических устоев, характерных для страны, перешедшей на демократический путь развития. Такой переход сопровождается политическими явлениями, отличными от авторитарных и диктаторских режимов.

Одной из характерных особенностей российской политической действительности является политический феномен популизма. На политической сцене появилось достаточно много субъектов политической деятельности, взявших на вооружение этот метод ведения политической борьбы.

Данное издание знакомит с историей появления популизма в политике, особенностями его проявления в политической жизни, научными дефинициями этого политического феномена, эволюцией взглядов на популизм исследователей в современной политической науке.

Издержки демократического обновления российского общества заставляют задуматься о причинах, которые препятствуют созданию в стране действительно народной власти. Несмотря на то, что большинство политических деятелей, особенно в предвыборный период, прикрываются лозунгами о благе избирателей, в реальной политике после прихода к власти интересы народа ими зачастую игнорируются.

Оказать помощь в понимании причин таких перемен в деятельности политиков, последствий, к которым может привести популизм, предназначена эта работа.

1. Исторические корни популизма  

Термин “популизм” (от лат. populus - народ) впервые появился в конце ХIХ века в США, после чего он прочно вошел в политический лексикон в течение последующего столетия. Но родословная популизма началась гораздо раньше.

Еще в Римской империи во II - I веках до нашей эры существовало идейно-политическое течение популяров, призванное отражать интересы простого народа – плебса, и противостоявшее оптиматам, которые отражали интересы нобилитета – знати. В Древнем Риме нобилитет представлял замкнутый круг патрицианских и знатных плебейских семейств, имевших доступ к высшим государственным должностям. Видными популярами были братья Тиберий и Гай Гракхи – знаменитые народные трибуны-реформаторы конца II века до н. э. Они стремились возродить пришедшее в упадок крестьянство и обуздать всесилие сенаторской аристократии. Их последователем явился народный трибун Апулей Сатурнин. Популяров отличало ораторское мастерство, с помощью которого они стремились воздействовать на толпу. Однако значительных политических результатов это движение не имело.

К раннему популизму можно отнести сельские идиллии римского поэта Вергилия (I век до н. э.), сочетающиеся с интересом к политическим проблемам.

В период Английской буржуазной революции XVII века образовалась радикально-демократическая мелкобуржуазная политическая партия под названием «левеллеры» (от англ. levellers – уравнители) во главе с Дж.Лилберном. Они добивались установления республики, введения всеобщего избирательного права, но выступали против ликвидации частной собственности, чем оттолкнули от себя беднейшие слои. В отличие от них "истинные левеллеры" или диггеры (от англ. digger – копатель) – представители крайне левого крыла революционной демократии, участники аграрного движения среди сельской и городской бедноты во главе с Дж.Уинстэнли, требовали уничтожения частной собственности и переустройства быта на уравнительных началах. Оба эти движения также претендуют называться одними из явлений популизма эпохи средних веков.

Близки к современной интерпретации популизма политические взгляды и идеи Ж.Ж.Руссо. Культ природы и естественности, критика городской культуры и цивилизации, искажающих изначально непорочного человека, предпочтение сердца разуму – таков лейтмотив сочинений великого французского философа. Руссо выступал против социального неравенства, деспотизма королевской власти, идеализировал состояние всеобщего равенства и свободы людей, разрушенное введением частной собственности. Идеи Ж.Ж.Руссо оказали влияние на общественную мысль многих стран.

Элементы популизма были характерны для массового движения английских рабочих 1830-1850-ых годов, вошедшего в историю под названием "чартизм" (от англ. chartism < charter – хартия). Требования чартистов, изложенные в виде законопроекта "Народная хартия", касались демократизации государственного строя, экономических прав рабочих и т.д.

К популистскому движению относится также народничество в России. Так, в Большом энциклопедическом словаре Ларусса (Франция) одно из определений популизма выглядит так: "Идеология и политическое движение (по-русски – народничест0о), получившее развитие в России в 1870-х годах, отстаивает специфический путь продвижения к социализму".[1]

Американский исследователь Р.Уортмэн в своей работе "Кризис русского популизма" считает, что народничество в России возникло как продукт эпохи 60-ых годов XIX века, когда молодое поколение (разночинцы), увлекшись духом реформ, пошло на резкий разрыв с традиционными устоями, со своим классом в целом. Но этот разрыв привел их к эмоциональной пустоте, которую необходимо было чем-то заполнить. Отсюда страстная вера в крестьянство, которое стало для разночинцев "референтной группой и которую интеллигенция волюнтаристски наделяла своими собственными помыслами". Однако дальнейшее развитие народнической идеологии вылилось в цепь непрерывных разочарований, столкновений с действительностью, не соответствующей представлениям народнических деятелей. Вся беда была в том, что народники "видели реальный мир в свете своих устремлений" и поэтому постепенно пришли к полному идейному и политическому краху.[2]

В.Г.Хорос также считает народничество одной из разновидностей популизма. По его мнению употребление понятия популизм как обозначение идейных построений народнического типа не вызывает возражений. Во-первых, популизм может быть понят как широкая идейная традиция, возникающая в переходных, развивающихся обществах XIX-XX веков. В таком аспекте данный термин, по мнению В.Г.Хороса, примерно равнозначен типологическому понятию народничества. Во-вторых, термин "популизм" может быть использован для обозначения особого типа политической культуры (политического патернализма, харизматического вождизма и т.д.).[3]

Российское народничество вполне соответствует определению популизма как политического движения, отстаивающего интересы широких масс. Так, популистами были такие уважаемые в России и Европе люди, народники, как П.Л.Лавров и Н.К.Михайловский. Возникнув в немногочисленной просвещенной прослойке российского общества народнический популизм не был понят простым народом и не получил массовой поддержки. Потерпев поражение в политической борьбе, он возродился со временем в идеологии и практике партии эсеров.

Этимологически понятия "популизм" и "народничество" идентичны, но по своему реальному употреблению далеко не равноценны. Исторически народничество обозначает идеологию движения демократической интеллигенции в России, а популизм связан с движением фермерских и отчасти городских слоев в США в конце XIX века. В современной западной литературе популизм выступает в качестве глобального феномена, по отношению к которому народничество является одной из многочисленных разновидностей.

Исторически корни современного популизма большинство западных и российских ученых усматривает в деятельности американских популистов на рубеже ХIХ - ХХ веков.

Появлению популизма предшествовали следующие события.

После гражданской войны 1861-1865 годов американские фермеры, особенно на среднем Западе и Юге, стали терпеть убытки от постоянного снижения цен на свою продукцию. Основными причинами этого являлись: во-первых, увеличение производства, благодаря появлению новой техники, и во-вторых, революция в транспорте, которая заставила американских производителей конкурировать с производителями из других стран. Американские фермеры не хотели замечать эти основные причины, а вину возлагали на чрезмерные железнодорожные расходы, высокие процентные ставки, необоснованно высокие доходы механиков и торговцев и даже на некий денежный заговор, возможно, международный, созданный для поддержания недостатка в деньгах.

Предваряя популизм, существовали ряд фермерских движений, имеющих поддержку от производителей продовольствия со среднего Запада и производителей хлопка и табака с Юга. Фермеры в 1870-ых годах сосредоточили свои усилия на проблемах, связанных с железной дорогой. Они добились значительных результатов на уровне штатов и повлияли на изменения в федеральном железнодорожном уставе. Свободные добытчики серебра акцентировали внимание на денежном вопросе, требуя или увеличения количества бумажных денег, или равного обмена серебра на золото, или то и другое. Альянсы фермеров: один - на среднем Западе, другой - на Юге, использовали возможности взаимодействия фермеров как экономические, так и политические.

Популисты - так стали называть сторонников зарождающегося движения - старались создать партию, служащую, в первую очередь, интересам сельскохозяйственных работников. Попытки завоевать также поддержку рабочих оказались тщетными. Их противниками были "плутократы", которые контролировали финансы и промышленность, а также две старейшие политические партии: демократическая и республиканская.

В конце 1880-х и начале 1890-х годов положение фермеров на западных окраинах среднего Запада и старого Юга было тяжелым. Перемещение на запад исчерпало себя по причине неблагоприятных погодных условий. Цены на продукцию фермеров постоянно падали. Ко всему этому добавился еще один фактор. На крайнем западе добытчики серебра были недовольны демонетаризацией серебра; уже с 1873 года США имели единый золотой стандарт, и цена на серебро катастрофически упала. Тот факт, что некоторые европейские страны опередили США в принятии золотого стандарта, укреплял во мнении, что существует международный заговор о выведении серебра из бизнеса. В действительности проблема состояла в том, что западные старатели добыли столько серебра, что нарушили традиционное равновесие между ценами серебра и золота. Но этот факт старатели признавать отказывались.

Настроение разорившихся фермеров и ряда рабочих уловили общественные деятели, которые объединились в политическую организацию. 19 мая 1891 года она оформилась в Народную (популистскую) партию.

Популистское движение объединяло разнородные групповые интересы (главным образом фермеров и рабочих) на межрасовой основе в борьбе против многообразных форм господства монополистического капитала, установившегося в тот период. В движении отразилось мироощущение массовых слоев американских трудящихся, ставших жертвами разрушительного воздействия монополий на мелкое производство и его социальных последствий. Оно тяготело к спонтанному, организационно аморфному типу, что определялось недоверием к теоретизированию и к жесткой организации, которые воспринимались как символы отделения власти от народа. Поэтому идейно-политическое творчество популистов, несмотря на то, что к нему примыкали на разных этапах такие представители общественной мысли как Г.Джордж и И.Доннелли, в целом развивалось на уровне обыденного сознания.

Тем не менее популисты выдвинули ряд новых идей, соответствовавших важным тенденциям общественного развития США. Программные установки популистского движения изложены в Омахской (1892г.) и Спрингфельдской (1894г.) декларациях. Своеобразие популистских идей определялось следующими фундаментальными аспектами: во-первых, новым содержанием понятия "народ и народовластие"; во-вторых, новым взглядом на роль государства; в-третьих, требованием расширения демократических структур путем сочетания представительной демократии и прямой демократии, то есть непосредственного участия народа в управлении страной и контроле за деятельностью властей.

Понимание идеи народа и народовластия, предложенное популистами, отличалось от классических положений буржуазной демократии. Высшая социальная ценность для них - не абстрактный народ, а трудящиеся массы: "истинный народ - это те, кто трудится в деревне и в городе".[4]

Вопреки американской традиции слабой центральной власти популисты выдвинули идею сильного государства, действующего в интересах трудящегося народа и, что особенно важно, под его непосредственным контролем. Дж. Хикс писал: "Популистская философия в конечном счете сводится к двум основным положениям: первое - правительство должно сдерживать эгоистические интересы тех, кто извлекает выгоду за счет бедных и нуждающихся; второе - народ, а не плутократы должны контролировать правительство".[5]

Главной целью движения популисты считали улучшение положения трудящихся, которое, по их мнению, должно достигаться путем роста регулирующей роли государства в экономической сфере.

Известный американский историк Р.Хофстэдтер, один из наиболее последовательных критиков популизма, признает, тем не менее, за ним приоритет в пересмотре господствовавших в США взглядов на роль государства. "Популизм, - писал он, - был в США первым значительным политическим движением, которое настаивало на ответственности государства за всеобщее благосостояние".[6]

Популисты 1890-ых годов определили на уровне массового сознания одну из центральных проблем политической философии современности: соотношение демократии и социальной ответственности государства, что предполагает сильную исполнительную власть при четко действующем механизме демократического контроля.

Популисты не только выдвинули идею участия в управлении государством, но и предложили обеспечивающую ее систему конкретных реформ. "Популизм, - писал американский исследователь Э.Голдмен, - разработал механизм прямой демократии - прямые выборы в сенат; инициативы, дающие избирателям право законодательства через головы представителей; референдум, обеспечивающий право вето на действия законодательных органов".[7]

Наиболее активным популистское движение было в южных штатах, где проявления расизма были открытыми и очевидными. Под воздействием популистов создалась коалиция белых и черных для борьбы против всевластия промышленно-финансовых магнатов. Это продолжило традицию аболиционизма, перенеся ее в самый очаг расизма - на глубокий Юг. В насыщенных антирасистской риторикой речах популистов, в их действиях в защиту преследуемых черных популистских лидеров обозначился принцип движения, поставившего социальные противоречия выше расовой розни. Один из популистских лидеров, конгрессмен от штата Джорджия Т.Уотсен в своих многочисленных речах постоянно акцентировал на этом внимание, называя ненависть краеугольным камнем финансового деспотизма, порабощающего и белых, и черных.

Яркий урок антирасистской солидарности преподали популисты штата Джорджия, когда в ответ на угрозу линчевания негритянского лидера две тысячи вооруженных белых фермеров-популистов выступили в его защиту.[8] По свидетельству американских исследователей антирасистский размах популистского движения уникален для массовых политических выступлений белых на Юге.

Популизм не исчерпывался социально-политической проблематикой. Движение несло с собой целый пласт мировоззренческих, психологических и этических проблем. Популистское сознание характеризовалось особым, не рационально-теоретическим, а интуитивно-прагматическим видением мира и места личности в нем, своеобразным отношением к историческим судьбам страны. Не имея четко оформленной идеологии и теоретической базы, популизм представлял собой противоречивое сочетание: с одной стороны, это было прагматическое политическое течение с весьма конкретной программой, с другой стороны, - умонастроение и своего рода этос: составляющая человеческой природы, которая подвластна ему самому и является предметом морального выбора. Популистскому восприятию социального мира было свойственно дихотомическое деление общества, возрождающее примитивные социальные представления о нем: богатые и бедные, народ и избранные. Иррационализм популистского сознания выражался в пристрастиях к экономическим и политическим панацеям.

В идейном арсенале популизма важное место принадлежит проблеме личности. "В центре популистской идеологии, - писал английский исследователь Д.Макрэ, - не экономика, не политика, даже не общество. Ее ядро - личность, в первую очередь ее моральный аспект".[9] Это утверждение является характерным для популистского мировоззрения. В соответствии с ним главной задачей общества - его экономической и социальной политики - должно быть счастье рядового человека, его материальное благосостояние и духовная гармония, что характерно также для марксизма, частично либерализма. Но если марксизм предполагает добиваться этого с помощью революционных преобразований, либерализм - исходя из концепции частной собственности, то популизм - благодаря надежде на простейшее решение всех проблем, вере в то, что одно или несколько простых мероприятий (например, предлагаемая популистами чеканка серебряных денег) могут радикально изменить к лучшему всю общественную ситуацию.

В популистском мировосприятии идеал человека воплощал земледелец-фермер. Поэтому популисты остро критиковали капиталистическую индустриализацию и присущую капитализму урбанизацию сельской жизни. Они были первым массовым движением в Соединенных Штатах, поставившим экологические проблемы. Однако их критика не носила характера ярко выраженного антитехницизма. Они одобряли развитие техники и ее внедрение для облегчения труда на производстве и в сельском хозяйстве, но были обеспокоены тем, что она используется для усиления власти промышленных магнатов.

Популистский личностный идеал сочетался с представлениями о демократической общественной деятельности как высшей форме самовыражения личности. Эти идеи развивал один из самых образованных популистских лидеров Т.Ньюджент. "Не есть ли Христос, - вопрошал он, - конечный результат божественной эволюции, ниспосланный в этот мир для того, чтобы преобразовать, возвысить и прославить Человека общественного?".[10]

Личностная самореализация рядового американца в общественной деятельности осуществлялась в популистском движении. Миллионам тружеников, униженных и отторгнутых от возможности влиять на свои судьбы, это движение давало ощущение социальной причастности и значимости. Оно сформировало культуру, характеризовавшуюся особым демократическим этосом. Высшей ценностью этой культуры мыслился рядовой “общественный человек” активно участвующий в решении своей судьбы. Популистские идеи демократического участия и контроля были политическим выражением этих более глубоких культурно-мировоззренческих основ.

Популистское сознание в США характеризует ряд особенностей, а именно: меткость и решительность в разоблачении негативных явлений американской жизни и вместе с тем приверженность основополагающим принципам системы в целом, на которые не покушались даже самые радикальные популисты. Они, например, не подвергали сомнению принцип частной собственности, рассматривая его как естественное право личности и основу идеального общества. Ими не ставилась и проблема производственных отношений, и общественных классов, соответственно у них отсутствовали и представления об антагонистическом противостоянии в обществе. Отсюда и отрицание популистами насильственных способов решения социальных проблем.

В то же время популистское движение имело антимонополистическую направленность, установки на подлинное равенство вплоть до расового. Программа структурных реформ, которую выдвинули популисты, предполагала максимальное участие рядовых людей в решении своих судеб. При всей противоречивости популистского мировосприятия эти характерные для него качества делают возможным определить популистское движение в целом как явление демократической ориентации.

Будучи реакцией на ломку старых структур и складывание крупнокапиталистического производства популизм в США тем не менее не был обращен в прошлое. Напротив, популистский менталитет улавливал требования своего времени, а зачастую и времени, отдаленного на несколько десятков лет вперед. Об этом свидетельствуют требования движения, обозначившие основные направления развития демократии в США, сохраняющие актуальность и по сей день: достижение экономических целей средствами массового политического движения, в котором участвует широкая коалиция трудящихся на межрасовой основе; демократическое участие и контроль; сохранение окружающей среды и гармоническое развитие личности.

Тем не менее, являясь неопределенным по своему составу, популистское движение не смогло существовать самостоятельно. В 1896 году оно влилось в демократическую партию, поддержав на президентских выборах их кандидата У.Брайана. С его именем связано окончательное утверждение термина "популизм" как метода политической борьбы. Характерными чертами этого метода являются апелляция к обыденному сознанию масс, попытки подстроиться под их требования, использование таких черт обыденного сознания, как упрощенность представлений об общественной жизни, непосредственность восприятия, максимализм и склонность к простым и однозначным политическим решениям.

В популизме У.Брайан увидел средство привлечения на свою сторону широких масс, сделав на этом главную ставку в президентской кампании. Он резко критиковал "воротил Уоллстрита", пытался представить свою борьбу за Белый дом как войну за святое дело, а себя — как новую мессию, раздавая направо и налево различные обещания фермерам и рабочим. У.Брайану не удалось добиться победы, но популизм как политический приём доказал свою перспективность: демократы набрали на один миллион голосов больше по сравнению с предыдущими выборами и были как никогда раньше близки к победе.

Популизм имел несколько побед на уровне штатов, но так как его программа была преимущественно общегосударственной, то эти локальные победы были малоэффективны. В 1900 году партия раскололась: сторонники слияния с демократами поддержали список последних, а фракция "непримиримых" выдвинула В.Баркера от Пенсильвании на пост президента и И.Доннелли от Миннесоты на пост вице-президента. Эта фракция продолжала выдвигать списки кандидатов до 1912 года. При Теодоре Рузвельте и Вудроу Вильсоне многие из требований популистов были удовлетворены.

Но популистская традиция в США не была прервана. Популизм ярко проявился здесь во время "великой депрессии", наступившей вслед за мировым кризисом в экономике 1929-1933 годов. Став самым длительным и разрушительным в истории капитализма, вызвав беспрецендентное падение жизненного уровня населения, кризис возбудил общественные страсти и привел к новому подъему популизма. Проводимая в это время система мероприятий правительства президента Ф.Рузвельта, сочетающая меры по усилению государственного регулирования экономики с некоторыми реформами в социальной области, получила название "новый курс".

В современной истории использование популистских методов характерно как для политических деятелей демократических государств, так и для руководителей авторитарных и тоталитарных режимов. Программные установки и действия Муссолини и Гитлера были основаны на стремлении удовлетворить потребности толпы в "хлебе и зрелищах", сулили быстрые и легкие пути выхода из кризиса, ласкали слух обывателя громкими радикальными лозунгами и словами: раздел богатства, антиаристократизм, социальная справедливость, особая миссия. В теории и практике гитлеровского национал-социализма был достаточно эффективно задействован такой популистский прием, как раздувание воинствующего национализма и расизма. "Ариец является Прометеем человечества. Его ясная голова была одарена божьей искрой гения, ему дано было возжечь первые огоньки человеческого разума, ему первому удалось бросить яркий луч света в темную ночь загадок природы и показать человеку дорогу к культуре, научив его таинству господства над всеми остальными живыми существами на этой земле... Все основные планы человеческого прогресса, все самые большие камни, необходимые для постройки, - все это дал ариец. Другим расам принадлежало только выполнение планов", - так Гитлер представляет созидательное прошлое арийской нации, играя на национальных чувствах народа.[11] Брошенное в благодатную почву семя привело Гитлера и его сподвижников к власти, проросло в виде фашистского государства, исповедующего расизм, национализм, шовинизм, тоталитаризм, которое принесло миру много горя и страдания.

Сильный элемент популизма был свойственен и политике большевистской партии в России. Такие популистские лозунги как "Мир - народам!" и "Земля - крестьянам!" сплотили вокруг большевиков многомиллионные народные массы. Их реализация сыграла решающую роль в борьбе за влияние в народе. "...Мир по телеграфу" дали большевики и солдатская масса пошла за ними,” - признавал в своих мемуарах П.Н.Краснов.[12]

С лозунгами, выражавшими волю и чаяния простых людей, у большевиков соседствовали и такие, которые играли на низменных инстинктах толпы, например, "Грабь награбленное!" или "Война - дворцам!", которая привела к невосполнимым утратам материальных и духовных ценностей.

2. Популизм общественно-политических движений  

Использование популистских принципов характерно не только для отдельных политиков, но и для общественно-политических движений.

Одним из широкомасштабных течений современности, ведущих борьбу за социальную справедливость, исповедующих популистские принципы, является общественное движение, названное именем одного из его основателей, - гандизм.

Это движение родилось как протест против войны США с Мексикой в 1846-1848 годах, завершившейся захватом США ряда мексиканских земель, на которых утвердилось рабовладение. В ответ на это Генри Дэвид Торо - американский философ, писатель - организовал движение "гражданского неповиновения". Г.Д.Торо полагал, что граждане обладают естественным правом на социальную справедливость и, в случае ее нарушения, правом на сопротивление правительству, ведущему несправедливую политику. Торо считал: если государство принимает несправедливые законы, то граждане имеют неотъемлемое право игнорировать их и проявлять свое неприятие этих законов не восстанием и насилием, а гражданским неповиновением. Основным средством такого неповиновения являются отказ от уплаты налогов, демонстрации, отказ от призыва на военную службу, саботаж государственных учреждений, которые, по его мнению, нравственно оправданы и являются мирной, ненасильственной революцией.

Демократизм и философские взгляды Торо оказали определяющие влияние на становление личности выдающегося деятеля Индии Махатмы Ганди. Оценивая современное ему общество как несправедливое и аморальное, Ганди в начале XX века разработал систему мирных, "моральных" мер в целях его преобразования. Эта система ненасильственной борьбы за приближение общества к божественному идеалу получила название сатьяграхи ("упорство в истине"). Система сатьяграхи включила в себя две основные формы: несотрудничество и гражданское неповиновение. Несотрудничество выражалось в отказе от титулов, пожалованных колонизаторами, бойкоте правительственных учреждений, учебных заведений, в мирных демонстрациях. Неповиновение выражалось в нарушении отдельных, "несправедливых, аморальных" законов, в политических забастовках, "харталах" (отказ от любой деятельности), в отказе от уплаты налогов (в исключительных случаях).

Опыт борьбы позволил Ганди утверждать, что широкие массы, объединившись (без различия религии, национальности, класса, касты) могут добиться мирным путем того, что достигают революции, но в отличие от них, не нанося разрушений стране, не вызывая смертей и ненужных страданий в обществе. Следует иметь в виду, что Ганди допускал и вооруженную борьбу, направленную на защиту независимого государства от агрессора.

Единомышленниками М.Ганди являлись Бертран Рассел - крупнейший философ, логик, политолог, общественный деятель, которого называют "британским Ганди", и известный баптистский пастор, основатель негритянской организации "Южная конференция христианского руководства" (США) Мартин Лютер Кинг, который предпринял попытку развития идей гандизма применительно к христианской этике.

Сегодня это движение не ставит под сомнение моральность существующих политико-правовых режимов (за исключением диктаторских и расистских). Движение сторонников М.Ганди концентрирует свои действия против попыток разжигать военную истерию, борется за отдельные права трудящихся, за экологическую безопасность, против деятельности неофашистов и мафии.

Обострение глобальных проблем (таких, как угроза экологической и термоядерной катастрофы планеты, исчерпание природных ресурсов, голод в "третьем мире", рост в большинстве стран самоубийств, наркомании, заболеваний СПИДом, духовная деградация, индивидуализм) вызвало к жизни в кругах западноевропейской и американской интеллигенции стремление выработать социальное учение, которое бы позволило решить эти глобальные проблемы и обеспечить людям "золотой век" в новом ХХI веке.

Это социальное учение, объединившее многие организации "зеленых" сторонников за физическое и психическое совершенство человека, последователей паранормальной психологии и борцов за равноправие женщин, стало сегодня значительным явлением в общественной жизни и получило реализацию в "движении новой эпохи". Теоретики движения (Петер Руссель, Дейвид Шпинглер и др.) утверждают, что у человечества появляются объективные и субъективные возможности совершить третью общечеловеческую перестройку: после перехода к земледелию и промышленной революции "прорваться" в новый век путем изменения сознания и морали всех людей.

"Движение новой эпохи", распространившееся, прежде всего, в кругах интеллигенции и студенчества, влияет и на другие социальные слои и группы, в том числе на рабочих и фермеров.

Социальным движением популистского характера, пользующимся значительным авторитетом среди населения планеты, является движение "за христианский социализм". Опираясь на проповеди Иисуса Христа и его последователей, на философские работы таких видных христианских мыслителей, как Н.А.Бердяев, члены этого движения называют себя христианскими социалистами.

Цельная концепция "христианского социализма", базирующаяся на Ветхом и Новом заветах, была разработана французским аббатом и философом Фелисте Робером де Ламенне и французским философом Пьером Леру в первой половине ХIХ века. Наибольшим влиянием это движение пользовалось в Великобритании, Германии, Франции, Польше, США и других странах. Новый этап активности христианских социалистов с 70-х годов XX столетия связан во многом с деятельностью известного на Западе публициста, политического деятеля и философа Майкла Харрингтона.

Идеи "христианского социализма" также ориентированы на широкие слои населения. Его идеалы, включающие в себя христианские моральные нормы, утверждающие необходимость союза различных демократических сил, демократизации системы образования, информации, децентрализация экономики и развитие кооперативного движения, привлекают многочисленных сторонников. Христианские социалисты активно пропагандируют одну из центральных идей М.Харрингтона - принцип расширяющегося демократического контроля, подчеркивая важность применения его во всех сферах общественной жизни.

В 1970-1980-ые годы высокую активность стали проявлять социальные движения, эксплуатирующие какие-либо выбранные ими ценности (борьба за мир, экологические, национальные и другие). Именно эксплуатация ценностей, а не простое использование их в своей деятельности отличает популистское движение от обычного. Показательно в данном аспекте феминистское движение. Лозунг этого движения на Западе - "Раз женщина имеет право на половину рая, то они должны иметь и половину власти здесь, на земле!". Лозунг свидетельствует о переходе женского движения на новый этап: от внеинституциональных форм протеста к институционально оформленному, политически определенному выбору в рамках существующей партийно-политической системы. Под знаком этого движения возглавила правительство Норвегии Гру Харлем Брундтланд, которая включила в свой кабинет семь женщин с министерскими портфелями. Г.Х.Брундтланд и ее сподвижницы заявили, что женское равноправие в их понимании означает равное с мужчинами в процентном отношении представительство в сфере политического управления.

Прорыв женщин в сферу политики явился закономерным следствием послевоенного развития западного общества, когда продолжалось массовое вовлечение женщин в трудовую деятельность, возрастала образованность женщин и квалификация их труда. Это меняло самосознание женщины и общественное представление о ее месте и назначении, подрывая традиционные патриархальные устои и отношения.

Политические партии вынуждены были повернуться в сторону активных женщин, учесть их нужды и запросы, попытаться приспособиться к требованиям и лозунгам массового женского движения, стали привлекать женщин в партии. Происходит смена установок женского движения: от внепарламентской деятельности к постепенному овладению этими институтами. В современной России также был пример эксплуатации женского неравноправия в политических целях: специально созданное для парламентских выборов движение "Женщины России" проводило агрессивную предвыборную кампанию. Но, к удивлению политического истеблишмента, оно не набрало положенного процента голосов и не было представлено в законодательном органе власти.

Современные социальные движения независимо от их целей (будь то экология, защита мира или иная задача) концентрируются вокруг проблематики демократического участия. Взгляды и настроения сторонников этих движений достаточно точно выражены одним из идеологов экологического движения Б.Стоуксом в книге "Самопомощь: локальное решение глобальных проблем": "Настало время, когда отдельные люди и общины должны добиться большей власти над своей жизнью. Путь - создание гражданами на местном уровне параллельной системы, которая станет альтернативой как крупным бюрократическим организациям, так и большому бизнесу".[13]

3. Возникновение популизма в развивающихся странах  

Популистское движение США дало заметный импульс возникновению популизма в странах Латинской Америки. Одновременно экспансионистская политика Соединенных Штатов по отношению к латиноамериканским государствам обусловила интенсивное развитие национально-освободительного компонента популизма. Его приверженцы выступили не только против уродливых черт капиталистической эксплуатации, но и против "североамериканского империализма", за национализацию ключевых отраслей промышленности и земли.

Первой популистской партией в Латинской Америке стала Перуанская апристская партия, основанная в 1924 году под названием Американский народно-революционный альянс. Основателем партии был видный деятель латиноамериканского национал-реформизма В.Р.Айа де ла Торре, возглавлявший Перуанскую апристскую партию до 1979 года. Первая официальная программа апристов, принятая в 1936 году, содержала такие положения, как установление демократии и экономическое освобождение трудящихся, социальное обеспечение населения, всеобщее начальное образование, развитие кооперации, национализация с компенсацией, создание государственной финансовой корпорации. Документы партии 1930-1950-ых годов содержали многие антиимпериалистические лозунги. До последнего времени апристская партия являлась влиятельной политической силой в Перу.

В 30-е годы почти во всех латиноамериканских странах возникли и окрепли партии популистского толка. В 1930 году к власти в Бразилии пришел опиравшийся на популистский либеральный альянс Ж.Варгас (был президентом до 1945 года). Ярко выраженную популистскую политику проводило правительство Ласаро Карденаса в Мексике в 1934-1940 годах, Хуана Доминго Перона в Аргентине (1946-1950г.г. и 1973-1974г.г.), Сальвадора Альенде в Чили (1970-1973г.г.), Алана Гарсии Переса в Перу (1985-1990г.г.), Сандинистский фронт национального освобождения в Никарагуа (1979-1990г.г.). В настоящее время позиции популистских партий в Латинской Америке остаются по-прежнему сильными. Достаточно развитая экономика ряда латиноамериканских стран обусловливает здесь иные направления идейной и политической борьбы, опирающиеся преимущественно на социальную базу города.

Возникновение популистских течений в Азии было обусловлено рядом причин. На континенте развертывалось национально-освободительное движение, возрос перепад уровней социально-экономического развития – между очагами иностранного капитала или укоренившейся местной буржуазии и докапиталистическими институтами и формами хозяйства. Решение задач социально-экономического развития осложнялось проблемами освобождения и национального самоопределения. К тому же ряд азиатских стран располагал довольно значительными отраслями национальной интеллигенции, воспринявшей идеи западной науки и культуры и воспитанной на давних национальных культурных традициях.

Среди идеологов популистского толка в странах Азии отмечаются такие крупные фигуры, как Сун Ят-Сен, Махатма Ганди, Сукарно. Деятельность мелкобуржуазной демократии в азиатских странах сдерживается традиционализмом психологии крестьянства, запутанностью аграрных отношений. Однако популистские тенденции до последнего времени были сильны в Индии, Мьянме (Бирме), Шри Ланке и других странах. Так в Индии получил развитие "деревенский" популизм. Особенность его состоит в том, что он направлен не столько против капитализма, как системы общественных отношений, сколько против городской крупной буржуазии. На этой почве создана партия "Лок Дал", руководимая Ч.Сингхом, отражающая интересы аграрной буржуазии.

На африканском континенте, где развитие популизма приходится на начало национально-освободительного движения стран от колониальной зависимости, пик популистской деятельности наблюдался в 60-70-ых годах XX века. В странах, где капитализм получил слабое развитие, в наибольшей степени сохранились общинные структуры. Наиболее ярким примером популистско-общинного эксперимента, получившего название Ньереровского революционного популизма, является Танзания. Концепция Дж.К.Ньерере, базирующаяся на специфическом толковании культурно-исторических традиций африканских народов, наиболее разработанная и систематизированная среди современных теорий популистского толка. Строительство государства в Танзании происходило на принципах "уджамаа" и "опоры на собственные силы".[14]

Концепция "уджамаа» - соединение понятия модернизации и развития в русле немарксистского социалистического учения с преобладанием элементов крестьянского утопического социализма. Основные его положения – экономический и социальный эгалитаризм; бесклассовое, неконкурентное общество, опирающееся на принципы солидарности и взаимопомощи. Концепция "уджамаа" удачно соединяла традиционные этические и политико-культурные традиции (взаимопомощь, солидарность, перераспределение) с социалистическими установками. В качестве основного пути развития социально-экономического базиса определялась производственная кооперация на базе возрождения и укрепления общинного коллективизма. Такой подход оказался несостоятельным, так как совместная деятельность в современных кооперативах, ориентированных на рынок, качественно не совпадает с традиционными формами ассоциированного труда на базе натурального хозяйства. Однако революционный популизм оказался весьма эффективным как средство сохранения стабильности и источник легитимности режима в 1970-ые годы.

Наиболее видными лидерами популистского толка в африканских странах являются Дж.К.Ньерере (Танзания), Ф.Фанон (Алжир), М.Кейта (Мали), К.Нкрума (Гана), Б.Онуоха (Нигерия), М.Диа (Сенегал), Т.Мбойя (Кения). "Надо идти в народ, - призывал М.Кейта, - разделить с ним его радости и горести, даже если придется отказаться от некоторых благ, с тем чтобы народ, на поддержку которого мы опирались в борьбе за освобождение страны, мог надеяться на повышение своего благосостояния".[15]

Анализ популистских тенденций в странах Азии, Африки и Латинской Америки свидетельствует о том, что идеологии популистского толка характерны для тех социально-политических режимов, в которых проводятся буржуазно-демократические социальные преобразования с уклоном в сторону "аграрного демократизма" и различных кооперативных экспериментов.

В последние годы отмечается существенное отличие современных популистских идеологий – в ряде случаев они являются идейным выражением правящих партий и группировок. По мнению В.Г.Хороса более элитарный, авангардистский характер современного популизма связан не только со значительной пассивностью основных масс традиционного населения в развивающихся странах, но и с наличием заметных технократических тенденций в руководстве молодых государств, более ярко выраженным стремлением к модернизации и индустриализации, характерных для современной мелкобуржуазной демократии.[16]

Трудную задачу для демократии развивающихся стран представляет осуществление рациональной экономической политики при наличии глубоких идеологических расхождений между ведущими участниками политического процесса, когда силам, выступающим за либерально-рыночное решение проблем, противостоят мощные популистские организации и движения.

4. Особенности популизма в развитых странах        

В 1960-ых годах в развитых странах проявился политический феномен, получивший название "новый" популизм. Он был рожден не элитами, а массами, и широко распространен средствами массовой информации, ранее не применявшимися для подобных целей. Р.Хофстэдтер еще до появления новопопулистской волны в 1960 году писал, что популизм выжил в наше время, в частности, как подводное течение провинциальных обид, народного, демократического бунтарства и подозрительности, наконец, почвенничества. Течение это, по его мнению, может сослужить службу реформизму, но и может быть использовано реакцией.[17]

Антимонополистическое движение 1960-1970-ых годов захватило значительную часть среднего класса, осуждающего капитализм с традиционно популистской позиции. Характерным для этой позиции является противопоставление: с одной стороны, "люди", "народ"; с другой стороны, "обособленные интересы", под которыми понимаются главным образом интересы капиталистических корпораций.

Ценностные ориентации "нового" популизма продиктованы традиционной моралью, связанной с комплексом идеологических воззрений. "Новые" популисты (Нэйдер, Гринфилд, Ньюфилд), появившиеся в США на политической арене в конце 1960-ых годов, акцентировали внимание на двух областях общественной жизни.

Одна из них получила название консюмеризм. Смысл этого понятия состоит в том, что в "обществе потребления" между производителем и потребителем происходит постоянное противоборство с явным перевесом сил у первого. Консюмеризм задается целью оградить интересы потребителя, бойкотируя низкокачественные товары и услуги, иногда угрожающие его здоровью и даже жизни. Публично обвиняя монополии в низком качестве товаров потребления, "новые" популисты рассчитывали таким образом вынудить их считаться с нуждами потребителя.

Другим объектом реформаторских устремлений популистов стала избирательная система. "Новый" популизм открывает для себя, что власть в США идет на поводу у бизнеса, "доступ народа к своему правительству блокирован китайской стеной денег". Старые популистские лозунги "прямой демократии" и "большого правительства", поставленного над "обособленными интересами", преломились в требованиях прямых выборов президента и государственного финансирования предвыборных кампаний, которое должно сделать кандидатов в президенты независимыми от монополий.[18]

"Новые" популисты особое внимание уделяли технике убеждения. Их аргументация была обращена к чувствам народа, оттесняя все другие способы аргументации. Политический стиль "новых" популистов характеризовался демонстративным эгалитаризмом, сопровождался сильной неприязнью ко всему, что поднимается над уровнем массы: к культурной утонченности, к "высоколобости" и т.д. Именно эти настроения активно эксплуатировал губернатор штата Алабама Дж.Уоллес с его нарочитой грубостью и простотой, рекламным образом "свойского парня", режущего правду-матку. Более либеральные "новые" популисты, не поддерживая такой демонстративный стиль, тем не менее, первостепенное внимание уделяли эмоциональному, личностному контакту с публикой, использованию средств массовой информации.

Пытаясь свести проблему качества жизни к проблеме качества потребления, а также к экологической гармонии, "новые" популисты добились ощутимых результатов, вынудив монополистов уступить потребителям.

Успешно использовала "новый" популизм в своих целях М.Тэтчер. Она не ставила своей задачей победу на очередных выборах, ее политическая задача заключалась в использовании "нового" популизма для завоевания общественного мнения, для системы рыночного выбора в противовес государственному.

Авторы концепции тэтчеризма как "авторитарного популизма" - М.Джейкс и С.Холл. С их точки зрения, тэтчеризм открыл мощное средство перевода экономической доктрины на язык повседневного опыта, моральных императивов и здравого смысла, создавая таким образом "философию" в более широком смысле - в смысле альтернативной этики по отношению к этике "заботливого общества". Этот перевод теоретической идеологии в популистскую идиому был важнейшим политическим достижением.[19] М.Джейкс и С.Холл отмечают неоднородность тэтчеристского популизма. Он сочетает устоявшиеся понятия - нация, семья, долг, авторитет, стандарты, традиционализм - с агрессивными темами возрожденного неолиберализма - личный интерес, индивидуализм и конкуренция.[20]

"Новый" популизм отразил потребности в повышении качества жизни. Несмотря на то, что его установки носят антиавторитарный характер, их использование с преломленными целями к реальной действительности способствовало повышению потенциала демократического обновления и породило устойчивые социальные и политические структуры, приведшие к важным переменам в жизни общества.

Новый импульс своему развитию популизм в США получил во второй половине 1970-ых годов. В результате уотергейтского кризиса и поражения республиканцев на выборах 1976 года появились десятки ультраконсервативных политических организаций – фонд наследия, американский совет по законодательному обмену, национальный консервативный комитет политического действия, коалиция за мир с позиции силы, комитет за ответственную политику молодежи, комитет за выживание свободного конгресса, консервативное собрание, религиозные правые организации. Их стали называть "новые правые". Политические организации "старых правых" носили полусектантский характер. Они были ориентированы, главным образом, на идеологических и политических представителей господствующего класса. Деятельность "новых правых" организаций и групп носила ярко выраженный популистский характер, что стало возможным в результате роста массовой базы ультраконсерватизма под влиянием углубляющегося кризиса традиционного реформаторства, его стратегии государственного регулирования общественных процессов. "Новые правые", являющиеся носителями идей "правого популизма", наладили прочные связи с массами. Их тактика базировалась на силовой конфронтации с параллельной апелляцией к массам. Ярким представителем "правых" популистов являлся Р.Рейган, а также его последователь Дж.Буш. Р.Рейган во время торжеств, посвященных вступлению на пост Президента США, заявил: “Я недостаточно сообразительный, чтобы вас обманывать”, чем привлек на свою сторону подавляющую часть простых американцев, увидевших в нем “своего парня”, человека из народа.

У демократов в это время наблюдалась обратная тенденция: прогрессирующий отрыв от чаяний и интересов новых слоев, нового поколения. Лишь к середине 1980-ых годов закончилось переосмысление демократами реформистской программы. С этого времени в политическом лексиконе начал фигурировать термин "неолибералы", которые на первое место выдвигали проблемы технологического перевооружения и структурной перестройки в экономике. К ним принадлежали сенаторы Г.Харт, Б.Бредли, конгрессмены Р.Гепхардт, А.Гор, губернаторы М.Дукакис, Дж.Хант, экономисты Р.Райли, Д.Борч и другие. Перед ними стояла проблема – придать идее антибюрократический популистский характер. Появилась идея нового "социального контракта", а также справедливого и гуманного "распределения тягот реформ". Они стали носителями идей "левого" популизма. Столкнувшись с растущим правоконсервативным движением, демократы выработали два основных качества: умение завоевывать массы в острой конкурентной борьбе с "правыми" популистами, что несвойственно было "старым" либералам, а также идеологическую раскованность при сохранении основных ценностей либеральной ориентации, позволяющую двигаться "вправо" и "влево" в зависимости от конъюнктуры политического рынка, перехватывая методы и лозунги "правых" популистов. Поворот к народу дал о себе знать в 1992 году, когда победу на президентских выборах одержал Б.Клинтон.

Мировой опыт свидетельствует о том, что популистское движение активизируется в периоды, когда страны переживают переломные этапы своей истории. При резких социально-экономических сдвигах, когда ломаются старые устои, а новые еще не вычерчиваются четко и определенно, на политическую арену выходят популистские деятели. Основанный на непосредственном восприятии окружающего мира и его проблем, обыденных представлениях о причинно-следственных связях и отношениях общественной жизни, популизм предлагает соответственно упрощенные пути выхода из сложных ситуаций.

Тем не менее в стабильной Франции силы популистской направленности на выборах в Европарламент получали более трети голосов. В Италии бывший премьер-министр Б.Кракси ввел нововведения в политический обиход: начал писать Нация и Отечество с заглавной буквы, в обыкновение вошли поездки в сопровождении пышной свиты публицистов, актеров, певцов (аналогичные приемы использовал Б.Н.Ельцин в предвыборной кампании 1996 года). В результате на парламентских выборах в 1994 году победу одержало популистское движение "Вперед, Италия!". Лидер этого движения С.Берлускони, который, по его словам, за три месяца до победы не помышлял о политике, использовал для завоевания большинства избирателей мобилизующую роль телевидения. С.Берлускони запомнился избирателям тем, что чаще остальных появлялся на экранах телевизоров, использовал в своем лексиконе громкие лозунги, отражающие не нужды страны, а настроения избирателей: "Я создам миллион новых рабочих мест", "Домохозяйкам будет выплачиваться зарплата", "Я добился успеха для своего предприятия - такой же успех ждет Италию, если меня изберут" и т.д. (возникают ассоциации с предвыборными лозунгами В.В.Жириновского).

Итальянский успех популистов заставил говорить политиков о "берлусконизме", исключительном значении телевидения при проведении предвыборных кампаний, об изначально заложенной в человеке восприимчивости к популистской риторике.

Не совсем обычного рода популизм Тони Блэра. Это популизм на базе левоцентристских взглядов. В Европе популизм был всегда правого оттенка. Потому что европейские левые традиционно склонны к теории, а конкретно к марксизму - злейшему врагу популизма. В Англии же левые силы всегда ставили под сомнение идеи марксизма, о чем даже с гордостью подчеркивали (Гарольд Вильсон). Тони Блэр, являющийся, с одной стороны, наследником Вильсона, а с другой стороны, Маргарет Тэтчер - сторонник левопопулистских принципов.   

Если в "обществах с переходной экономикой" люди частенько смотрят на  харизматического лидера – популиста как на Мессию, способного вывести страну из пучины экономического неблагополучия, то в странах богатых и благополучных - как на "развлекателя", способного привнести в скучные однообразные будни хоть что-нибудь новенькое. Такой вывод можно сделать по итогам наблюдений за последними предвыборными перипетиями в США.

Теперь после окончания выборов можно с уверенностью сказать, что обаяние Дж.Буша–младшего – заведомого аутсайдера предвыборной гонки - оказалось важнее рациональности А.Гора. Американская пресса писала: "Буш понятен, Буш говорит простые слова, Буш кажется "своим". Буш не чужд популизма, а все его промахи чудесным образом превращаются в дополнительные очки".

Буш выложил перед избирателями карту, которую считал самой сильной: снижение налогов. Кандидат в президенты удачно иллюстрировал свою позицию: "Вот, возьмем семью: мужа и жену с общим доходом 50 тыс. долларов в год. Благодаря моей программе, сумма налогов, которую они будут платить, окажется меньше на 50%".

В преимущественно сельскохозяйственном штате – Айова Буш говорит жителям о том, что хорошо понимает специфику местного сельского хозяйства и упоминает о своих планах облегчить фермерам их налоговое бремя: "Поднимите руки, кто платит подоходный налог федеральному правительству? - спрашивает он фермеров. Лес рук. – Вы будете платить меньше!". Толпа радостно рукоплещет.

Такие простые и доходчивые объяснения понятны простому народу, который не привык забивать свою голову мудреными мыслями и разгадывать заумные фразы. Поэтому популизм в большей степени рассчитан на граждан с низкой политической культурой и обостренным чувством несправедливости.

5. Популизм в современной России  

В нашей стране популизм возник вследствие глубокого кризиса общества. Среди кризисных явлений в общественном сознании непосредственное отношение к возникновению популизма имеют два: острое разочарование части общества в социалистических ценностях, с одной стороны, и неприятие радикального обновления общества частью людей - с другой. Их склонность к восприятию популистских идей объясняется в значительной степени неразвитостью политической культуры общества.

Процесс демократизации советского общества дал ряд ярких примеров популизма всех возможных цветов и оттенков. Главный инициатор демократизации страны М.С.Горбачев практиковал частые поездки по стране - своеобразные "хождения в народ", непосредственные апелляции к широким массам как в СССР, так и за его рубежами ("народная дипломатия"), продемонстрировав умелое применение классических образцов популистских методов. Во многом, благодаря им, в первые годы пребывания у власти М.Горбачеву удалось завоевать симпатии простых людей. Однако, когда популизм Михаила Сергеевича не был подкреплен практическими результатами, он был оттеснен от реальной политической власти.

Выборы народных депутатов СССР, а затем и народных депутатов РСФСР также проходили на популистской волне. Популизм этого периода был основан на критике советской номенклатуры с позиции обывателя, объявления борьбы с привилегиями. Особенно данный тезис был актуален для Б.Н.Ельцина. Через несколько лет выяснилось, что привилегии партноменклатуры – это лишь невинные шалости по сравнению с привилегиями нового класса бюрократов, пришедших на популистской волне антикоммунизма.

В связи со значительным расслоением российского общества по уровню жизни стал возможным популизм среди широких социальных групп. Произошло разрушение привычного образа жизни большинства граждан, которые не могут приспособиться к новым условиям жизни. У них возникает естественное желание побыстрее получить простые и понятные ответы на жизненно важные вопросы. Таким образом, широкая аудитория готова к восприятию популистской риторики и всех атрибутов популистского воздействия.

Поэтому популистские методы активно используют многие российские политики. Одним из наиболее ярких примеров такого популизма являет собой В.В.Жириновский, сделавший ставку на свою близость с народом. В период своей самой эффективной избирательной кампании 1993 года он пообещал российским гражданам, что уже через день после выборов они почувствуют улучшение своего положения. И хотя никто не собирался понимать эту фразу буквально, сама уверенность, с которой она была высказана, народу понравилась. Еще один из предвыборных лозунгов В.В.Жириновского "Я подниму Россию с колен!" нашел широкий отклик у российских избирателей. Для этого политика характерны острота и злободневность поднимаемых проблем. Его ораторское искусство помогает без посредников доводить свои мысли до тех, кто их разделяет. Этот публичный политик в наиболее яркой и острой форме выразил национал-патриотическую идею. Число единомышленников В.В.Жириновского тем больше, чем напряженнее обстановка в стране.

Неудачи экономического курса, нестабильная политическая обстановка породили всеобщее разочарование людей во многих политических деятелях демократического толка, в лице которых они не видят тех политиков, которые могут найти выход из межнациональной розни, навести элементарный порядок в стране. На этом фоне выигрышно выглядят те политики, которые решительны, тверды, уверены в себе, могут коротко и доходчиво довести до избирателей свои программы. К разряду таких политиков относится А.И.Лебедь, который снизил в последние годы свою политическую активность, но обладает мощным популистским потенциалом.

Вместе с тем, одновременно с нормализацией экономической, социально-политической обстановки, в стране сокращается социальная база для лидеров популистского толка с неприкрытыми авторитарными устремлениями.

Президентские выборы в России 1996 года продемонстрировали неиссякаемый популизм Б.Н.Ельцина, который, благодаря как личным политическим качествам, так и эффективной деятельности своей предвыборной команды, в течение нескольких недель повысил свой рейтинг буквально с нулевой отметки до уровня, необходимого для победы на выборах. Политический стиль Б.Ельцина во время всего президентства был сильно окрашен популизмом. Характерными особенностями ельцинского популизма являются создание культа вождя, его легкомысленные посулы народу, за которые он никогда не отвечал, фабрикация образа врага, конструирование биполярного мира, равнодушие к нуждам народа, и его обращения к тому же народу за поддержкой каждый раз, когда его власти угрожала опасность.

В условиях открытой политической борьбы успех претендента на выборную должность в значительной степени зависит от способности самого политического деятеля на основе знания требований и настроений избирателей предложить понятную для большинства населения политическую программу, доходчиво донести ее содержание до сознания различных социальных групп, заставить поверить людей в свои планы, выдвинуть лозунги, способные привести электорат в день выборов на избирательные участки.

Общеизвестен негативный опыт лидера движения "Демократический выбор России" Е.Гайдара, который свою предвыборную кампанию 1993 года построил на апелляции к интеллекту электората, не разъясняя людям в доступной для них форме свои позиции и цели, и, являясь фаворитом предвыборной гонки, в результате проиграл партийные выборы в Государственную Думу Либерально-демократической партии В.Жириновского.

Популизм в современной России имеет также различные оттенки. Правого популизма придерживаются такие радикалы, как российские фашисты и националисты. Решение социальных проблем они видят в изгнании из своих регионов лиц отдельных национальностей, формировании руководства регионов и страны по национальному признаку. Умеренные правые популисты решение российских проблем сводят к приведению макроэкономических показателей к среднемировым, игнорируя специфику России и условия проведения реформ.

Для умеренных левых популистов характерны уравнительные настроения, для радикальных – возврат к распределительному прошлому, восстановление разрушенного Союза ССР и советского строя.

В последние годы среди политиков стал моден популизм патриотического содержания, которому подвержены политические лидеры как правого, так и левого направления политического спектра.

Глубокая социально-культурная дифференциация, имеющая место в современной России, является основной причиной распространенности обвинений в популизме представителей как законодательной, так и исполнительной власти. По объективным российским причинам в большей степени подвержены популизму именно представительные органы власти в силу конституционной ограниченности их полномочий. Самым распространенным популистским приемом законодателей является принятие социальных законов, не обеспеченных финансами, а также принятие громких постановлений и обращений к избирателям, парламентам и т.д. по социальным, экономическим или политическим вопросам, не имеющих никакой юридической силы.

С другой стороны, исполнительные органы власти зачастую свои просчеты относят к отсутствию соответствующих законов и низкой эффективности работы представительных органов власти.

В условиях публичной политики необходимой предпосылкой эффективной деятельности политического лидера становится завоевание поддержки у населения. Не заручившись такой поддержкой, лидер в демократической политической среде не получит возможности проводить свою политику, какой бы прогрессивной и правильной она ни была. Так, имеющий высокий рейтинг среди населения Президент России В.В.Путин, не обладая явной харизмой, успешно овладевает техникой харизматического внушения. Чего стоит только одно высказывание "мы их и в сортире замочим". Его последние хождения в народ во время поездок по стране убеждают в том, что и ему не чужды популистские приемы, которыми он начинает пользоваться все чаще. Народная поддержка необходима политическому лидеру для проведения в жизнь решений, особенно непопулярных в чиновничьей среде.

При отсутствии у лидера подлинной харизмы он должен владеть техникой харизматического внушения, то есть, не высказывая никаких ясных и глубоких идей, создавать их видимость. Это возможно только в том случае, когда лидер полон уверенности в собственной принципиальности. Избиратели легко разоблачают неубедительного, неуверенного в себе политика. Рациональные циники лидерами не становятся. Они могут сделать служебную карьеру, но не политическую. Для успеха в политике необходимо добиться общественного признания. Без популизма здесь трудно обойтись.

6. Определения популизма  

Ведущие западные справочные издания дают разное толкование понятию "популизм". Так, авторитетная испанская энциклопедия "Сопена" объясняет его как "политическую доктрину, отстаиваемую Народной партией США", а популистов относит к сторонникам подобных партий и взглядов, называя среди них итальянских фашистов и русских коммунистов".[21]

В Американской энциклопедии термин "популизм" вовсе отсутствует. Составители этого издания ограничились статьей "Народная партия" - "политическая партия, которая начала существовать в годы максимальных беспорядков в сельском хозяйстве США".[22]

В преломлении к современному определению понятия "популист" многие западные издания сходятся, интерпретируя его как члена политической партии, претендующей на отражение интересов рядовых людей или как человека, стремящегося представлять интересы массы или простых людей.

Некоторые политические деятели считают популизмом искусство завоевывать симпатии людей.

Однако, апелляция различных политических сил к народу, а тем более спекуляция именем народа еще не является популизмом. Амплитуда употребления термина в западной науке столь велика, что затрудняет выработку его научной дефиниции. Путь к прояснению проблематики популизма лежит через изучение специфики каждого явления, называемого популистским.

Ряд политологов определяет популизм как податливость больших человеческих масс на простые объяснения сложных проблем, на примитивные громкие лозунги, а также как демагогические политические действия, в ходе которых стремятся использовать эту податливость.

В более детальном виде их популизм представляется как набор технологий, таких как приоритет простых решений, апелляция к простоте и понятности предлагаемых мер; преобладание значимости малых, но конкретных дел; заигрывание с массами, игра на "ожиданиях" народа.

В российских справочных изданиях популизм рассматривается как "деятельность, имеющая целью обеспечение популярности в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов и т.д. Популист в современной политике: деятель, заигрывающий с массами".[23]

В результате анализа этого феномена, обобщения данных его исследователей можно определить популизм как:

  • Исторически сложившийся переходный тип политического сознания;

  • Термин, используемый для обозначения различных социально-политических движений и идеологий, в основе которых лежит апелляция к широким народным массам;

  • Политическая деятельность, основанная на манипулировании популярными в народе ценностями и ожиданиями.

Популизму характерны соответствующие принципы. Социально-политические движения и политические деятели используют популистские методы. Политиков-популистов характеризует определенный стиль политической деятельности.

Популизм, как политическое явление, возникает в странах, где имеются определенные демократические институты - всеобщее избирательное право, равноправие граждан, свобода слова, право на объединение. Только при этих условиях народные массы в качестве избирателей выступают участниками политического процесса. Только тогда попытки апелляции к настроению населения, попытки подстроиться под массовое сознание могут стать средством завоевания власти.

Популизм распространен в наибольшей мере среди слоев с низким уровнем политической и правовой культуры и в условиях еще не упрочившихся структур народовластия. Популизм рассчитан в большей степени на обывателей, неспособных рационально оценивать действия, поведение и высказывания политиков. Любимые темы доверчивого обывателя - проблемы справедливости, привилегий, свободы, поиска универсальных средств для решения практически всех задач.

Однако на определенных этапах развития общества возникают моменты, когда более благополучные и образованные слои желают услышать от кого-то простые и ясные рецепты выхода из трудностей. Необоснованная и огульная критика своих политических соперников является характерной чертой популистских лидеров. Ярким примером может служить антикоммунистическая кампания, развернутая кандидатами в борьбе за власть в первой половине 1990-ых годов, и антидемократическая – на исходе века.

Характерной особенностью популизма является прямой контакт между лидерами, обладающими способностями воздействовать на умы и чувства людей, и массами без посредства политических институтов. Популизм тяготеет к сильной личности, харизматическому лидеру, вождю, для которого важнее всего не какие-либо программы, выработанные партийными или иными инстанциями, а "голос народа", реальные настроения и чаяния "простого человека", которыми бы он и руководствовался в качестве программы действий.

Основные идеи популизма: прямое участие народа в управлении, так называемая "прямая демократия", недоверие к представительным государственным институтам, критика бюрократии, коррупции и т.д.

Популизм - это комплекс непосредственных политических реакций индивидов на развитие событий, систематически ущемляющее их ближайшие интересы. В сфере политического действия он проявляется чаще всего в виде акций гражданского неповиновения, общественных кампаний, “походов” в знак протеста против конкретных мероприятий власти.

Для популизма характерны вера в возможность простейшего решения социальных проблем, выражающихся в пристрастиях к экономическим и политическим панацеям, вере в то, что одно или несколько простых мероприятий могут радикально изменить к лучшему всю общественную ситуацию.

Популизм является характерной чертой политического радикализма с его категоричными требованиями, нежеланием ждать, отсутствием выполнимых программ решения общественных проблем. Чем более радикален политик, тем в большей мере он пользуется популистскими приемами.

Политик-популист не думает ни о последствиях, ни о своих возможных действиях в случае прихода к власти. Для него главное - получить как можно больше голосов в данный момент. Потом придут другие моменты, другие лозунги. А так как настроения толпы переменчивы, популистская политика со стороны выглядит бесцельным метанием из стороны в сторону. На самом же деле здесь точный и тонкий расчет, состоящий в том, чтобы всегда быть в фарватере большинства. Различные меньшинства - политические, религиозные, национальные - популистов не интересуют, т. к. не определяют результаты выборов. Именно поэтому популизм, одержав победу, приводит зачастую к авторитаризму с явными тенденциями на установление тоталитарной диктатуры, потому что самый простой способ борьбы с недовольными - их физическое устранение.

Популизм выступает в качестве специфической политической рекламы политика, приукрашивающей реальные способности и возможности кандидата на выборные должности. Сами по себе обещания не содержат ничего предосудительного. Подобные приёмы используют практически все политические силы и политики, тем более те, кто находится у реальных рычагов власти. Главным же здесь является то, насколько объявленные предвыборные обещания будут фактически выполнены, насколько искренен был конкретный лидер в своих предвыборных планах изменить жизнь к лучшему. То есть важно, чтобы обещания не превратились в популизм, ибо не всякое обещание выступает в качестве популизма.

Однако популизм в определённых ситуациях имеет границы своего действия, за пределами которых он не срабатывает, а, наоборот, играет роль антирекламы. Если политический лидер или политическое движение уже не раз прибегали к популистским методам, то невыполненные ими обещания, накапливаясь год от года, могут дать сбой в очередной предвыборной кампании.

Популизм, как политологическое понятие, не может быть ни однозначно положительным, ни безусловно отрицательным. Характеризовать его можно по степени воздействия на сознание масс, эффективности воплощения в жизнь популистских лозунгов, конечным результатам популистской политики.

Развитие популистских тенденций чревато издержками в силу противоречивой природы популизма, отражающей противоречия массового сознания. Причем издержки эти тем серьезнее, чем слабее демократические традиции общества. Положительный момент заключается в том, что общественно-политический опыт народа, участие в выборных кампаниях является лучшей школой демократии, воспитывающей у избирателя чувство социальной ответственности за результаты выборов.

7. Развитие популистского мировоззрения современными исследователями  

Современная действительность показала, что популизм доказал свою состоятельность в качестве политического явления, оказывающего значительное воздействие на политическую жизнь общества.

"Призрак бродит по свету, призрак популизма", - констатировали участники конференции по проблемам популизма, проходившей в 1969 году в Лондонской школе экономики. Как бы усиливая впечатление призрачности, они отметили, что суть столь часто упоминаемого явления остается неуловимой: "... никто не представляет себе в точности, что это такое... его смысл ускользает, не поддается определению".[24] В числе участников конференции были такие крупные исследователи, как А.Турэн, И.Берлин, Л.Шапиро, А.Валицки, Д.Макрэ, Дж.ф.Манчини, Р.Хофстедтер, Х.Сегон-Уотсон и другие.

На конференции выделили шесть основных вопросов, ответ на которые позволяет сделать вывод, что такое популизм: единое явление, несмотря на множественность его воплощений, или просто термин, неправильно употребляемый в совершенно разнородных контекстах.

Первый из вопросов состоит в том, чем является популизм - идеологией, движением или тем и другим.

Второй - возможно, популизм - постоянно возрождающийся тип мышления, проявляющийся в различных исторических и географических условиях в результате возникновения особой социальной ситуации, при которой промежуточные социальные факторы или отсутствуют, или слишком слабы.

В-третьих, популизм можно определить в терминах политической психологии. Популизм проникнут ощущением, что против народа упорно и целенаправленно плетется сеть явных и тайных заговоров.

Главная установка популизма - это, в-четвертых, - подозрительность в отношении неведомых внешних сил: колониального угнетения, людей, живущих в городах, где осуществляются международные контакты, банкиров, иностранных капиталистов и т.д. Популизм как таковой характеризуется специфическим негативизмом - он весь "анти": антикапиталистический, антиурбанистский, антисемитский, проникнутый ксенофобией.

С другой стороны, и это пятое положение, популисты боготворят народ. Однако народ, который боготворят популисты, непременно слаб и несчастен, причем обязательно из-за того, что ему вздохнуть не дают заговорщики. Установлено, что народ чаще всего отождествляется с крестьянством, бывшим, да и остающимся, особенно в слаборазвитых странах, самым обездоленным классом. Чем более оно обездолено, тем сильнее полагается его боготворить.

Наконец, в-шестых, этот постоянно возрождающийся тип мышления, как свидетельствует история, обычно исчезал, растворяясь в более устойчивых идеологиях и движениях. Существовало три пути, ведущих от него. Первый вел к социализму. Второй - к национализму. Третий, как это происходило, например, в Восточной Европе перед второй мировой войной и после нее, вел к почвенничеству.[25]

Почвенничество - течение русской общественной мысли 1860-ых годов, основанное на сближении образованного общества с народом ("почвой") на религиозно-этической основе. Почвенники придерживались идеи о "национальной почве" как основе социального и духовного развития страны, констатируя при этом разрыв образованной части общества с народной "почвой" и доказывая необходимость его преодоления на основе духовного единения. Почвенничество тесно переплетается с популизмом, благодаря идентичным ценностям.

Обычный путь большинства западных исследователей, стремящихся найти корень единства разнородных политических и идеологических феноменов, тем не менее, прочно скрепленных друг с другом в сознании или подсознании, начинается с попыток вывести смысл понятия из значения термина. Популизм - идеология, исходящая из признания народа главной ценностью в противовес государству (индивиду, другим народам). Такова характерная схема их "терминологического" объяснения.

По мнению исследователя популизма Д.Макрэ, "суть популизма - романтический примитивизм. Вследствие этого он внутренне аполитичен и не создает основы для возникновения устойчивой партии, сохраняющейся независимо от превратностей массового движения. Его программа - реставрация почвеннических добродетелей. Популизм не останавливается на демократии, а стремится к единодушию, он приносит защищаемую им свободу в жертву моральному единству. Он требует от государства осуществления "реставрации", однако государству и бюрократии не доверяет и предпочитает им общинные и личные добродетели. Примитивизм неизбежно имеет определенный оттенок антиинтеллектуализма".[26]

Д.Макрэ решительно отрицает распространенное мнение о "прогрессивности" популизма, как такового, и называет идеологию популизма "убогим, хотя и влиятельным типом мышления". По его мнению, "еще более существенно то, что популизм очень часто выступает в современном мире в неразрывном единстве с национализмом, а иногда с национализмом и марксизмом одновременно".[27]

Исторически популизм фигурировал как защитное и корректирующее явление, не являясь разрушительным или революционным движением. Его суть заключается в восстановлении утраченного. Исторические основания популизма следует искать в двойственности реакции людей на кризисы в процессе развития, подрывающие устои жизни периферийной части населения, которая если и понимает неизбежность реформы общества, то только с позиции традиционных ценностей. В этом проявляется консервативный фактор политического влияния популизма. Однако его проявления можно обнаружить и в делах, касающихся контроля за большим бизнесом, охраной окружающей среды, правами потребителя.

Популизм может быть выделен из ряда таких феноменов, как национализм, расизм, этноцентризм, на основе специфики характерных для него средств мобилизации людей. Он направляет общество против институтов власти и элиты, которые, по их понятиям, "оторвались от народа". Функционально популизм можно расценить в качестве корректирующего движения, но не революционного.

Исследователь популизма М.Конован считает, что термин "популизм" "в зависимости от контекста может относиться к множеству разнообразных явлений". Он предлагает различать аграрный и политический популизм. Касаясь стран, являвшихся республиками бывшего СССР, по его мнению, мы имеем дело с политическим популизмом, который одновременно может рассматриваться как идеология, как социальное движение, "как своего рода возрожденное самосознание, возникшее из разных исторических и географических контекстов как результат особой общественной ситуации", и как специфическая политическая психология.[28]

Многообразие идей популизма создает основу для демократических, консервативных, реакционных тенденций и, соответственно, различных его оценок - "левый популизм", "правый популизм". Ключевым словом левых популистов является "справедливость" в ее принудительно-распределительном варианте. У правых - слово "порядок", чаще всего военно-полицейский.

Левые склонны эксплуатировать экологические проблемы или проблемы равенства-братства. А правые - проблемы национальные.

Некоторые ученые (В.Заславский) предлагают определять популизм в зависимости от отношения к формам собственности. По их мнению, это главный параметр в корне различающийся в обществах, основанных на рыночном и командно-административном типах социальной координации.

Популистские нападки могут, в известной степени, ослабить интеграционные процессы, привести к разъединяющим общество результатам. Сказывается его приверженность индивидуальной свободе и морали в противовес коллективной мысли и согласию. Но популизм сам по себе не способен трансформироваться в рабочую систему, так как популистские декларации обходят молчанием способы реализации желаемого. Демократической системе можно навязать популистские атрибуты, но это не означает возникновения нового способа перестройки системы, тем более универсального для всех случаев жизни.

Можно с уверенностью сказать, что популистское сознание - это особый демократический компонент политической культуры, сутью которого является стремление широких народных масс к подлинному и непосредственному участию в политическом процессе. Любой политик, действующий в условиях демократии, должен быть немного популистом, так как полное игнорирование нужд избирателей во имя теорий приводит к поражению на выборах. В явлении популизма, как совокупности форм и методов за влияние в народе, важно - во имя чего ведется эта борьба, как будет использовано это влияние и что в итоге получит народ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Авторитаризм и демократия в развивающихся странах / В.Г.Хорос, Г.И.Мирский, К.Л.Майданик и др. – М.:Наука, 1996. – 336с.

2.      Гитлер А. Моя борьба: Пер. с нем. - Ашхабад, 1992. - С.243

3.      Кейта М. Речи и выступления. М., 1964.- С.85

4.      Революция и гражданская война в описании белогвардейцев. - М.-Л.: Госиздат, 1926. - С.25

5.      Политология: Энциклопедический словарь. - М., 1993. - С.306

6.      Хорос В.Г. Идейные течения народнического типа в развивающихся странах. – М.:Наука, 1980. – 286с.

7.      Хорос В.Г. О популистских течениях в развивающихся странах // Вопросы философии, 1978. №1. С.108-120

8.      Conovan M. Populism. N.Y., 1981. - P.13

9.      Enciclopedia universal Sopena: Diccionario ilustrado de la lenqua espanola. T.7. - Barselona: Sopena, 1980. - P.6900

10.Gamble A. The Free Economy a. the Strong State: The Polit. of Thatcherism. - L., etc.: 1988. - 263p.

11.Godwin L. The Populist Moment: A Short History of the Agrarian Revolt in America. N.Y., 1978. - P.192-193

12.Goldman E.F. Rendezvous with Destiny. A History of Modern American Reform. N.Y., 1956. - P.46

13.Grand dictionnaire enciclopedique Larousse. T.8. - Paris: Librairie Larousse, 1984. - P.8340

14.Hicks J.D. The Populist Revolt: A History of the Farmers Alliance and the People’s Party. Minneapolis, 1931. - P.407

15.Hofstadter R. The Age of Reform. From Bryan to FDR. N.Y., 1955. - P.4-5,61

16.Lazarus S. The Genteel Populists. N.Y., Holt, Rinehart and Winston, 1974. P.124

17.Nugent W.T.K. The Tolerant Populists. Chicago, 1963. - P.233-234

18.Populism. Its Meanings and National Characteristics. Ed. by Jonescu G., Gellner E. L., 1969. – 263p.

19.Populism: Reaction or Reform? Ed by Saloutos T.Huntington. N.Y., 1978. - P.45

20.Stokes B. Helping Ourselves: Local Solutions of Global Problems. N.Y., 1981. - P.141

21.The Enciclopedia Americana: International edition.: compl. in 30 vol. - N.Y., 1973. V.21. - P.558

22.The Politics of Thatcherism / Ed. by Hall S., Jacques M. - L., 1985. - 344p.

23. Wortman R. The Crisis of Russian Populism. Cambridge, 1967. P.16-17



[1] Grand dictionnaire enciclopedique Larousse. T.8. - Paris: Librairie Larousse, 1984. - P.8340

[2] Wortman R. The Crisis of Russian Populism. Cambridge, 1967. P.16-17

[3] Хорос В.Г. О популистских течениях в развивающихся странах // Вопросы философии, 1978. №1. С.108-120

[4] Nugent W.T.K. The Tolerant Populists. Chicago, 1963. - P.233-234

[5] Hicks J.D. The Populist Revolt: A History of the Farmers Alliance and the People’s Party. Minneapolis, 1931. - P.407

[6] Hofstadter R. The Age of Reform. From Bryan to FDR. N.Y., 1955. - P.61

[7] Goldman E.F. Rendezvous with Destiny. A History of Modern American Reform. N.Y., 1956. - P.46

[8] Populism: Reaction or Reform? Ed by Saloutos T.Huntington. N.Y., 1978. - P.45

[9] Populism. Its Meanings and National Characteristics. Ed. by Jonescu G., Gellner E. L., 1969. - P.159

[10] Godwin L. The Populist Moment: A Short History of the Agrarian Revolt in America. N.Y., 1978. - P.192-193

[11] Гитлер А. Моя борьба: Пер. с нем. - Ашхабад, 1992. - С.243

[12] Революция и гражданская война в описании белогвардейцев. - М.-Л.: Госиздат, 1926. - С.25

[13] Stokes B. Helping Ourselves: Local Solutions of Global Problems. N.Y., 1981. - P.141

[14] Авторитаризм и демократия в развивающихся странах / В.Г.Хорос, Г.И.Мирский, К.Л.Майданик и др. – М.:Наука, 1996. – С.221-231

[15] Кейта М. Речи и выступления. М., 1964.- С.85

[16] Хорос В.Г. Идейные течения народнического типа в развивающихся странах. – М.:Наука, 1980. – С.3-19

[17] Hofstadter R.The Age of Reform. N.Y., 1960. P.4-5

[18] Lazarus S. The Genteel Populists. N.Y., Holt, Rinehart and Winston, 1974. P.124

[19] The Politics of Thatcherism / Ed. by Hall S., Jacques M. - L., 1985. – P.78

[20] Gamble A. The Free Economy a. the Strong State: The Polit. of Thatcherism. - L., etc.: 1988. – P.56

[21] Enciclopedia universal Sopena: Diccionario ilustrado de la lenqua espanola. T.7. - Barselona: Sopena, 1980. - P.6900

[22] The Enciclopedia Americana: International edition.: compl. in 30 vol. - N.Y., 1973. V.21. - P.558

[23] Политология: Энциклопедический словарь. - М., 1993. - С.306

[24] Populism: Its Meanings and National Characteristics. Ed. by Jonescu G., Gellner E. - L., 1969. - P.1

[25] Jonescu G., Gellner E. Introduction. - In: Populism: Its Meanings and National Characteristics. - L., 1969. - P.3

[26] МacRae D. Populism as an Ideology. - In: Populism: Its Meanings and National Characteristics. - L., 1969. - P.162

[27] МacRae D. Populism as an Ideology. - In: Populism: Its Meanings and National Characteristics. - L., 1969. - P.163

[28] Conovan M. Populism. N.Y., 1981. - P.13

Работа издана в Северо-Западной академии государственной службы, г.Санкт-Петербург, 2001 год